За 2016-2019 гг объем рынка профессионального онлайн-образования в России увеличился на 35% и достиг 155,6 млрд академических часов. Рост спроса на услуги профессионального онлайн-образования обусловлен следующими факторами: необходимость для сотрудников компенсировать недостаточность основного образования для соответствия запросам рынка труда; развитие отраслей, в которых сотрудники обязаны повышать квалификацию по закону; высокая скорость обновления технологических циклов отраслей экономики, глобализация и появление новых сфер деятельности.
Рост объема академических часов свидетельствует об активном развитии рынка. В последние годы система онлайн-образования ступила в фазу консолидации. Вес наращивают крупные digital-компании «широкого профиля» и корпорации, в первую очередь: Mail.ru Group, Сбербанк (Школа 21), МТС (MTS Startup Hub Smart University), Яндекс (Яндекс.Практикум), Яндекс.Образование и т.д. Также «Мегафон» запустил свой агрегатор онлайн-курсов в ДПО МегаФон-Образование. Крупные игроки могут проводить массовый набор слушателей, в том числе и для собственных корпоративных программ. За счет консолидации рынка общий объем акад часов начал значительно расти.
В 2020 г объем рынка вырастет на 19% в связи с пандемией коронавируса. Большинство учебных заведений на несколько месяцев перешли на дистанционный формат обучения. Ранее переход на цифровые технологии в профессиональном образовании обсуждался в формате некой удаленной перспективы, но пандемия резко ускорила этот процесс. Среди потребителей значительно вырос спрос на онлайн-программы из-за ограничения передвижений и опасения заразиться.
Тренд, заложенный пандемией, будет продолжен в ближайшие годы. По прогнозам BusinesStat, в 2021-2024 гг ожидается рост объема рынка профессионального онлайн-образования в России в среднем на 7% ежегодно. В 2024 г показатель составит 242 млрд акад часов. Точками роста для увеличения клиентской базы профессионального онлайн-образования будут развитие микро-курсов для быстрой смены специальности, а также массовая переподготовка кадров классических профессий, стимулируемая государством и корпорациями. Онлайн-технологии позволяют компаниям сформировать общую базу знаний и предоставить равный набор компетенций всему персоналу независимо от места пребывания.
«Анализ рынка профессионального онлайн-образования в России в 2015-2019 гг, оценка влияния коронавируса и прогноз на 2020-2024 гг» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив развития рынка:
В обзоре приводятся детализации по уровню профессиональных образовательных программ:
В обзоре приведены рейтинги 100 предприятий, реализующих профессиональные программы онлайн-образования. Рейтинги построены по отдельным юридическим лицам. Дополнительно приведены подробные профили пяти ведущих предприятий отрасли. В рейтингах и профилях учтены юридические лица, информация о которых содержится в базах Федеральной службы государственной статистики.
В обзоре детализирована информация по регионам страны.
Источниками информации для обзора являются профильные госорганы:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Базовые параметры российской экономики
Итоги вступления России в Таможенный союз
Итоги вступления России в ВТО
Перспективы российской экономики
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОНЛАЙН-ПРОГРАММЫ
Количество онлайн-программ по уровню образования
УЧАЩИЕСЯ ОНЛАЙН
Численность учащихся онлайн
Численность учащихся онлайн по уровню программы
Уровень потребления услуг онлайн-образования
Затраты на онлайн-образование
ОБЪЕМ РЫНКА
Структура объема рынка по уровню образования
ОБОРОТ РЫНКА
Структура оборота рынка по уровню образования
ЦЕНА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
Цены по уровню программ онлайн-образования
РЕЙТИНГ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ
Финансовые результаты отрасли
Инвестиционная привлекательность отрасли
Персонал отрасли
ПРОФИЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
Университет «Синергия»
АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»
Университет ИТМО
АНО ВО «Российский Новый Университет»
ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте»
Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП, РФ, 2015-2024 гг (трлн руб, %)
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал, РФ, 2015-2024 гг (трлн руб, %)
Таблица 3. Экспорт и импорт, сальдо торгового баланса, РФ, 2015-2024 гг (млрд долл)
Таблица 4. Средний годовой курс доллара к рублю, РФ, 2015-2024 гг (руб за долл, %)
Таблица 5. Индекс потребительских цен (инфляция), индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги, РФ, 2015-2024 гг (%)
Таблица 6. Оборот розничной торговли товарами и услугами, РФ, 2015-2024 гг (трлн руб)
Таблица 7. Численность постоянного населения РФ, 2015-2024 гг (млн чел)
Таблица 8. Реально располагаемые доходы населения, РФ, 2015-2024 гг (%)
Таблица 9. Численность реализуемых образовательных онлайн-программ, РФ, 2015-2019 гг (тыс)
Таблица 10. Прогноз численности реализуемых образовательных онлайн-программ, РФ, 2020-2024 гг (тыс)
Таблица 11. Численность реализуемых онлайн-программ по уровню программы обучения: среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное, РФ, 2015-2019 гг (тыс)
Таблица 12. Прогноз численности реализуемых онлайн-программ по уровню программы обучения: среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное, РФ, 2020-2024 гг (тыс)
Таблица 13. Численность учащихся по профессиональным программам онлайн, РФ, 2015-2019 гг (чел)
Таблица 14. Прогноз численности учащихся по профессиональным программам онлайн, РФ, 2020-2024 гг (чел)
Таблица 15. Численность учащихся онлайн по уровню программы обучения: среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное, РФ, 2015-2019 гг (чел)
Таблица 16. Прогноз численности учащихся онлайн по уровню программы обучения: среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное, РФ, 2020-2024 гг (чел)
Таблица 17. Среднее потребление услуг онлайн-образования по уровню программы обучения: среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное, РФ, 2015-2019 гг (акад час на чел/год)
Таблица 18. Прогноз среднего потребления услуг онлайн-образования по уровню программы обучения: среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное, РФ, 2020-2024 гг (акад час на чел/год)
Таблица 19. Средние годовые затраты потребителя на онлайн-образование по уровню программы обучения: среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное, РФ, 2015-2019 гг (тыс руб в год)
Таблица 20. Прогноз средних годовых затрат потребителя на онлайн-образование по уровню программы обучения: среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное, РФ, 2020-2024 гг (тыс руб в год)
Таблица 21. Объем рынка профессионального онлайн-образования, РФ, 2015-2019 гг (млрд акад час)
Таблица 22. Прогноз объема рынка профессионального онлайн-образования, РФ, 2020-2024 гг (млрд акад час)
Таблица 23. Объем рынка онлайн-образования по уровню программы обучения: среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное, РФ, 2015-2019 гг (млрд акад час)
Таблица 24. Прогноз объема рынка онлайн-образования по уровню программы обучения: среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное, РФ, 2020-2024 гг (млрд акад час)
Таблица 25. Оборот рынка онлайн-образования, РФ, 2015-2019 гг (млрд руб)
Таблица 26. Прогноз оборота рынка онлайн-образования, РФ, 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 27. Оборот рынка онлайн-образования по уровню программы обучения: среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное, РФ, 2015-2019 гг (млрд руб)
Таблица 28. Прогноз оборота рынка онлайн-образования по уровню программы обучения: среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное, РФ, 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 29. Средняя цена услуг профессионального онлайн-образования, РФ 2015-2019 гг (руб за акад час)
Таблица 30. Прогноз средней цены услуг профессионального онлайн-образования, РФ, 2020-2024 гг (руб за акад час)
Таблица 31. Средняя цена услуг онлайн-образования по уровню программы обучения: среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное, РФ 2015-2019 гг (руб за акад час)
Таблица 32. Прогноз средней цены услуг онлайн-образования по уровню программы обучения: среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное, РФ, 2020-2024 гг (руб за акад час)
Таблица 33. Рейтинг юридических лиц по выручке (нетто) от продаж, РФ, 2018 г (млн руб)
Таблица 34. Рейтинг юридических лиц по прибыли от продаж, РФ, 2018 г (млн руб)
Таблица 35. Рейтинг юридических лиц по рентабельности продаж, РФ, 2018 г (%)
Таблица 36. Выручка (нетто) от продаж, РФ, 2015-2019 гг (млрд руб)
Таблица 37. Выручка (нетто) от продаж отрасли по регионам РФ, 2015-2019 гг (млн руб)
Таблица 38. Коммерческие и управленческие расходы, РФ, 2015-2019 гг (млрд руб)
Таблица 39. Коммерческие и управленческие расходы по регионам РФ, 2015-2019 гг (млн руб)
Таблица 40. Себестоимость, РФ, 2015-2019 гг (млрд руб)
Таблица 41. Себестоимость по регионам РФ, 2015-2019 гг (млн руб)
Таблица 42. Прибыль от продаж, РФ, 2015-2019 гг (млрд руб)
Таблица 43. Прибыль от продаж по регионам РФ, 2015-2019 гг (млн руб)
Таблица 44. Показатели инвестиционной привлекательности отрасли, РФ, 2015-2019 гг
Таблица 45. Структура инвестиций в отрасль, РФ, 2015-2019 гг (млн руб)
Таблица 46. Трудовые ресурсы предприятий отрасли, РФ, 2015-2019 гг (тыс чел)
Таблица 47. Трудовые ресурсы предприятий отрасли по регионам РФ, 2015-2019 гг (чел)
Таблица 48. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника предприятий отрасли, РФ, 2015-2019 гг (млрд руб, тыс руб в год)
Таблица 49. Средняя заработная плата сотрудника предприятий отрасли по регионам РФ, 2015-2019 гг (тыс руб в год)
По данным «Анализа рынка соков и нектаров в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, с 2015 по 2019 гг продажи соков и нектаров в России сократились на 9,3%: с 2,58 до 2,34 млрд л. Показатель снижался на протяжении всего периода темпами от 0,2% до 4,2% в год.
Покупка мебели снова стала чаще фигурировать в интернет-запросах российских пользователей: об этом говорит анализ популярности данного направления по динамике тематических запросов в поисковой системе Google. Так, значения популярности запроса «купить мебель» в конце марта и начале апреля 2020 года были одними из самых низких за пятилетний период: тогда россияне сосредотачивались на решении более важных насущных проблем и откладывали дорогие и несрочные покупки.
Отечественный рынок энергетических напитков в 2020 году показал устойчивую плюсовую динамику увеличения объемности рынка, как в натуральных, так и стоимостных показателях, при этом явным трендом является сохранение стабильно высоких темпов роста рынка в диапазоне 30-35%.