Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 22 декабря 2025
Алла Подгорная

В регионах интерес к сегменту готовой еды растет быстрее, чем в столице. По нашим данным, за весь 2024 год по сравнению с 2023-м количество заказов в регионах выросло в два раза

Руководитель группы «готовая еда» в регионах «Яндекс Лавки» специально для исследования рынка общественного питания 2025

 

 Как в течение 2024 года себя показал сегмент кулинарии в рамках вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы развитию данного сегмента?

 Готовая еда сохраняет высокую популярность у покупателей и стабильно растет из года в год. На сегодняшний день доля готовой еды в обороте Лавки составляет 25%, а в некоторых городах присутствия Яндекс Лавки доля категории уже занимает более 30%. Объем заказов, по сравнению с 2023-м, увеличился на 73%. 

 Как вы оцениваете результаты сегмента кулинарии в первой половине 2025 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите? 

 Сегмент готовой еды показал рост на 47,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ключевой драйвер рынка в том, что люди все больше ценят скорость, все больше доверяют категории, привыкают к удобству и поэтому готовы платить за сэкономленное время – если, конечно, при этом продукт не уступает в качестве. Этому способствует также развитие технологичных решений – например, современные методы заморозки, упаковки и доставки позволяют сохранять качество и свежесть блюд на самом высоком уровне. 

Среди барьеров можно выделить дефицит кадров в ритейле. Мы в Яндексе преодолеваем этот барьер технологиями: от роботов-курьеров в Москве (уже 1 000 заказов в день) до запуска первого автоматизированного даркстора, который ускоряет комплектацию заказов на 30%. А к середине 2026 года планируем запуск еще пяти автоматизированных дарксторов в Москве и Санкт-Петербурге.

 Делаете ли вы ставку на собственное производство готовой еды или предпочитаете развивать направление через сотрудничество с партнерами? Какую долю в продажах кулинарии занимает продукция собственного производства? Есть ли планы по увеличению мощностей для собственного производства кулинарии, инвестициям в расширение инфраструктуры?

 У нас есть собственное производство в Санкт-Петербурге – мы ежемесячно выпускаем около 600 тонн продукции, это примерно 2 миллиона порций.  Также в планах увеличить объем за счет запуска нового завода площадью 15 тыс. кв. м в Клину. 

 

Мы плотно работаем с местными производителями: в среднем 65% составляют локальные игроки, 35% – федеральные. Чем дальше находится город от Москвы, тем больше доля местных поставщиков – в некоторых регионах их доля достигает 100%. 

 Замечаете ли трансформации в портрете покупателей готовой еды? Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются в сегменте кулинарии? Как менялись частота покупок кулинарии, средний чек, наполняемость чека, проникновение готовой еды в чеки по сравнению с 2024 годом? Каких трансформаций в поведении и портрете потребителей ниши ожидаете в будущем?

 Мы действительно наблюдаем трансформацию в портрете покупателей готовой еды и их сценариях потребления. Если еще пару лет назад основным мотивом заказа готовых блюд был быстрый перекус или обед в офисе, то сегодня сегмент расширяется – у пользователей формируется привычка выбирать не отдельное блюдо «на сейчас», а сразу комплексное решение. Например, вырос спрос на большие форматы – литровые супы, большие порции салатов, а также комбо-завтраки и обеды. На фоне этих изменений мы видим и количественный сдвиг – готовая еда проникает в чеки чаще, чем год назад, растет регулярность заказов и средний объем одной покупки. Драйвером этой трансформации остается ускоряющийся ритм жизни: люди все охотнее делегируют бытовые задачи сервисам. 
Мы также активно развиваем модули горячей еды на дарксторах. На таких модулях – дарккитченах – более 100 SKU доготавливаются перед отправкой пользователю и приезжают ему горячими. Меню разнообразное – пицца, хот-доги, хашбрауны, салаты, омлеты. А на “больших Лавках” (дарксторах формата супермаркет) Лавки в Москве мы в экспериментальном формате готовим суши – роллы, гунканы и другие популярные позиции приезжают пользователю также приготовленными “из-под ножа”. 

 Наблюдаете ли вы изменения в пищевых привычках покупателей готовой еды? Присутствует ли тенденция в сторону роста спроса на здоровое питание, диетическую готовую еду, лечебное питание, обогащенную витаминами, без лактозы/глютена и др. подобные категории? Видите ли перспективы развития для себя в этих нишах?

 Сегодня в приоритете не только удобство и скорость доставки, но и качество ингредиентов, а также их польза для здоровья. Все больше покупателей выбирают блюда с пониженным содержанием соли и сахара, интересуются позициями без лактозы или глютена, обращают внимание на баланс белков, жиров и углеводов.

Мы учитываем потребности покупателей: в ассортименте Лавки доступны низкокалорийные и веганские блюда, полезные перекусы, свежие ягоды и фрукты в удобных небольших порциях. А встроенные в приложение фильтры позволяют сразу исключить из поиска позиции с определенными продуктами и быстрее находить подходящие варианты.

 

 Насколько отличается ситуация в сегменте доставки готовых блюд в регионах от Москвы и Санкт-Петербурга? Как оцениваете его дальнейшую динамику в регионах в 2025 году и в среднесрочной перспективе?

 В регионах интерес к сегменту готовой еды растет быстрее, чем в столице.  По нашим данным, за весь 2024 год по сравнению с 2023-м количество заказов в регионах выросло в два раза. Причины такого интереса в регионах – увеличение и развитие ассортимента готовой еды, а также разнообразные сценарии потребления: это и закупка впрок, и быстрая доставка снеков на вечер, и готовая еда на обед. При этом акции, скидки и комбо-предложения делают заказ продуктов не роскошью, а доступным удобством. Так, например, продажи готовой еды в регионах за прошедшие 12 месяцев выросли на 83%. Таких результатов мы достигаем благодаря развитию ассортимента, совершенствованию рецептур, качественной проработке локальных потребностей.

Как я уже отмечала, мы плотно работаем с местными поставщиками в регионах и нам крайне важно обеспечивать высокий уровень контроля качества готовой еды при работе с локальными поставщиками, поэтому мы регулярно проводим аудит качества производства. А также помогаем производителям составить план корректирующих мероприятий для снижения рисков пищевой безопасности, обучаем поставщиков и делимся своей экспертизой, привлекая собственных технологов. Более того, вместе с бренд-шефом и командой технологов Яндекс Лавки выезжаем на локальные производства и совместно улучшаем рецептуру блюд. 

 Ведете ли вы работу по расширению ассортимента готовой еды? Какие изменения замечаете в спросе на те или иные типы готовой еды (например, в разрезе категорий «Домашняя еда», «Ресторанные блюда», «снеки», «фаст-фуд», «большие порции на семью», «рационы на неделю» и др.)?

 Как я отмечала ранее, мы регулярно обновляем и расширяем ассортимент, ориентируясь на предпочтения покупателей и общерыночные тренды. За последний год хорошо заметен интерес к более разнообразным и функциональным форматам. Например, мы видим спрос на продукцию крафтовых пекарен и необычную выпечку – в ассортименте Лавки появились картофельный хлеб, фруктовые дениши и другие кондитерские изделия. 

Другой пример – удобные форматы в небольших упаковках – это решение особенно актуально для тех, кто живет один или ищет компактный вариант «на работу»: и для них мы добавили порционные фрукты и ягоды, больше не нужно покупать целый арбуз, можно заказать уже нарезанные кусочки в удобной упаковке.

Также сохраняется тренд на большие форматы – блюда для всей семьи или компании. Именно поэтому ассортименте доступны большие порции готовых блюд, а также комбо-наборы. Такие позиции помогают закрыть сразу несколько потребностей в одном заказе и становятся все более популярными.

 Сотрудничаете ли вы с ресторанными проектами в рамках направлений кулинарии и доставки готовых блюд? Какие результаты подобной синергии наблюдаете? В каком направлении планируете развивать такие партнерства в дальнейшем?

 Да, мы сотрудничаем с ресторанами и постоянно ищем новые форматы коллабораций. Мы видим, что рынок готовой еды предлагает широкий ассортимент блюд на любой вкус и бюджет и, чтобы выделиться, мы развиваем уникальность нашего предложения, в том числе через сотрудничество с ресторанами. Вместе с московскими и локальными заведениями мы создаем новые позиции и запускаем спецпроекты как регионального, так и федерального масштаба. Сейчас в Яндекс Лавке можно найти блюда из коллабораций с 18 ресторанами, а к концу года мы планируем увеличить число наших партнеров минимум в полтора раза.

 Как вы оцениваете уровень конкуренции в нише готовой еды? Ощущаете ли давление со стороны игроков ресторанной сферы, FMCG-сетей или онлайн-ретейлеров? Будет ли конкуренция в сегменте кулинарии усиливаться в дальнейшем? Каким видите распределение рынка в разрезе игроков?

 Сейчас спрос на готовую еду растет быстрее, чем предложение, поэтому рынок скорее объединяет игроков к одной цели – удовлетворить спрос. Мы вместе формируем доверие к готовой еде, предлагая широкий ассортимент, сохраняя при этом высокое качество. Например, чтобы удовлетворить высокий спрос, команда Лавки разрабатывает программы развития поставщиков и производств.

 Внедряет ли ваша компания инновации в области упаковки готовой еды (для продления сроков годности, повышения безопасности продукции, улучшение экологичности упаковки и др.)? Есть ли планы по развитию данного направления в перспективе 4-5 лет? Какие технологии вы считаете наиболее перспективными для развития в этой области?

 Да, мы активно внедряем инновации в упаковке готовой еды – как для продления сроков годности и повышения безопасности продукции, так и для улучшения экологичности. Уже сейчас значительная часть товаров собственной торговой марки выпускается в перерабатываемой упаковке, мы контролируем сроки годности и обеспечиваем безопасность продукции. В приложении мы внедрили маркировку упаковки, которая помогает правильно сортировать отходы и утилизировать материалы, а также можно узнать, куда можно сдать упаковку на утилизацию. В будущем такая маркировка появится и в карточках других товаров на сервисе.

 Используете ли вы в своем бизнесе инновационные решения и технологии, которые позволяют повысить эффективность бизнеса? Видите ли перспективные идеи в данном направлении для индустрии готовой еды? Какие из них планируете внедрять в свой бизнес?

 Мы постоянно улучшаем маршруты для курьеров, которые делают процесс доставки быстрее и удобнее. Например, оптимизируем маршруты курьеров: они могут развозить сразу несколько заказов клиентам в порядке очереди или заехать по пути в магазины-партнеры – при этом время доставки существенно не увеличивается. Сегодня клиент может получить не только блюда и продукты, но и заказать товары из аптеки, зоомагазина или даже Яндекс Маркета по клику, а также оформить возврат.

Также, как я упоминала ранее, мы тестируем доставку роботами в Москве.  Есть и блок технологий, который автоматизирует процессы в дарксторе – специальные алгоритмы самостоятельно управляют наличием товаров и определяют, когда и в каком размере необходим дозаказ. 

Еще одно важное направление для нас – автоматизация производства. В нашем дарксторе, в специально оборудованной «робозоне» задействованы автономные мобильные роботы (AMR). Они доставляют стеллажи с нужными товарами к сотрудникам – это позволяет ускорить процесс комплектации заказов более чем на 30% во всем дарксторе. 

 Какие у вас планы по развитию направления кулинарии в 2025-2026 гг., а также в перспективе 4-5 лет? Каких целевых показателей намерены достичь? Есть ли планы по развитию проектов других форматов в сфере готовой еды, выходу в офлайн, расширению географии, увеличению скорости доставки?

 В ближайшие годы мы продолжим увеличивать ассортимент продукции по нашим рецептурам – для нас важно, чтобы каждый смог найти на сервисе что-то для себя и получить это в высоком качестве и с быстрой доставкой. Это касается как работы с поставщиками, так и собственного производства. 

Также мы займемся расширением собственных производств. Как я уже рассказывала ранее, в 2026 году мы планируем увеличить объем за счет запуска новой площадки площадью 15 тыс. кв. м в Клину.

 Какие инновации на рынке готовой еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?

 Категория готовой еды находится на этапе становления, однако уже в горизонте ближайших 5 лет рынок будет активно трансформироваться. Драйверами роста станут технологии, смена паттерна потребления готовой еды, о которой мы говорили ранее, и устойчивые тренды. С точки зрения производства будет актуальна автоматизация процессов производства – роботизация кухонь и фабрик позволит минимизировать человеческий ресурс, повысить стандартизацию качества и сократить издержки. В цифровой среде ключевым фактором станут AI-алгоритмы персонализации – мобильные сервисы будут подбирать блюда с учетом диеты, аллергий, целей питания. В продуктовой части формируется запрос на «чистый состав» и функциональные ингредиенты – блюда с пробиотиками, коллагеном, также будет расти интерес к альтернативным источникам белка.

Не менее значимым станет направление упаковки и хранения – разработка биоразлагаемых материалов, поддерживающих экологическую повестку, а также использование технологий, которые продлевают срок годности без потери вкуса.

РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2025 129 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2025 118 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 22 декабря 2025 SmartConsult Рынок смол для ЛКМ: зависимость от импорта и перспективы развития внутреннего производства Смола является основой лакокрасочных материалов и отвечает за механическую прочность, адгезию, химическую стойкость и внешний вид покрытия. Что происходит в потреблении ключевых видов смол?

Не первый год поднимаются разговоры о сырьевой составляющей лакокрасочных материалов и ее зависимости от импортных поставок. Так, в настоящее время на долю импортной продукции приходится практически половина спроса, а наиболее зависимыми от зарубежных поставок сегментами являются эпоксидные и полиэфирные смолы — суммарная доля импорта превышает 90% потребления. При этом интересно отметить, что производство необходимых эпоксидных смол в России полностью отсутствует, а в сегменте полиэфирных смол работает не более 5 компаний, выпуская минимальный объем продукции.

Показать еще