По оценкам BusinesStat, за 2017-2021 гг в России число студентов, получающих профессиональное образование дистанционно, увеличилось в 3,4 раза: с 0,67 до 2,28 млн. Онлайн-формат обучения с каждым годом становился все более востребованным. Возможность проходить курсы параллельно с трудовой деятельностью и без смены места жительства содействовали выбору абитуриентами удаленных форм обучения.
В 2017-2021 гг в рамках реализации госпрограмм и проектов (Современная цифровая образовательная среда, Университет 20.35, Цифровые профессии, Содействие занятости) были внедрены актуальные и доступные для различных категорий граждан онлайн-программы профессионального образования, что способствовало формированию повышенного интереса к дистанционной модели обучения в России.
Рекордный прирост рынок профессионального онлайн-образования показал в 2020 г. В условиях пандемии и локдаунов образовательные учреждения были вынуждены ускоренно внедрять дистанционное обучение. На рынке наблюдался массовый спрос на образовательные технологии для замещения привычных процессов оффлайн-образования цифровыми удаленными форматами. Ситуацией успешно воспользовались участники рынка образовательных технологий, которые смогли оперативно организовать работу систем управления образовательным контентом (онлайн-платформ) для заказчиков.
В 2021 г большинство образовательных учреждений сохранили в учебных планах дистанционные курсы, разработанные и внедренные в период карантина. Пандемия и связанные с ней локдауны дали стимул к трансформации образовательных процессов и ускоренному внедрению современных технологий в цифровые удаленные модели обучения, что поддержало уровень онлайн-учащихся по программам профессионального образования в 2021 г.
«Анализ рынка профессионального онлайн-образования в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
Основные показатели рынка детализированы по уровням образования:
Приведены финансовые рейтинги крупнейших образовательных учреждений, реализующих онлайн-программы профессионального образования: Актион-МЦФЭР, Гикбреинс, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Корпоративный университет РЖД, Корпоративный университет Сбербанка, Московская школа управления «Сколково», Московский институт психоанализа, Московский международный университет, Московский университет имени С.Ю. Витте, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Московский финансово-юридический университет МФЮА, Нетология, Образовательные технологии Яндекса, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Санкт-Петербургская школа управления проектами, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Скаенг, Техническая академия Росатома, Университет Иннополис.
Рейтинги построены по отдельным юридическим лицам. Дополнительно приведены подробные профили пяти ведущих предприятий отрасли. В рейтингах и профилях учтены организации, информация о которых содержится в базах Федеральной службы государственной статистики РФ.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Базовые параметры российской экономики
Место России в региональной и мировой экономике
Влияние конфликта с Украиной и пандемии на российскую экономику
Инвестиционные перспективы российской экономики
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОНЛАЙН-ПРОГРАММЫ
Численность онлайн-программ
Численность онлайн-программ по уровням образования
УЧАЩИЕСЯ ОНЛАЙН
Численность учащихся онлайн
Численность учащихся онлайн по уровням образования
Потребление онлайн-образования
Затраты на онлайн-образование
ОБЪЕМ РЫНКА
Объем рынка по уровням образования
ОБОРОТ РЫНКА
Оборот рынка по уровням образования
ЦЕНА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
Цены по уровням образования
РЕЙТИНГ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ
1. ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
Финансовые результаты отрасли
Экономическая эффективность отрасли
Инвестиции отрасли
Трудовые ресурсы отрасли
2. ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
Финансовые результаты отрасли
Экономическая эффективность отрасли
Инвестиции отрасли
Трудовые ресурсы отрасли
3. ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
Финансовые результаты отрасли
Экономическая эффективность отрасли
Инвестиции отрасли
Трудовые ресурсы отрасли
ПРОФИЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
НОЧУ ВО «Университет «Синергия»
НОУ ДПО «Московская школа управления «Сколково»
АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»
АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»
ООО «Гикбреинс»
Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП, РФ, 2017-2026 гг (трлн руб, %)
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал, РФ, 2017-2026 гг (трлн руб, %)
Таблица 3. Экспорт и импорт, сальдо торгового баланса, РФ, 2017-2026 гг (млрд долл)
Таблица 4. Средний годовой курс доллара к рублю, РФ, 2017-2026 гг (руб за долл, %)
Таблица 5. Индекс потребительских цен (инфляция), индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги, РФ, 2017-2026 гг (% к предыдущему году)
Таблица 6. Оборот розничной торговли товарами и услугами, РФ, 2017-2026 гг (трлн руб)
Таблица 7. Численность постоянного населения, РФ, 2017-2026 гг (млн чел)
Таблица 8. Реально располагаемые доходы населения, РФ, 2017-2026 гг (% к предыдущему году)
Таблица 9. Численность реализуемых профессиональных образовательных онлайн-программ, РФ, 2017-2021 гг (тыс)
Таблица 10. Прогноз численности реализуемых профессиональных образовательных онлайн-программ, РФ, 2022-2026 гг (тыс)
Таблица 11. Численность реализуемых онлайн-программ по уровням: дополнительное профессиональное образование, высшее образование, среднее профессиональное образование, РФ, 2017-2021 гг (тыс)
Таблица 12. Прогноз численности реализуемых онлайн-программ по уровням: дополнительное профессиональное образование, высшее образование, среднее профессиональное образование, РФ, 2022-2026 гг (тыс)
Таблица 13. Численность учащихся онлайн по программам профессионального образования, РФ, 2017-2021 гг (тыс чел)
Таблица 14. Прогноз численности учащихся онлайн по программам профессионального образования, РФ, 2022-2026 гг (тыс чел)
Таблица 15. Численность учащихся онлайн по уровням: дополнительное профессиональное образование, высшее образование, среднее профессиональное образование, РФ, 2017-2021 гг (тыс чел)
Таблица 16. Прогноз численности учащихся онлайн по уровням: дополнительное профессиональное образование, высшее образование, среднее профессиональное образование, РФ, 2022-2026 гг (тыс чел)
Таблица 17. Среднее потребление услуг онлайн-образования по уровням: дополнительное профессиональное образование, высшее образование, среднее профессиональное образование, РФ, 2017-2021 гг (акад час на чел в год)
Таблица 18. Прогноз среднего потребления услуг онлайн-образования по уровням: дополнительное профессиональное образование, высшее образование, среднее профессиональное образование, РФ, 2022-2026 гг (акад час на чел в год)
Таблица 19. Средние годовые затраты потребителя на онлайн-образование по уровням: дополнительное профессиональное образование, высшее образование, среднее профессиональное образование, РФ, 2017-2021 гг (тыс руб)
Таблица 20. Прогноз средних годовых затрат потребителя на онлайн-образование по уровням: дополнительное профессиональное образование, высшее образование, среднее профессиональное образование, РФ, 2022-2026 гг (тыс руб)
Таблица 21. Объем рынка профессионального онлайн-образования, РФ, 2017-2021 гг (млн акад час)
Таблица 22. Прогноз объема рынка профессионального онлайн-образования, РФ, 2022-2026 гг (млн акад час)
Таблица 23. Объем рынка онлайн-образования по уровням: дополнительное профессиональное образование, высшее образование, среднее профессиональное образование, РФ, 2017-2021 гг (млн акад час)
Таблица 24. Прогноз объема рынка онлайн-образования по уровням: дополнительное профессиональное образование, высшее образование, среднее профессиональное образование, РФ, 2022-2026 гг (млн акад час)
Таблица 25. Оборот рынка профессионального онлайн-образования, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 26. Прогноз оборота рынка профессионального онлайн-образования, РФ, 2022-2026 гг (млрд руб)
Таблица 27. Оборот рынка онлайн-образования по уровням: дополнительное профессиональное образование, высшее образование, среднее профессиональное образование, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 28. Прогноз оборота рынка онлайн-образования по уровням: дополнительное профессиональное образование, высшее образование, среднее профессиональное образование, РФ, 2022-2026 гг (млрд руб)
Таблица 29. Средняя цена услуг профессионального онлайн-образования, РФ 2017-2021 гг (руб за акад час)
Таблица 30. Прогноз средней цены услуг профессионального онлайн-образования, РФ, 2022-2026 гг (руб за акад час)
Таблица 31. Средняя цена услуг онлайн-образования по уровням: дополнительное профессиональное образование, высшее образование, среднее профессиональное образование, РФ, 2017-2021 гг (руб за акад час)
Таблица 32. Прогноз средней цены услуг онлайн-образования по уровням: дополнительное профессиональное образование, высшее образование, среднее профессиональное образование, РФ, 2022-2026 гг (руб за акад час)
Таблица 33. Рейтинг юридических лиц по выручке от продаж, РФ, 2021 г (млн руб)
Таблица 34. Рейтинг юридических лиц по прибыли от продаж, РФ, 2021 г (млн руб)
Таблица 35. Рейтинг юридических лиц по рентабельности продаж, РФ, 2021 г (%)
Таблица 36. Выручка от продаж, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 37. Коммерческие и управленческие расходы, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 38. Себестоимость, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 39. Прибыль от продаж, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 40. Экономическая эффективность отрасли «Образование профессиональное дополнительное», РФ, 2017-2021 гг (%, раз, сут дн)
Таблица 41. Структура инвестиций в отрасль, РФ, 2017-2021 гг (млн руб)
Таблица 42. Трудовые ресурсы предприятий отрасли, РФ, 2017-2021 гг (тыс чел)
Таблица 43. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника предприятий отрасли, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб, тыс руб в год)
Таблица 44. Выручка от продаж, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 45. Коммерческие и управленческие расходы, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 46. Себестоимость, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 47. Прибыль от продаж, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 48. Экономическая эффективность отрасли «Образование профессиональное дополнительное», РФ, 2017-2021 гг (%, раз, сут дн)
Таблица 49. Структура инвестиций в отрасль, РФ, 2017-2021 гг (млн руб)
Таблица 50. Трудовые ресурсы предприятий отрасли, РФ, 2017-2021 гг (тыс чел)
Таблица 51. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника предприятий отрасли, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб, тыс руб в год)
Таблица 52. Выручка от продаж, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 53. Коммерческие и управленческие расходы, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 54. Себестоимость, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 55. Прибыль от продаж, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 56. Экономическая эффективность отрасли «Образование профессиональное дополнительное», РФ, 2017-2021 гг (%, раз, сут дн)
Таблица 57. Структура инвестиций в отрасль, РФ, 2017-2021 гг (млн руб)
Таблица 58. Трудовые ресурсы предприятий отрасли, РФ, 2017-2021 гг (тыс чел)
Таблица 59. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника предприятий отрасли, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб, тыс руб в год)
Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации.
Рост затрат зафиксирован в 16 из 23 изученных категориях бытовой техники. В то же время, стоит отметить, что рост затрат россиян на бытовую технику оказался существенно ниже, чем рост цен. По данным Росстата, за 2022 год, рост потребительских цен на бытовые холодильники составил 24,6%, на стиральные машины – 32,2%, электропылесосы – 20,5%, микроволновые печи – 21,7%, бытовые плиты – 14,4%, в среднем бытовая техника подорожала на 22,6%. В 2021 году, когда цены на бытовую технику росли под влиянием логистического кризиса и дефицита чипов, потребительские расходы отреагировали ростом на 16,8% (при росте цен на 12,2%).
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок гражданского оружия: итоги 2022 г., прогноз до 2026 г.», выяснилось, что по итогам 2022 г. в основном российский рынок гражданского оружия рос за счет двух сегментов: внутреннего производства и импорта.