Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 22 декабря 2025
Александра Артюшкина

Мы видим, как развивается ресторанный рынок в регионах и вместе с ним уникальная гастрономическая культура городов

Руководитель управления ресторанного бизнеса «Яндекс Еды» специально для исследования рынка общественного питания 2025

Каким был 2024 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию? Какие факторы оказали наибольшее влияние на бизнес?

Можем сказать, что 2024 год был для нас успешным, фудтех продолжает расти и Яндекс Еда вместе с ним. За прошлый год ресторанный бизнес Еды вырос на 44%. Аудитория нашего сервиса уже превышает 20 млн пользователей, сейчас с нами работают более 60 тыс. ресторанов и 56 тыс.розничных магазинов. Кроме того, мы запустили новую вертикаль в Еде – наш офлайн-сценарий «Куда сходить», который помогает спланировать поход в ресторан, прошлой осенью расширили его функциональностью бронирований.

Мы продолжили заниматься развитием гастроэкспертизы сервиса, закрывать разные сценарии, связанные с едой. Наш технологический ресторанный гид Ultima Guide Яндекс Еда запускался в новых городах, например, в Санкт-Петербурге, Сочи, Красноярске, а также готовился к обновлению в городах присутствия, с чего мы и начали 2025 год. 

Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2025 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите?

Могу сказать, что мы довольны результатами первого полугодия, нам удалось запустить запланированные проекты, например, AI-ассистент «Еда AI», который подскажет, что заказать и куда сходить на основе пользовательских запросов, подключили важных партнеров в ритейле и расширили региональное покрытие, наш офлайн-раздел «Куда сходить» расширился за пределы России. Не могу не сказать, случился важный эмоциональный для нас момент – 8 марта мы поставили рекорд и выполнили 1 млн заказов в день, это очень важная веха для Еды.

Помимо запусков, мы последовательно занимались вопросами ценообразования. Так, в первом квартале стоимость доставки в ресторанах курьерами-партнерами сервиса снизилась на 12%. Это важно, так как пользователи обращают внимание при выборе ресторана в том числе и на стоимость доставки. 

Сейчас главные драйверы – покупательское поведение с большим фокусом на выгодные предложения и развивающаяся привычка заказывать, об этом говорят и показатели рынка: оборот доставки готовой еды растет в 1,6 раза быстрее оборота общепита. Кроме того, мы видим серьезный потенциал для роста и в рамках экосистемы Яндекса: например, 3 из 4 пользователя Такси еще не заказывали в Еде и мы будем работать с этой аудиторией.

Трансформировалась ли за последний год модель работы с партнерами, размер комиссии, стратегия по их привлечению и удержанию? Изменился ли подход к работе с агрегаторами у самих ресторанов, стали ли они чаще делать ставку на собственные сервисы доставки?

Сотрудничество с агрегатором остаётся популярным способом организации доставки для ресторанов, так как создание собственной службы доставки — это сложный и дорогостоящий процесс для заведений. Мы продолжаем работать над улучшением сотрудничества с нашими партнёрами: разрабатываем новые инструменты для увеличения заказов и трафика, улучшаем функциональность личного кабинета ресторанов в Яндекс Еда Вендор, развиваем CRM-систему для работы с залом, создаём обучающие материалы и проводим образовательные мероприятия. В этом году мы организовали уже третью конференцию «Тема Еды» в Москве, которая собрала известных рестораторов, управленцев и экспертов рынка и рекордные 4500 посетителей из разных регионов страны. 

Мы много занимаемся вопросами роста партнеров на сервисе. Команда Еды постоянно получает обратную связь от партнеров и работает над созданием новых инструментов. Например, в рамках разных мероприятий и вебинаров мы проводим разбор карточек ресторанов на сервисе, они пользуются популярностью, и мы увидели запрос, чтобы такой формат работал постоянно. Для этого мы запустили отдельный проект «Рецепты роста» в нашем отраслевом Telegram-канале Тема Еды, где эксперты индустрии дают рестораторам рекомендации, как правильно оформить карточки заведений в сервисе, чтобы увеличить число заказов и нарастить прибыль. 

Мы как сервис предоставляем инструменты для продвижения на платформе, что позволяет ресторанам участвовать в акциях, подборках, улучшать свои позиции в выдаче с помощью CPA модели продвижения (Cost per Action, или стоимость действия). Развивая новые возможности, мы думаем и о новичках. В течение этого мы начисляем бонусы новым ресторанам для старта продвижения по этой модели. Использование этого инструмента помогает ресторанам стать более заметными для клиентов и, таким образом, получать в среднем до 34% дополнительных заказов. Программа запустилась в ответ на запросы партнеров о необходимости такой поддержки. По нашим оценкам, за этот год начисления получат более 20 тысяч новых ресторанов.

Кроме работы с доставкой мы активно помогаем ресторанам приводить гостей в зал. Наш офлайн-раздел «Куда сходить» уже покрывает более 80 тысяч заведений по всей стране. Пользователи могут искать ресторан для посещения по самым различным фильтрам. Также в сервисе работает онлайн-бронирование, где рестораны могут получать дополнительных гостей из аудитории Яндекс Еды. 

В рамках работы с офлайном в этом году мы активно занималась темой доверия и эмоций как важных факторов при выборе ресторана. По данным Еды, каждому пятому гостю не хватало информации об атмосфере ресторана при выборе заведения. Если раньше люди выбирали рестораны в поисковике, то сейчас они идут за этим в агрегаторы. Пользователям важно видеть более живой, эмоциональный контент. И с этого года мы даем ресторанам такую возможность и строим крупнейшую в российском фудтехе платформу о еде, где заведения-партнёры будут публиковать свои эксклюзивы — фото и видео, новости и анонсы. Рестораны смогут делать из своих карточек в Яндекс Еде собственное микромедиа и рассказывать самое интересное о заведении — например, публиковать фото интерьера, видео с кухни, новости об открытии веранды или запуске сезонных предложений. 

Насколько отличается ситуация на рынке доставки в регионах от Москвы и Санкт-Петербурга и где видите наибольший потенциал для роста?

Регионы демонстрируют активный рост, некоторые города растут больше, чем на 50-60%. Заказ доставки все меньше воспринимается людьми как нечто необычное и постепенно становится обыденной практикой. У пользователей формируется осознание того, что заказ готовых блюд позволяет существенно сэкономить время и силы, что способствует закреплению нового паттерна потребления.

Если в прошлом году я говорила, что на долю регионов приходится почти половина заказов сервиса, то сейчас уже можно сказать, что это уже больше половины. Безусловно, большой потенциал роста именно там и мы активно работаем над тем, чтобы развиваться и расти в городах: регулярно с командой сами ездим в командировки, исследуем город, «выходим в поля», встречаемся с потенциальными партнерами, разрабатываем маркетинговые кампании с локальными фокусами. 

Мы видим, как развивается ресторанный рынок в регионах и вместе с ним уникальная гастрономическая культура городов. География нашего Ultima Guide расширяется, собирая лучшие заведения и настоящие гастрожемчужины в новых городах, не так давно мы запустились в Нижнем Новгороде, Казани и за рубежом в Ташкенте, Астане и Алма-Ате. Кроме того, мы развиваем доставку из авторских ресторанов в Ultima Яндекс Еде, и теперь она доступна не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Казани, Красноярске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Сочи и Краснодаре.

Составляет ли, по вашему мнению, доступная готовая кулинария в магазинах FMCG-сетей и онлайн-ретейле конкуренцию доставке еды из ресторанов и кафе? Будет ли усиливаться этот тренд в дальнейшем?

Мы с командой скорее сторонники сильной конкуренции, она оказывает только положительное влияние и способствует развитию бизнеса. В настоящее время все участники рынка — сервисы доставки готовой еды и рестораны — вкладывают ресурсы в формирование привычки заказывать еду. Все мы – часть большого растущего рынка и стремимся к одной цели — увеличить популярность потребления готовой еды.

Мы работаем как в направлении доставки из ресторанов, так и в ритейле и уже длительное время удовлетворяем все потребности пользователей вокруг еды. В ближайшие годы мы планируем продолжать развивать ритейл и находить новые ниши для его дистрибуции на сервисе. Сейчас мы занимаемся развитием повседневного сценария потребления, у нас уже представлен широкий ассортимент готовой еды из ритейла, кулинарий, столовых. Но нам важно продолжать упрощать выбор пользователей в этом, относительно новом сценарии, чтобы он мог легко собирать сам комбо-обеды, быстро ориентироваться в большом ассортименте и легко находить именно то, что подходит ему сегодня на завтрак, обед или ужин. 

Продолжает ли влиять на бизнес дефицит кадров на рынке труда в 2025 году? Если да, то как это сказывается на работе вашей компании и какие меры предпринимаете, чтобы справляться с ситуацией? На что в большей степени делаете ставку: внедрение технологических инноваций или расширение спектра потенциальных сотрудников (например, за счет привлечения молодежи, старшего поколения, мигрантов и т.д.)?

Нехватка курьеров – это наша реальность и один из основных вызовов для рынка. Мы ищем пути решения этой проблемы, в том числе через внедрение новых технологий доставки, которые позволяют ускорить процесс и повысить заработок курьеров. Кроме того, мы активно занимаемся программой поддержки доставщиков и вкладываем средства в создание удобных условий для курьеров. Курьерам, работающим с Яндексом, предоставляются страхование на слотах, бесплатные юридические консультации, бонусы и скидки от партнёров, например, на аренду самоката или power-банков.

Как технологичный сервис, конечно, мы делаем ставку на развитие инноваций и постоянно работаем над улучшением условий для курьеров, в этом году нам удалось значительно увеличить число курьеров, использующих безопасные электровелосипеды собственной разработки. Только в Москве и Санкт-Петербурге 11 тысяч курьеров доставляют заказы на Яндекс Байках, а в общей сложности электровелосипеды доступны в 11 городах России. К концу года число курьеров, выполняющих доставку на Яндекс Байках, вырастет уже до 20 тысяч по всей стране. Яндекс Байк оснащен безопасной батареей, двигателем мощностью 240 Вт и IoT-модулем, который контролирует соблюдение ПДД и ограничивает скорость до 25 км/ч. 

Какие технологические и цифровые решения вы внедрили за последний год? Какие из них показали наибольшую эффективность? Используете ли вы data-driven подходы в маркетинге? Какие технологические инновации планируете внедрять в свой бизнес в ближайшие 2 года?

За последний год мы вместе с другими сервисами совершили качественный прорыв по внедрению ИИ в работу наших сервисов. Как известно, в Екоме Яндекса мы работаем над созданием AI-помощников для пользователей. Этой весной их первые версии уже запустились в Маркете, Лавке и Еде. Наш AI-ассистент в Еде «Еда AI» помогает выбрать ресторан, куда сходить, или же где заказать доставку. Если гости уже определились, то смогут забронировать стол в карточке заведения. Онлайн-помощник предлагает варианты как под общие запросы, так и под разные сценарии — семейный обед, вечеринка с друзьями, тихий домашний ужин и так далее. Еще наш умный ассистент умеет обрабатывать различные специфические запросы. Например, подскажет японский ресторан, где сидят на полу или сделает подборку, откуда заказать лучший том-ям в районе метро Белорусская. 

В ближайшие годы мы будем работать над агентностью нашего ассистента, развивать сценарии его использования, совершенствовать систему рекомендаций внутри приложения и упрощать выбор пользователя.

Кроме того, мы продолжаем находить новые сценарии для использования ИИ в бизнесе. С помощью ИИ проверяем и оптимизируем код, ищем тренды и аномалии в данных, выдаем GPT-подсказки операторам поддержки. Сегодня уже почти 2000 описаний для меню ресторанов генерируется в день с помощью YandexGPT. ИИ помогает и в работе с отзывами в карточках заведений.

Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2025-2026 гг.? Есть ли планы по расширению географии доставки, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?

Наша цель — быть сервисом, который поможет людям удовлетворить любые потребности в еде: заказать продукты для самостоятельного приготовления, доставку готовых блюд или выбрать ресторан для посещения и забронировать его. 

Мы продолжим развивать офлайн-возможности Еды для наших пользователей в рамках нашего раздела «Куда сходить», расширять его функциональность, помогать нашим партнерам не только с доставкой, но и с посадкой в зале. 

Большой фокус в ближайшие годы – упрощение выбора для пользователей. Одна из наших главных задач — сократить путь от желания сделать заказ до его выполнения. Персонализация играет здесь важную роль: мы уже используем персонализированные рекомендации и ранжирование и будем активно развивать эти инструменты.

Ultima Guide Яндекс Еда продолжит свое развитие как список лучших ресторанов, отобранных совместно нейросетью, экспертами и пользователями и обновится, и появится в более чем 10 городах России и стран СНГ. 

Мы планируем расширять своё присутствие в регионах, используя маркетинговые инструменты, активнее продвигать наши услуги в различных локациях и участвовать в гастрономических мероприятиях в городах.

Для партнеров мы продолжим строить платформу о еде, где рестораны будут публиковать свой контент — фото и видео, новости и анонсы. Это поможет заведениям ставиться популярнее и привлекать новых клиентов. А пользователи, узнавая больше о заведениях, смогут быстрее принимать решение о заказе столика или доставки, а наши рекомендательные технологии будут им в этом помогать.

Какие инновации на рынке доставки еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?

Мы убеждены, что будущее за гибридными форматами, объединяющими онлайн и офлайн. Люди продолжают любить посещать рестораны, и наш сервис стремится поддерживать это, развивая не только доставку, но и возможности для офлайн-взаимодействия, такие как поиск ресторанов для посещения и бронирование столиков.

ИИ-ассистенты станут неотъемлемой частью пользовательского опыта, не только подсказывая, но и выполняя действия: бронирование столиков, оформление заказов, подбор подборок. Это касается не только доставки, но и всего e-commerce, где такие сценарии активно внедряются.

Кроме того, будущее за искусственным интеллектом, способным понимать более сложные и естественные запросы. Не просто «стейкхаус», а, например: «Хочу хороший рибай до 2 тысяч рублей в 15 минутах от меня». Сейчас обрабатывать такие запросы сложно, но мы видим в этом большой потенциал для развития.

Ещё одно важное направление — повышение доверия к сервису и контенту. При выборе нового ресторана пользователям нужно больше, чем просто красивые фото и маркетинговые описания. Они хотят видеть реальную картину, и здесь ключевую роль играет пользовательский контент: отзывы, фотографии, подборки от друзей, блогеров и других гостей.

По нашим данным, почти половина пользователей всегда читает отзывы перед визитом, а треть делает это особенно внимательно, если есть сомнения. 64 % обращают внимание на фото блюд, 60 % — на интерьер, 41 % вдумчиво читают описание, 17 % оценивают атмосферу по снимкам. Каждый пятый отмечает нехватку информации об атмосфере при выборе. 42 % пользователей смотрят на расположение, 37 % — на средний чек, и почти половина изучают меню заранее.

Сегодня алгоритмы уже анализируют сотни отзывов и выделяют ключевые темы. Это позволяет быстрее понять особенности заведения, сэкономить время. И я считаю, что большое количество инноваций случится в плоскости, где сервисы будут помогать пользователям быстрее ориентироваться в этом потоке информации и помогать с выбором. 

РБК Исследования рынков Ресторанные тренды 2025 – 2026 85 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2025 129 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2025 118 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 22 декабря 2025 SmartConsult Рынок смол для ЛКМ: зависимость от импорта и перспективы развития внутреннего производства Смола является основой лакокрасочных материалов и отвечает за механическую прочность, адгезию, химическую стойкость и внешний вид покрытия. Что происходит в потреблении ключевых видов смол?

Не первый год поднимаются разговоры о сырьевой составляющей лакокрасочных материалов и ее зависимости от импортных поставок. Так, в настоящее время на долю импортной продукции приходится практически половина спроса, а наиболее зависимыми от зарубежных поставок сегментами являются эпоксидные и полиэфирные смолы — суммарная доля импорта превышает 90% потребления. При этом интересно отметить, что производство необходимых эпоксидных смол в России полностью отсутствует, а в сегменте полиэфирных смол работает не более 5 компаний, выпуская минимальный объем продукции.

Показать еще