Каким был 2024 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию? Какие факторы оказали наибольшее влияние на бизнес?
Можем сказать, что 2024 год был для нас успешным, фудтех продолжает расти и Яндекс Еда вместе с ним. За прошлый год ресторанный бизнес Еды вырос на 44%. Аудитория нашего сервиса уже превышает 20 млн пользователей, сейчас с нами работают более 60 тыс. ресторанов и 56 тыс.розничных магазинов. Кроме того, мы запустили новую вертикаль в Еде – наш офлайн-сценарий «Куда сходить», который помогает спланировать поход в ресторан, прошлой осенью расширили его функциональностью бронирований.
Мы продолжили заниматься развитием гастроэкспертизы сервиса, закрывать разные сценарии, связанные с едой. Наш технологический ресторанный гид Ultima Guide Яндекс Еда запускался в новых городах, например, в Санкт-Петербурге, Сочи, Красноярске, а также готовился к обновлению в городах присутствия, с чего мы и начали 2025 год.
Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2025 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите?
Могу сказать, что мы довольны результатами первого полугодия, нам удалось запустить запланированные проекты, например, AI-ассистент «Еда AI», который подскажет, что заказать и куда сходить на основе пользовательских запросов, подключили важных партнеров в ритейле и расширили региональное покрытие, наш офлайн-раздел «Куда сходить» расширился за пределы России. Не могу не сказать, случился важный эмоциональный для нас момент – 8 марта мы поставили рекорд и выполнили 1 млн заказов в день, это очень важная веха для Еды.
Помимо запусков, мы последовательно занимались вопросами ценообразования. Так, в первом квартале стоимость доставки в ресторанах курьерами-партнерами сервиса снизилась на 12%. Это важно, так как пользователи обращают внимание при выборе ресторана в том числе и на стоимость доставки.
Сейчас главные драйверы – покупательское поведение с большим фокусом на выгодные предложения и развивающаяся привычка заказывать, об этом говорят и показатели рынка: оборот доставки готовой еды растет в 1,6 раза быстрее оборота общепита. Кроме того, мы видим серьезный потенциал для роста и в рамках экосистемы Яндекса: например, 3 из 4 пользователя Такси еще не заказывали в Еде и мы будем работать с этой аудиторией.
Трансформировалась ли за последний год модель работы с партнерами, размер комиссии, стратегия по их привлечению и удержанию? Изменился ли подход к работе с агрегаторами у самих ресторанов, стали ли они чаще делать ставку на собственные сервисы доставки?
Сотрудничество с агрегатором остаётся популярным способом организации доставки для ресторанов, так как создание собственной службы доставки — это сложный и дорогостоящий процесс для заведений. Мы продолжаем работать над улучшением сотрудничества с нашими партнёрами: разрабатываем новые инструменты для увеличения заказов и трафика, улучшаем функциональность личного кабинета ресторанов в Яндекс Еда Вендор, развиваем CRM-систему для работы с залом, создаём обучающие материалы и проводим образовательные мероприятия. В этом году мы организовали уже третью конференцию «Тема Еды» в Москве, которая собрала известных рестораторов, управленцев и экспертов рынка и рекордные 4500 посетителей из разных регионов страны.
Мы много занимаемся вопросами роста партнеров на сервисе. Команда Еды постоянно получает обратную связь от партнеров и работает над созданием новых инструментов. Например, в рамках разных мероприятий и вебинаров мы проводим разбор карточек ресторанов на сервисе, они пользуются популярностью, и мы увидели запрос, чтобы такой формат работал постоянно. Для этого мы запустили отдельный проект «Рецепты роста» в нашем отраслевом Telegram-канале Тема Еды, где эксперты индустрии дают рестораторам рекомендации, как правильно оформить карточки заведений в сервисе, чтобы увеличить число заказов и нарастить прибыль.
Мы как сервис предоставляем инструменты для продвижения на платформе, что позволяет ресторанам участвовать в акциях, подборках, улучшать свои позиции в выдаче с помощью CPA модели продвижения (Cost per Action, или стоимость действия). Развивая новые возможности, мы думаем и о новичках. В течение этого мы начисляем бонусы новым ресторанам для старта продвижения по этой модели. Использование этого инструмента помогает ресторанам стать более заметными для клиентов и, таким образом, получать в среднем до 34% дополнительных заказов. Программа запустилась в ответ на запросы партнеров о необходимости такой поддержки. По нашим оценкам, за этот год начисления получат более 20 тысяч новых ресторанов.
Кроме работы с доставкой мы активно помогаем ресторанам приводить гостей в зал. Наш офлайн-раздел «Куда сходить» уже покрывает более 80 тысяч заведений по всей стране. Пользователи могут искать ресторан для посещения по самым различным фильтрам. Также в сервисе работает онлайн-бронирование, где рестораны могут получать дополнительных гостей из аудитории Яндекс Еды.
В рамках работы с офлайном в этом году мы активно занималась темой доверия и эмоций как важных факторов при выборе ресторана. По данным Еды, каждому пятому гостю не хватало информации об атмосфере ресторана при выборе заведения. Если раньше люди выбирали рестораны в поисковике, то сейчас они идут за этим в агрегаторы. Пользователям важно видеть более живой, эмоциональный контент. И с этого года мы даем ресторанам такую возможность и строим крупнейшую в российском фудтехе платформу о еде, где заведения-партнёры будут публиковать свои эксклюзивы — фото и видео, новости и анонсы. Рестораны смогут делать из своих карточек в Яндекс Еде собственное микромедиа и рассказывать самое интересное о заведении — например, публиковать фото интерьера, видео с кухни, новости об открытии веранды или запуске сезонных предложений.
Насколько отличается ситуация на рынке доставки в регионах от Москвы и Санкт-Петербурга и где видите наибольший потенциал для роста?
Регионы демонстрируют активный рост, некоторые города растут больше, чем на 50-60%. Заказ доставки все меньше воспринимается людьми как нечто необычное и постепенно становится обыденной практикой. У пользователей формируется осознание того, что заказ готовых блюд позволяет существенно сэкономить время и силы, что способствует закреплению нового паттерна потребления.
Если в прошлом году я говорила, что на долю регионов приходится почти половина заказов сервиса, то сейчас уже можно сказать, что это уже больше половины. Безусловно, большой потенциал роста именно там и мы активно работаем над тем, чтобы развиваться и расти в городах: регулярно с командой сами ездим в командировки, исследуем город, «выходим в поля», встречаемся с потенциальными партнерами, разрабатываем маркетинговые кампании с локальными фокусами.
Мы видим, как развивается ресторанный рынок в регионах и вместе с ним уникальная гастрономическая культура городов. География нашего Ultima Guide расширяется, собирая лучшие заведения и настоящие гастрожемчужины в новых городах, не так давно мы запустились в Нижнем Новгороде, Казани и за рубежом в Ташкенте, Астане и Алма-Ате. Кроме того, мы развиваем доставку из авторских ресторанов в Ultima Яндекс Еде, и теперь она доступна не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Казани, Красноярске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Сочи и Краснодаре.
Составляет ли, по вашему мнению, доступная готовая кулинария в магазинах FMCG-сетей и онлайн-ретейле конкуренцию доставке еды из ресторанов и кафе? Будет ли усиливаться этот тренд в дальнейшем?
Мы с командой скорее сторонники сильной конкуренции, она оказывает только положительное влияние и способствует развитию бизнеса. В настоящее время все участники рынка — сервисы доставки готовой еды и рестораны — вкладывают ресурсы в формирование привычки заказывать еду. Все мы – часть большого растущего рынка и стремимся к одной цели — увеличить популярность потребления готовой еды.
Мы работаем как в направлении доставки из ресторанов, так и в ритейле и уже длительное время удовлетворяем все потребности пользователей вокруг еды. В ближайшие годы мы планируем продолжать развивать ритейл и находить новые ниши для его дистрибуции на сервисе. Сейчас мы занимаемся развитием повседневного сценария потребления, у нас уже представлен широкий ассортимент готовой еды из ритейла, кулинарий, столовых. Но нам важно продолжать упрощать выбор пользователей в этом, относительно новом сценарии, чтобы он мог легко собирать сам комбо-обеды, быстро ориентироваться в большом ассортименте и легко находить именно то, что подходит ему сегодня на завтрак, обед или ужин.
Продолжает ли влиять на бизнес дефицит кадров на рынке труда в 2025 году? Если да, то как это сказывается на работе вашей компании и какие меры предпринимаете, чтобы справляться с ситуацией? На что в большей степени делаете ставку: внедрение технологических инноваций или расширение спектра потенциальных сотрудников (например, за счет привлечения молодежи, старшего поколения, мигрантов и т.д.)?
Нехватка курьеров – это наша реальность и один из основных вызовов для рынка. Мы ищем пути решения этой проблемы, в том числе через внедрение новых технологий доставки, которые позволяют ускорить процесс и повысить заработок курьеров. Кроме того, мы активно занимаемся программой поддержки доставщиков и вкладываем средства в создание удобных условий для курьеров. Курьерам, работающим с Яндексом, предоставляются страхование на слотах, бесплатные юридические консультации, бонусы и скидки от партнёров, например, на аренду самоката или power-банков.
Как технологичный сервис, конечно, мы делаем ставку на развитие инноваций и постоянно работаем над улучшением условий для курьеров, в этом году нам удалось значительно увеличить число курьеров, использующих безопасные электровелосипеды собственной разработки. Только в Москве и Санкт-Петербурге 11 тысяч курьеров доставляют заказы на Яндекс Байках, а в общей сложности электровелосипеды доступны в 11 городах России. К концу года число курьеров, выполняющих доставку на Яндекс Байках, вырастет уже до 20 тысяч по всей стране. Яндекс Байк оснащен безопасной батареей, двигателем мощностью 240 Вт и IoT-модулем, который контролирует соблюдение ПДД и ограничивает скорость до 25 км/ч.
Какие технологические и цифровые решения вы внедрили за последний год? Какие из них показали наибольшую эффективность? Используете ли вы data-driven подходы в маркетинге? Какие технологические инновации планируете внедрять в свой бизнес в ближайшие 2 года?
За последний год мы вместе с другими сервисами совершили качественный прорыв по внедрению ИИ в работу наших сервисов. Как известно, в Екоме Яндекса мы работаем над созданием AI-помощников для пользователей. Этой весной их первые версии уже запустились в Маркете, Лавке и Еде. Наш AI-ассистент в Еде «Еда AI» помогает выбрать ресторан, куда сходить, или же где заказать доставку. Если гости уже определились, то смогут забронировать стол в карточке заведения. Онлайн-помощник предлагает варианты как под общие запросы, так и под разные сценарии — семейный обед, вечеринка с друзьями, тихий домашний ужин и так далее. Еще наш умный ассистент умеет обрабатывать различные специфические запросы. Например, подскажет японский ресторан, где сидят на полу или сделает подборку, откуда заказать лучший том-ям в районе метро Белорусская.
В ближайшие годы мы будем работать над агентностью нашего ассистента, развивать сценарии его использования, совершенствовать систему рекомендаций внутри приложения и упрощать выбор пользователя.
Кроме того, мы продолжаем находить новые сценарии для использования ИИ в бизнесе. С помощью ИИ проверяем и оптимизируем код, ищем тренды и аномалии в данных, выдаем GPT-подсказки операторам поддержки. Сегодня уже почти 2000 описаний для меню ресторанов генерируется в день с помощью YandexGPT. ИИ помогает и в работе с отзывами в карточках заведений.
Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2025-2026 гг.? Есть ли планы по расширению географии доставки, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?
Наша цель — быть сервисом, который поможет людям удовлетворить любые потребности в еде: заказать продукты для самостоятельного приготовления, доставку готовых блюд или выбрать ресторан для посещения и забронировать его.
Мы продолжим развивать офлайн-возможности Еды для наших пользователей в рамках нашего раздела «Куда сходить», расширять его функциональность, помогать нашим партнерам не только с доставкой, но и с посадкой в зале.
Большой фокус в ближайшие годы – упрощение выбора для пользователей. Одна из наших главных задач — сократить путь от желания сделать заказ до его выполнения. Персонализация играет здесь важную роль: мы уже используем персонализированные рекомендации и ранжирование и будем активно развивать эти инструменты.
Ultima Guide Яндекс Еда продолжит свое развитие как список лучших ресторанов, отобранных совместно нейросетью, экспертами и пользователями и обновится, и появится в более чем 10 городах России и стран СНГ.
Мы планируем расширять своё присутствие в регионах, используя маркетинговые инструменты, активнее продвигать наши услуги в различных локациях и участвовать в гастрономических мероприятиях в городах.
Для партнеров мы продолжим строить платформу о еде, где рестораны будут публиковать свой контент — фото и видео, новости и анонсы. Это поможет заведениям ставиться популярнее и привлекать новых клиентов. А пользователи, узнавая больше о заведениях, смогут быстрее принимать решение о заказе столика или доставки, а наши рекомендательные технологии будут им в этом помогать.
Какие инновации на рынке доставки еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?
Мы убеждены, что будущее за гибридными форматами, объединяющими онлайн и офлайн. Люди продолжают любить посещать рестораны, и наш сервис стремится поддерживать это, развивая не только доставку, но и возможности для офлайн-взаимодействия, такие как поиск ресторанов для посещения и бронирование столиков.
ИИ-ассистенты станут неотъемлемой частью пользовательского опыта, не только подсказывая, но и выполняя действия: бронирование столиков, оформление заказов, подбор подборок. Это касается не только доставки, но и всего e-commerce, где такие сценарии активно внедряются.
Кроме того, будущее за искусственным интеллектом, способным понимать более сложные и естественные запросы. Не просто «стейкхаус», а, например: «Хочу хороший рибай до 2 тысяч рублей в 15 минутах от меня». Сейчас обрабатывать такие запросы сложно, но мы видим в этом большой потенциал для развития.
Ещё одно важное направление — повышение доверия к сервису и контенту. При выборе нового ресторана пользователям нужно больше, чем просто красивые фото и маркетинговые описания. Они хотят видеть реальную картину, и здесь ключевую роль играет пользовательский контент: отзывы, фотографии, подборки от друзей, блогеров и других гостей.
По нашим данным, почти половина пользователей всегда читает отзывы перед визитом, а треть делает это особенно внимательно, если есть сомнения. 64 % обращают внимание на фото блюд, 60 % — на интерьер, 41 % вдумчиво читают описание, 17 % оценивают атмосферу по снимкам. Каждый пятый отмечает нехватку информации об атмосфере при выборе. 42 % пользователей смотрят на расположение, 37 % — на средний чек, и почти половина изучают меню заранее.
Сегодня алгоритмы уже анализируют сотни отзывов и выделяют ключевые темы. Это позволяет быстрее понять особенности заведения, сэкономить время. И я считаю, что большое количество инноваций случится в плоскости, где сервисы будут помогать пользователям быстрее ориентироваться в этом потоке информации и помогать с выбором.