50 000 ₽
Демоверсия
Ресторанные тренды 2021-2022
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков

Ресторанные тренды 2021-2022

Больше исследований по этой теме: рестораны2021
Дата выпуска: 8 ноября 2021
Количество страниц: 282
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 70956
50 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы Выпуски
Описание

Обзор «Ресторанные тренды 2021 – 2022» посвящен подробному анализу основных событий, динамики развития, а также тенденциям и прогнозам на российском рынке общественного питания. Отчет входит в серию исследований российского рынка общественного питания, выполненной командой аналитиков РБК Исследования рынков. Статистика была получена путем комплексного анализа данных 1 050 сетей общественного питания, работающих в России, мнений ведущих экспертов рынка, а также изучения потребительского поведения 4 150 российских посетителей ресторанов и кафе.
В исследовании подробно проанализированы изменения в поведении посетителей заведений общественного питания, произошедшие вследствие пандемии COVID-19, макроэкономических предпосылок, а также актуальных потребительских трендов и новых законодательных инициатив. Обзор также включает анализ передовых технологических трендов, которые успешно применяются на мировом и российском ресторанном рынке. 
Впервые в 2021 году «РБК Исследования рынков» совместно с ФРиО («Федерация рестораторов и отельеров России») провели совместный опрос представителей ресторанного бизнеса. Всего в опросе приняли участие около 70 экспертов. Данное исследование позволило определить основные опасения рестораторов по поводу будущего развития рынка общественного питания в России, а также выявить основные направления, в которых общепит продолжает развиваться в период продолжающейся пандемии COVID-19.
Наконец, в отчете представлены эксклюзивные интервью топ-менеджмента ведущих операторов рынка доставки. В исследовании 2021 года в роли экспертов выступили: Сергей Анастасия Грашкина и Михаил Немцан, сооснователи сервиса здорового питания BeFit; Александр Якимец, директор по маркетингу и продукту CHIBBIS.RU; Владислав Петлюк, основатель сети Coffee in; Сергей Бунцевич, основатель и генеральный директор федеральной сети кофейных баров Coffee Way; Блажей Бернард Райсс, генеральный директор ООО «Урбан Кофикс Раша»/ CEO Cofix Global; Олег Хаустов, заместитель генерального директора Delivery Club; Владимир Михеев, управляющий партнер компании DO.BRO COFFEE; Даниэль Рубиновски, генеральный директор сети пиццерий Domino’s в России; Дмитрий Воробьев, сооснователь сервиса Eat and train; Ольга Зиновьева, основатель Elementaree; Данил Панюшкин, основатель компании FARFOR; Артем Халимоненко, основатель ресторанов доставки еды FoodBand; Андрей Сафронов, генеральный директор Good Food; Павел Поляков, генеральный директор сети пабов Harat’s; Евгения Головкова, управляющий партнёр сети кондитерских Kuzina; Игорь Шиянов, генеральный директор Master Delivery; Марк Карена, генеральный директор «Макдоналдс» в России; Алексей Чайка, CEO ООО «Ван Груп Компани», ONE PRICE COFFEE; Кристофер Уильям Уинн, президент Папа Джонс Россия и Восточная Европа; Артур Зеленый, основатель и президент Performance Group; Александр Нигматуллин, генеральный директор Pizza Hut Russia; Кирилл Пролеев, директор по маркетингу Stardogs; Дмитрий Варакин, директор по операционной деятельности и франчайзингу Traveler’s Coffee International; Татьяна Рахманова, управляющий директор X5 Ready Food;у Дарья Шарко, заместитель директора управления развития кулинарии и полуфабрикатов, «Азбука вкуса»; Ирина Родионова, директор департамента «Свежие продукты, Собственное производство» компании «АШАН»; Ксения Лаврова, Лидер клиентского пути по кулинарии компании «ВкусВилл»; Александр Никифоров, генеральный директор компании «Алендвик»; Иван Тихов, управляющий директор Додо Пицца Евразия; Артём Гунченко, директор по продукту и управляющий партнёр «Пора Поесть»; Филипп Лейтес, основатель сети кофеен «Правда Кофе»; Хенрик Винтер, сооснователь ресторанного холдинга Tigrus; Роман Никитин, Миронов Алексей, основатели ресторанного холдинга «Маяк13»; Игорь Рожков, директор по маркетингу онлайн-ретейлера «Самокат»; Инна Трейго, соучредитель сети «Сибирские блины»; Михаил Гончаров, Управляющий компанией АО "Теремок-Инвест"; Никита Брагин, CEO «Ужин Дома»; Александр Долгов, бизнесмен, основатель «ЧебурекМИ», laser love, «Стрижевский» и т.д.; Глеб Доброрадных, финансовый директор «Яндекс.Еды»; Арташес Давтян, коммерческий директор «Яндекс.Лавки».

Исследование проведено в июле – ноябре 2021 года.
Отчет содержит 59 таблиц и 138 графиков и диаграмм.
Объем отчета – 282 стр.
Язык отчета – русский.

Развернуть
Содержание
Краткое оглавление 3
Полное оглавление 4
Все исследования ресторанного рынка 7
Мнения игроков о российском рынке общепита 8
BeFit 8
CHIBBIS.RU 10
Coffee in 12
Coffee Way 14
Cofix 17
Delivery Club 20
DO.BRO COFFEE 22
Domino’s 24
Eat and train 25
Elementaree 27
Farfor 29
FoodBand 32
Good Food 33
Harat’s Pub 35
Kuzina 37
Master Delivery 40
McDonald’s 41
ONE PRICE COFFEE 43
Papa John’s 45
Performance Group 47
Pizza Hut 50
Stardogs 52
Traveler’s Coffee 53
X5 Retail Group 55
Азбука вкуса 58
АШАН 60
ВкусВилл 62
ГК «Алендвик» 63
Додо Пицца 64
Пора Поесть 67
Правда Кофе 68
Ресторанный холдинг Tigrus 70
Ресторанный холдинг «МАЯК 13» 72
Самокат 75
Сибирские блины 76
Теремок 78
Ужин Дома 79
Чебурекми 80
Яндекс.Еда 82
Яндекс.Лавка 84
Ключевые тренды и тенденции российского рынка общественного питания 88
Тренды рынка от российских рестораторов: результаты опроса РБК и ФРиО 88
Основные результаты 88
Направления развития ресторанной индустрии в 2022 г. 94
Налоговые льготы по НДС 98
Состав выборки 98
Пандемия COVID-19 не стихает 99
Ситуация в мире 99
Ситуация в России 102
Заболеваемость 102
Смертность 104
Отношение к вакцинации 106
COVID-19 vs доходы 113
Стратегии развития компаний на 2021-2022 гг. в условиях COVID-19 114
Влияние пандемии COVID-19 на рынок общественного питания 130
Отношение россиян к введению идентификационных QR-кодов для посещения кафе и ресторанов 130
Влияние введения QR-кодов на посещение кафе и ресторанов 136
Изменения частоты заказов еды навынос, вызванные COVID-19 140
Заведения быстрого питания без официантов, фуд-корты в торговых центрах 141
Кофейни, кафе-кондитерские 145
Рестораны и кафе с обслуживанием 149
Затраты россиян на питание вне дома: возврат к сберегательной модели потребления? 152
Сегментация посетителей 152
Уличные киоски, автобуфеты, фургоны 156
Кафе при АЗС 160
Заведения быстрого питания, фуд-корты в ТРЦ 163
Кофейни, кафе-кондитерские 167
Пивные рестораны / пабы / бары 171
Рестораны с обслуживанием 175
Отношение россиян к питанию вне дома 179
«Питание вне дома – это дорогое удовольствие» 179
«Питание вне дома вредно для здоровья» 183
«Питание вне дома – это часть моей повседневной жизни» 187
«Питание вне дома – небезопасно из-за COVID-19» 190
Переменам быть: чего хотят посетители от рестораторов? 193
Изменения стиля жизни посетителей ресторанов и кафе 202
Социальные медиа как канал продвижения и социальной коммерции для сетей общественного питания 208
Возможности социальных медиа для продвижения и социальной коммерции 208
Активность пользователей в социальных медиа 208
Возможности социальных медиа для развития бизнеса в сфере общественного питания 213
Активность игроков рынка общественного питания в социальных медиа 214
Аудитория сетей общественного питания в Instagram, «ВКонтакте» и Facebook 214
Рейтинг ведущих сетей общественного питания в России по количеству подписчиков во «ВКонтакте» 217
Рейтинг ведущих сетей общественного питания в России по количеству подписчиков в Instagram 220
Рейтинг ведущих сетей общественного питания в России по количеству подписчиков в Facebook 223
Гастромаркеты 226
Готовая кулинария: усиление конкуренции между общепитом и ретейлом 234
Доставка: новые рекорды на фоне очередных волн COVID-19 236
Технологические тренды 242
Роботизация 242
Технология самообслуживания 242
Роботы – официанты 244
Кухонные роботы 246
Роботы – курьеры 248
Иные роботы в сфере обслуживания 251
Рост популярности заменителей мяса 252
Международный рынок растительного мяса 252
Международный рынок клеточного мяса 253
Международный рынок морепродуктов 254
Тенденции на российском рынке 254
Чат-боты 256
Платформы размещения чат-ботов 256
Функции чат-ботов и примеры их использования 257
Потенциал чат-ботов 259
Персонализация 260
Персонализированное меню 264
Технологии распознавания лиц 265
Законодательные инициативы на ресторанном рынке 267
Освобождение от НДС 267
Отсрочка по оплате арендных платежей за III квартал 2021 года 268
Новые требования к чекам с 1 февраля 2021 года 268
Новый СанПиН до 2027 года 268
Программа предоставления субсидий малому и среднему бизнесу 268
Льготные кредиты на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели до конца 2021 года 269
Проект ФНС «Общественное питание» 269
Методология исследования 270
Список диаграмм 272
Список таблиц 279
Развернуть
Иллюстрации
Рис. 1. Форматы ресторанного бизнеса, наиболее сильно пострадавшие от пандемии COVID-19, % от опрошенных рестораторов 88
Рис. 2. Ключевые финансовые показатели деятельности опрошенных рестораторов в 2019-2021 гг., % 89
Рис. 3. Факторы, которые могут негативно повлиять на финансовые показатели в 2021 году, % от опрошенных рестораторов (среди тех, кто ожидает снижения выручки собственного бизнеса в 2021 году) 90
Рис. 4. «Оцените, пожалуйста, насколько негативный эффект от новых антиковидных мер, введенных в июне 2021 года, сопоставим с локдауном 2020 года?», % от опрошенных рестораторов 91
Рис. 5. «Распространяются ли на Ваш бизнес какие-либо из анонсированных мер государственной поддержки? Если да, то какими из них Вы воспользовались?», % от опрошенных рестораторов 91
Рис. 6. «Когда Ваша компаний выйдет на доковидные показатели выручки / оборота (март 2020 года)?», % от опрошенных рестораторов 92
Рис. 7. Факторы роста выручки в 2021 году, % от опрошенных рестораторов (среди тех, кто ожидает рост выручки собственного бизнеса в 2021 году) 93
Рис. 8. «Какие направления ресторанного бизнеса БУДУТ НАИБОЛЕЕ АКТИВНО развиваться в 2021 – 2022 гг.?», % от опрошенных рестораторов 93
Рис. 9. «В каких направлениях намерена развиваться ваша компания в 2021 – 2022 гг.?», % от опрошенных рестораторов 94
Рис. 10. «Какие тренды будут актуальны для ресторанного бизнеса в перспективе ближайших 2-х лет (до конца 2022 г.)?», % от опрошенных рестораторов 95
Рис. 11. «Какие тренды в ресторанном меню будут актуальны для ресторанного бизнеса в перспективе ближайших 2-х лет (до конца 2022 г.)?», % от опрошенных рестораторов 96
Рис. 12. «Какие изменения в меню Вы планируете внедрить в перспективе ближайших 2-х лет?», % от опрошенных рестораторов 97
Рис. 13. «С 1 января 2022 года вступает в силу закон, который освобождает от НДС рестораны и кафе с оборотом менее ₽2 млрд. Какое влияние на Ваш бизнес окажет эта мера?», % от опрошенных рестораторов 98
Рис. 14. «Является ли Ваша компания ресторанной сетью (сеть – 3 и более ресторана)?», % от опрошенных рестораторов 98
Рис. 15. «Укажите, пожалуйста, в каких ФОРМАТАХ Вы работаете?», % от опрошенных рестораторов 99
Рис. 16. Динамика распространения коронавируса в мире в январе 2020 г. – октябре 2021 г., общее количество заражений 100
Рис. 17. Количество новых случаев заболевания коронавирусом по дням в мире в январе 2020 г. – октябре 2021 г. 101
Рис. 18. Количество новых смертей от коронавируса по дням в мире в январе 2020 г. – октябре 2021 г. 101
Рис. 19. Статистические показатели по странам на конец октября 2021 года, тыс. чел. 102
Рис. 20. Динамика распространения коронавируса в России по дням в феврале 2020 г. – октябре 2021 г., чел. 103
Рис. 21. Количество новых случаев заболевания коронавирусом в России по дням в феврале 2020 г. – октябре 2021 года 104
Рис. 22. Число ВСЕХ умерших с диагнозом COVID-19 (в т.ч. в качестве основной и дополнительной причин) по месяцам в России, апрель 2020 г. – август 2021 г., чел. 105
Рис. 23. Количество новых смертей от коронавируса по дням в России в январе 2020 г. – октябре 2021 г. 106
Рис. 24. Общее число умерших (нарастающим итогом) с диагнозом COVID-19 в России в зависимости от источника информации и методологии учета, апрель 2020 г. – июль 2021 г., тыс. чел. 106
Рис. 25. «Отметьте, пожалуйста, вакцинировались ли Вы от COVID-19?», 2021 г., % от опрошенных россиян 107
Рис. 26. Причины отказа россиян от вакцинации, 2021 г., % от опрошенных россиян, которые НЕ вакцинировались от COVID-19 108
Рис. 27. Причины отказа россиян от вакцинации, 2021 г., % от опрошенных россиян, которые либо планируют поставить прививку / уже переболели COVID-19, либо не планируют вакцинироваться вовсе 109
Рис. 28. «Какой из ныне существующих вакцин Вы предпочли бы привиться?», 2021 г., % от опрошенных россиян 110
Рис. 29. «Как пандемия COVID-19 повлияла на Ваш доход?», 2021 г., % от опрошенных россиян 113
Рис. 30. «Как пандемия COVID-19 повлияла на Ваш доход?», 2020-2021 гг., % от опрошенных россиян 114
Рис. 31. «Испытывали ли Вы сложности, в связи с введением идентификационных QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей общепита 132
Рис. 32. «Испытывали ли Вы сложности, в связи с введением идентификационных QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей общепита 133
Рис. 33. «Испытывали ли Вы сложности, в связи с введением идентификационных QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей общепита соответствующего ПОЛА 134
Рис. 34. «Какое влияние на Вас оказало введение QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе 138
Рис. 35. «Какое влияние на Вас оказало введение QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ПОЛА 138
Рис. 36. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из ресторанов и кафе из-за COVID-19?», % от респондентов, посещавших соответствующие заведения общепита 141
Рис. 37. «Как изменилась частота Ваших заказов ЕДЫ НАВЫНОС из ресторанов и кафе из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей заведений быстрого питания 142
Рис. 38. Динамика ответов на вопрос: «Как изменилась частота Ваших заказов ЕДЫ НАВЫНОС из ресторанов и кафе из-за COVID-19?», июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей заведений быстрого питания 143
Рис. 39. «Как изменилась частота Ваших заказов ЕДЫ НАВЫНОС из ресторанов и кафе из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей заведений быстрого питания соответствующего ПОЛА 143
Рис. 40. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из кофеен и кафе-кондитерских из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских 146
Рис. 41. Динамика ответов на вопрос: «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из кофеен и кафе-кондитерских из-за COVID-19?», июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских 146
Рис. 42. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из кофеен и кафе-кондитерских из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ПОЛА 147
Рис. 43. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из ресторанов и кафе с обслуживанием из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с обслуживанием 150
Рис. 44. Динамика ответов на вопрос: «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из ресторанов и кафе из-за COVID-19?», июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с обслуживанием 150
Рис. 45. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из ресторанов и кафе с обслуживанием из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с обслуживанием соответствующего ПОЛА 151
Рис. 46. «Как изменились Ваши расходы на посещение ресторанов и кафе за ПОСЛЕДНИЙ ГОД (июль 2020 – июль 2021)?», % от респондентов, посещавших соответствующие заведения общепита 154
Рис. 47. «Укажите, пожалуйста, причины, из-за которых Ваши расходы на посещение ресторанов и кафе СОКРАТИЛИСЬ?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей соответствующих заведений общепита 155
Рис. 48. «Укажите, пожалуйста, причины, из-за которых Ваши расходы на посещение ресторанов и кафе ВОЗРОСЛИ?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей соответствующих заведений общепита 156
Рис. 49. Динамика изменения расходов на питание в уличных киосках, автобуфетах, фургонах, май 2015 г. – июль 2021 г., % от респондентов, посещавших УЛИЧНЫЕ КИОСКИ, АВТОБУФЕТЫ, ФУРГОНЫ 157
Рис. 50. Стратегии увеличения расходов на посещение уличных киосков, автобуфетов, фургонов, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей УЛИЧНЫХ КИОСКОВ, АВТОБУФЕТОВ, ФУРГОНОВ 158
Рис. 51. Изменения в стратегиях увеличения расходов на посещение уличных киосков, автобуфетов, фургонов, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей УЛИЧНЫХ КИОСКОВ, АВТОБУФЕТОВ, ФУРГОНОВ 158
Рис. 52. Стратегии сокращения расходов на посещение уличных киосков, автобуфетов, фургонов, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей УЛИЧНЫХ КИОСКОВ, АВТОБУФЕТОВ, ФУРГОНОВ 159
Рис. 53. Изменения в стратегиях сокращения расходов на посещение уличных киосков, автобуфетов, фургонов, июль 2019 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей УЛИЧНЫХ КИОСКОВ, АВТОБУФЕТОВ, ФУРГОНОВ 159
Рис. 54. Динамика изменения расходов на питание в кафе при АЗС, май 2017 г. – июль 2021 г., % от респондентов, посещавших КАФЕ ПРИ АЗС 160
Рис. 55. Стратегии увеличения расходов на посещение кафе при АЗС, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей КАФЕ ПРИ АЗС 161
Рис. 56. Изменения в стратегиях увеличения расходов на посещение кафе при АЗС, июль 2019 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей КАФЕ ПРИ АЗС 161
Рис. 57. Стратегии сокращения расходов на посещение кафе при АЗС, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей КАФЕ ПРИ АЗС 162
Рис. 58. Изменения в стратегиях сокращения расходов на посещение кафе при АЗС, июль 2019 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей КАФЕ ПРИ АЗС 162
Рис. 59. Динамика изменения расходов на питание в заведениях быстрого питания, фуд-кортов в ТРЦ, май 2015 г. – июль 2021 г., % от респондентов, посещавших ЗАВЕДЕНИЯ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ, ФУД-КОРТЫ В ТРЦ 164
Рис. 60. Стратегии увеличения расходов на посещение заведений быстрого питания, фуд-кортов в ТРЦ, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ЗАВЕДЕНИЯ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ, ФУД-КОРТОВ В ТРЦ 165
Рис. 61. Изменения в стратегиях увеличения расходов на посещение заведений быстрого питания, фуд-кортов в ТРЦ, июль 2019 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ЗАВЕДЕНИЙ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ, ФУД-КОРТОВ В ТРЦ 165
Рис. 62. Стратегии сокращения расходов на посещение заведений быстрого питания, фуд-кортов в ТРЦ, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ЗАВЕДЕНИЙ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ, ФУД-КОРТОВ В ТРЦ 166
Рис. 63. Изменения в стратегиях сокращения расходов на посещение заведений быстрого питания, фуд-кортов в ТРЦ, июль 2019 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ЗАВЕДЕНИЙ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ, ФУД-КОРТОВ В ТРЦ 166
Рис. 64. Динамика изменения расходов на питание в кофейнях, кафе-кондитерских, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от респондентов, посещавших КОФЕЙНИ, КАФЕ-КОНДИТЕРСКИЕ 168
Рис. 65. Стратегии увеличения расходов на посещение кофеен, кафе-кондитерских, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей КОФЕЕН, КАФЕ-КОНДИТЕРСКИХ 169
Рис. 66. Изменения в стратегиях увеличения расходов на посещение кофеен, кафе-кондитерских, июль 2019 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей КОФЕЕН, КАФЕ-КОНДИТЕРСКИХ 169
Рис. 67. Стратегии сокращения расходов на посещение кофеен, кафе-кондитерских, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей КОФЕЕН, КАФЕ-КОНДИТЕРСКИХ 170
Рис. 68. Изменения в стратегиях сокращения расходов на посещение кофеен, кафе-кондитерских, июль 2019 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей КОФЕЕН, КАФЕ-КОНДИТЕРСКИХ 170
Рис. 69. Динамика изменения расходов на питание в пивных ресторанах, пабах, барах, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от респондентов, посещавших ПИВНЫЕ РЕСТОРАНЫ, ПАБЫ, БАРЫ 172
Рис. 70. Стратегии увеличения расходов на посещение в пивных ресторанах, пабах, барах, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ПИВНЫХ РЕСТОРАНОВ, ПАБОВ, БАРОВ 173
Рис. 71. Изменения в стратегиях увеличения расходов на посещение в пивных ресторанах, пабах, барах, июль 2019 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ПИВНЫХ РЕСТОРАНОВ, ПАБОВ, БАРОВ 173
Рис. 72. Стратегии сокращения расходов на посещение в пивных ресторанах, пабах, барах, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ПИВНЫХ РЕСТОРАНОВ, ПАБОВ, БАРОВ 174
Рис. 73. Изменения в стратегиях сокращения расходов на посещение в пивных ресторанах, пабах, барах, июль 2019 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ПИВНЫХ РЕСТОРАНОВ, ПАБОВ, БАРОВ 174
Рис. 74. Динамика изменения расходов на питание в ресторанах с обслуживанием, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от респондентов, посещавших РЕСТОРАНЫ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ 176
Рис. 75. Стратегии увеличения расходов на посещение ресторанов с обслуживанием, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей РЕСТОРАНОВ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ 177
Рис. 76. Изменения в стратегиях увеличения расходов на посещение ресторанов с обслуживанием, июль 2019 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей РЕСТОРАНОВ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ 177
Рис. 77. Стратегии сокращения расходов на посещение ресторанов с обслуживанием, июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей РЕСТОРАНОВ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ 178
Рис. 78. Изменения в стратегиях сокращения расходов на посещение ресторанов с обслуживание, июль 2019 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей РЕСТОРАНОВ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ 178
Рис. 79. Отношение россиян к питанию вне дома, июль 2021 г., % от опрошенных посетителей общепита 180
Рис. 80. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это дорогое удовольствие», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе 180
Рис. 81. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это дорогое удовольствие», май 2014 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе 181
Рис. 82. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это дорогое удовольствие», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ПОЛА 181
Рис. 83. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома вредно для здоровья», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе 184
Рис. 84. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома вредно для здоровья», март 2012 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе 185
Рис. 85. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома вредно для здоровья», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ПОЛА 185
Рис. 86. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это часть моей повседневной жизни», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе 187
Рис. 87. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это часть моей повседневной жизни», март 2012 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе 188
Рис. 88. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это часть моей повседневной жизни», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ПОЛА 188
Рис. 89. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – небезопасно из-за COVID-19», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе 191
Рис. 90. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – небезопасно из-за COVID-19», июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе 191
Рис. 91. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – небезопасно из-за COVID-19», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ПОЛА 191
Рис. 92. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе 196
Рис. 93. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе 198
Рис. 94. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ПОЛА 199
Рис. 95. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе 204
Рис. 96. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», июль 2020 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе 205
Рис. 97. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ПОЛА 206
Рис. 98. Месячная аудитория ведущих социальных медиа, Россия 0+, население старше 12 лет, июль 2021 г., тыс. человек 210
Рис. 99. Месячная аудитория ведущих социальных медиа, Россия 0+, население старше 12 лет, июль 2020 г. – июль 2021 г., тыс. человек 210
Рис. 100. Месячная аудитория ведущих социальных медиа, Россия 0+, население старше 12 лет, июль 2019 г. – июль 2021 г., млн человек 211
Рис. 101. Рейтинг социальных медиа в России с наиболее активной аудиторией, октябрь 2020 г., млн сообщений за месяц 211
Рис. 102. Рейтинг социальных медиа в России с наиболее активной аудиторией, ноябрь 2019 г. – октябрь 2020 г., млн сообщений за месяц 212
Рис. 103. Рейтинг социальных медиа в России с наиболее активной аудиторией, октябрь 2020 г., млн авторов в месяц 212
Рис. 104. Рейтинг социальных медиа в России с наиболее активной аудиторией, ноябрь 2019 г. – октябрь 2020 г., млн авторов в месяц 213
Рис. 105. Мини-приложение «Макдоналдс» в социальной сети «ВКонтакте» 214
Рис. 106. Динамика суммарного числа подписчиков ведущих сетей общественного питания в социальной сети «ВКонтакте»*, июнь 2018 – июль 2021 гг., млн человек 215
Рис. 107. Динамика суммарного числа подписчиков ведущих сетей общественного питания в Instagram*, июнь 2018 – июль 2021 гг., млн человек 216
Рис. 108. Динамика суммарного числа подписчиков ведущих сетей общественного питания в социальной сети Facebook*, июнь 2019 – июль 2021 гг., млн человек 216
Рис. 109. Динамика среднего числа подписчиков, приходящегося на одну сеть общественного питания, в Instagram, «ВКонтакте», Facebook*, июнь 2018 – июль 2021 гг., тыс. человек 217
Рис. 110. Количество подписчиков ведущих сетей общественного питания в социальной сети «ВКонтакте», июль 2021 г., тыс. человек 218
Рис. 111. Динамика количества подписчиков сетей общественного питания в социальной сети «ВКонтакте», июль 2020 г. – июль 2021 г., тыс. человек 219
Рис. 112. Количество подписчиков ведущих сетей общественного питания в Instagram, июль 2021 г., тыс. человек 221
Рис. 113. Динамика количества подписчиков ведущих сетей общественного питания в Instagram, июль 2020 г. – июль 2021 г., тыс. человек 222
Рис. 114. Количество подписчиков ведущих сетей общественного питания в Facebook, июль 2021 г., тыс. человек 224
Рис. 115. Динамика количества подписчиков ведущих сетей общественного питания в Facebook, июль 2020 г. – июль 2021 г., тыс. человек 225
Рис. 116. Представленность фудмаркетов в городах России, сентябрь 2021 года, шт., %* 227
Рис. 117. Фудмаркетов, планируемых к открытию в городах России, сентябрь 2021 года, шт., %* 228
Рис. 118. Структура фудмаркетов по наличию возможности заказать доставку еды, сентябрь 2021 года, %* 229
Рис. 119. Технологии самообслуживания в Taco Bell 242
Рис. 120. Работа роботизированной руки в "ресторане будущего" KFC 243
Рис. 121. Цифровое кафе Lunch Box в Москве 243
Рис. 122. BellaBot работает в сети кофеен "Шоколадница" 244
Рис. 123. Японское кафе с роботами, удаленно управляемо людьми с ограниченными возможностями 245
Рис. 124. CLOi ServeBot от компании LG 245
Рис. 125. Робот Flippy жарит картошку фри и следит за готовкой котлет 246
Рис. 126. Робот Robotic Coffee Master от компании OrionStar 247
Рис. 127. Робот компании "Яндекс" 248
Рис. 128. Робот компании Robosharing 249
Рис. 129. Робот Dominos Nura доставляет заказ 250
Рис. 130. Робот Hyundai Motor Group в сотрудничестве с Woowa Brothers Corp. 250
Рис. 131. Робот CLOi 251
Рис. 132. Роботизированная кухня Moley Robotics 252
Рис. 133. Продукция компании Good Catch. 254
Рис. 134. Наличие чат-ботов среди крупных ресторанных сетей*, %. 258
Рис. 135. Наличие чат-ботов среди сервисов онлайн-доставки*, %. 259
Рис. 136. Наличие мобильного приложения у крупных ресторанных сетей*, %. 260
Рис. 137. Результаты исследования Yieldify: текущий и планируемый уровень внедрения персонализации по каналам среди 400 e-commerce игроков из США и Великобритании, % от опрошенных компаний 262
Рис. 138. Результаты исследования Yieldify: основные причины использовании стратегии персонализации web-сайта, % от опрошенных компаний (400 e-commerce игроков из США и Великобритании) 262
Развернуть
Таблицы
Табл. 1. Планы по развитию некоторых ресторанных проектов и сетей общественного питания на 2021-2022 гг. 117
Табл. 2. «Испытывали ли Вы сложности, в связи с введением идентификационных QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных россиян в зависимости от их социально-демографических характеристик 132
Табл. 3. «Испытывали ли Вы сложности, в связи с введением идентификационных QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей общепита соответствующего ВОЗРАСТА 134
Табл. 4. «Испытывали ли Вы сложности, в связи с введением идентификационных QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей общепита с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 135
Табл. 5. «Испытывали ли Вы сложности, в связи с введением идентификационных QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей общепита, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 135
Табл. 6. «Испытывали ли Вы сложности, в связи с введением идентификационных QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей общепита с соответствующим СЕМЕЙНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ 136
Табл. 7. «Испытывали ли Вы сложности, в связи с введением идентификационных QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей общепита с соответствующим СОСТАВОМ СЕМЬИ 136
Табл. 8. «Какое влияние на Вас оказало введение QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ВОЗРАСТА 139
Табл. 9. «Какое влияние на Вас оказало введение QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 139
Табл. 10. «Какое влияние на Вас оказало введение QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 139
Табл. 11. «Какое влияние на Вас оказало введение QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего СЕМЕЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 140
Табл. 12. «Какое влияние на Вас оказало введение QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим СОСТАВОМ СЕМЬИ 140
Табл. 13. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из заведений быстрого питания из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей заведений быстрого питания соответствующего ВОЗРАСТА 143
Табл. 14. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из заведений быстрого питания из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей заведений быстрого питания с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 144
Табл. 15. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из заведений быстрого питания из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей заведений быстрого питания, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 144
Табл. 16. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из заведений быстрого питания из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей заведений быстрого питания соответствующего СЕМЕЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 144
Табл. 17. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из заведений быстрого питания из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей заведений быстрого питания с соответствующим СОСТАВОМ СЕМЬИ 145
Табл. 18. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из кофеен и кафе-кондитерских из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ВОЗРАСТА 147
Табл. 19. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из кофеен и кафе-кондитерских из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 147
Табл. 20. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из кофеен и кафе-кондитерских из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 148
Табл. 21. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из кофеен и кафе-кондитерских из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего СЕМЕЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 148
Табл. 22. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из кофеен и кафе-кондитерских из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских с соответствующим СОСТАВОМ СЕМЬИ 148
Табл. 23. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из ресторанов и кафе с обслуживанием из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с обслуживанием соответствующего ВОЗРАСТА 151
Табл. 24. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из ресторанов и кафе с обслуживанием из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с обслуживанием с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 151
Табл. 25. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из ресторанов и кафе с обслуживанием из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с обслуживанием, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 152
Табл. 26. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из кофеен и кафе-кондитерских из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с обслуживанием соответствующего СЕМЕЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 152
Табл. 27. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из кофеен и кафе-кондитерских из-за COVID-19?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с обслуживанием с соответствующим СОСТАВОМ СЕМЬИ 152
Табл. 28. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это дорогое удовольствие», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ВОЗРАСТА 181
Табл. 29. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это дорогое удовольствие», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 182
Табл. 30. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это дорогое удовольствие», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 182
Табл. 31. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это дорогое удовольствие», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего СЕМЕЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 182
Табл. 32. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это дорогое удовольствие», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим СОСТАВОМ СЕМЬИ 182
Табл. 33. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома вредно для здоровья», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ВОЗРАСТА 185
Табл. 34. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома вредно для здоровья», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 186
Табл. 35. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома вредно для здоровья», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 186
Табл. 36. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома вредно для здоровья», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего СЕМЕЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 186
Табл. 37. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома вредно для здоровья», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим СОСТАВОМ СЕМЬИ 186
Табл. 38. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это часть моей повседневной жизни», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ВОЗРАСТА 188
Табл. 39. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это часть моей повседневной жизни», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 189
Табл. 40. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это часть моей повседневной жизни», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 189
Табл. 41. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это часть моей повседневной жизни», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего СЕМЕЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 189
Табл. 42. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это часть моей повседневной жизни», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим СОСТАВОМ СЕМЬИ 189
Табл. 43. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – небезопасно из-за COVID-19», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ВОЗРАСТА 192
Табл. 44. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – небезопасно из-за COVID-19», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 192
Табл. 45. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – небезопасно из-за COVID-19», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 192
Табл. 46. «Какое влияние на Вас оказало введение QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего СЕМЕЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ 192
Табл. 47. «Какое влияние на Вас оказало введение QR-кодов для посещения кафе и ресторанов?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим СОСТАВОМ СЕМЬИ 193
Табл. 48. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», май 2015 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе 197
Табл. 49. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ВОЗРАСТА 200
Табл. 50. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 200
Табл. 51. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 201
Табл. 52. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», май 2016 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе 204
Табл. 53. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ВОЗРАСТА 206
Табл. 54. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 207
Табл. 55. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 207
Табл. 56. Ключевые фуд-холлы в Москве и Санкт-Петербурге, сентябрь 2021 231
Табл. 57. Некоторые фуд-холлы, открытые в регионах за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, сентябрь 2021 232
Табл. 58. Некоторые фуд-холлы, планируемые к открытию, сентябрь 2021 233
Табл. 59. Некоторые реконструированные и обновленные рынки, совмещающие на своей территории продуктовые торговые ряды и корнеры ресторанных концепций, сентябрь 2021 233
Развернуть
Выпуски
Материалы по теме
Статья, 16 августа 2022 РБК Исследования рынков В 2021 году объем рынка платных медицинских услуг в России составил ₽1 077 млрд, увеличившись лишь на 1% в сопоставимых ценах по отношению к прошлому году и, тем самым, не достигнув значения доковидного 2019 года. Несмотря на крайнюю устойчивость медицинской отрасли к кризисным явлениям наблюдается двухлетняя «просадка» объема рынка в реальном выражении.

В 2022 году российская экономика в целом и медицинская отрасль в частности столкнулись с новым вызовом: специальная военная операция России на Украине, начавшаяся 24 февраля 2022 года, оказала существенное влияние на политические и экономические взаимоотношения России со странами западной Европы и США, вылившееся в обострение противоречий, введение беспрецедентного списка санкций против нашей страны, а также уход с рынка международных игроков, работающих в различных секторах экономики. Одним из ключевых следствий санкционного давления выступило нарушение привычных цепочек поставок большинства импортных товаров, к которым относится в том числе медицинское оборудование и расходные материалы. Кроме того, сразу после начала спецоперации в конце февраля-начале марта наблюдалось серьезное падение курса рубля, что автоматически привело к росту цен как на импортные, так и отечественные товары. Обозначенные факторы так или иначе подталкивают игроков рынка частной медицины к увеличению стоимости своих услуг.

Показать еще