С 2019 по 2023 год рынок образовательных услуг, связанных с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), переживает настоящий бум. Согласно последним данным, среднегодовой темп прироста этого сегмента составил 98%, что делает его одним из самых динамично развивающихся направлений в образовательной и технологической сферах.
По итогам 2023 года объем рынка обучения в области БПЛА в Москве и Московской области достиг 0,29 млрд рублей, что на 87% больше, чем в 2022 году. Такой впечатляющий рост объясняется несколькими ключевыми факторами. Во-первых, геополитическая ситуация стимулировала активное внедрение БПЛА в работу силовых структур, включая армию, МЧС и правоохранительные органы. Во-вторых, беспилотники все чаще используются в гражданских отраслях, таких как логистика, сельское хозяйство, мониторинг инфраструктуры и даже кинопроизводство, что создает дополнительный спрос на квалифицированных специалистов.
Москва и Московская область стали эпицентром развития этого рынка в России. Здесь сосредоточено наибольшее количество учебных центров, технологических компаний и исследовательских институтов, занимающихся разработкой и внедрением БПЛА. Кроме того, столичный регион привлекает значительные инвестиции в образовательные программы, что позволяет предлагать слушателям современные курсы, оснащенные передовым оборудованием и программным обеспечением.
Эксперты отмечают, что спрос на обучение в сфере БПЛА будет только расти. Это связано не только с текущими потребностями рынка, но и с перспективами дальнейшего расширения применения беспилотников. Очевидно, что образовательные программы в области БПЛА становятся не только востребованным, но и стратегически важным направлением, которое будет играть ключевую роль в технологическом развитии страны.
Таким образом, рынок не только демонстрирует рекордные показатели, но и задает тренды для других регионов России, становясь локомотивом развития этой высокотехнологичной отрасли.
По данным «Анализа рынка дополнительного профессионального образования в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, за 2020-2024 гг число учащихся дополнительного профессионального образования в стране увеличилось на 28% и достигло 8,5 млн чел. Количество студентов дополнительного профобразования увеличивается параллельно с ростом потребности реального сектора экономики в квалифицированных специалистах. Кроме того, рост доли людей среднего и старшего возраста в населении страны создает спрос, в первую очередь, на повышение квалификации и переподготовку кадров, а не на получение основного первичного образования.
По данным "Анализа рынка дополнительного детского образования в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2020-2024 гг численность детей, посещающих дополнительные занятия, в стране выросла на 13,2%: с 17,3 до 19,6 млн чел.