― Каким был 2024 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию? Какие факторы оказали наибольшее влияние на бизнес?
― Год роста. Мы вышли на рекордные скорости по открытию новых пиццерий и значимо приросли в выручке на точку.
Ключевым вызовом была укомплектованность команд — сотрудников не хватало, а зарплаты постоянно росли. Стоимость услуг курьеров также значимо выросла. Вкупе с растущими ценами поставщиков это негативно повлияло на прибыльность пиццерий, особенно в конце года.
Работали мы с этим через повышение производительности пиццерий, диджитализацию заказов и рост цен — порядка 5–10% за год по разным географиям.
― Как изменилась ценовая политика вашей компании в 2024 году и планируются ли корректировки в 2025? Какие факторы сейчас оказывают наибольшее влияние на себестоимость? Повлияет ли на ценообразование укрепление курса рубля в первой половине 2025 года?
― Мы стремились сдерживать рост цен в 2024 году, но в 2025 году на рост себестоимости и зарплатных ожиданий наложился еще и рост налоговой нагрузки — крупные партнеры сети перешагнули 2 млрд рублей выручки, что сделало их плательщиками НДС и снизило прибыльность на 4 процентных пункта. Также снизилась привлекательность УСН и увеличился налог на прибыль.
Все это стало причиной более резкого роста цен в первой половине 2025 года. При этом рост зарплатных ожиданий замедлился, а вот значимого снижения цен на ингредиенты и оборудование за счет укрепления рубля мы не почувствовали — это объясняется высокой долей локализации и инфляционными ожиданиями поставщиков.
― Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2025 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? драйверы и барьеры рынка вы видите?
― Очевидный тренд первого полугодия — общее охлаждение экономики и снижение покупательской способности. Люди ищут доступные предложения, что на руку игрокам рынка готовой еды.
Наши партнеры-франчайзи при этом хоть и продолжают открытия, но делают это осторожнее — что логично с учетом текущей стоимости капитала.
Однако это не помешало нам поставить рекорд открытий — 100 пиццерий мы открыли уже за первые полгода.
― Как меняются количество заказов, средний чек и глубина чека по сравнению с 2024 годом? Какие факторы сейчас оказывают наибольшее влияние на поведение потребителей? Замечаете ли, что клиенты стали больше экономить, или, напротив, есть тренд на эмоциональное потребление?
― Количество заказов все еще растет по метрике год к году, хотя скорость этого роста снижается и у нас, и, по нашим наблюдениям, у коллег по рынку. Средний чек рос за счет роста цен, так как ранее мы долго сдерживали повышение цен, чтобы минимизировать негатив в клиентском опыте. Но более мы уже не могли игнорировать реальность, ведь бизнес-модель должна быть устойчивой.
Внутри чека наблюдаем смещение в более доступные продукты, а также снижение количества продуктов в чеке.
― Наблюдаете ли вы изменения в гастрономических предпочтениях и пищевых привычках клиентов? Присутствует ли тенденция к росту популярности здорового питания, растительной еды, локальных продуктов, диетических блюд, без лактозы/глютена и др. подобных категорий? Какие гастрономические тренды, блюда/напитки и концепции набирают популярность и будут актуальны в 2025-2026 годах?
― Видим, что растет запрос на здоровую пищу, на внимательное отношение к КБЖУ.
Национальные запуски в новых странах встречают на ура: мы делали пиццу с кактусами — это и дань уважения местной кухне, и возможность делать креативно продуктовый маркетинг.
― Замечаете ли вы поколенческие различия в моделях поведения клиентов? Есть ли особенности в паттернах потребления, предпочитаемых блюдах/напитках и концепциях? Различаются ли ваши способы привлечения молодой аудитории, старшего или среднего поколения?
― Да, мы видим поколенческие различия в моделях поведения. Молодежь более спонтанна, чаще заказывает доставку ради удовольствия, экспериментов и новинок; для них важны эмоции и «инстаграмность» еды. Еще среди молодежи силен тренд на более «осознанное» потребление — они следят за тем, что едят, и как это на них влияет. Семейные и старшая аудитория делают заказы более осознанно и рационально, чаще ориентируясь на выгодные предложения, на потребности всей своей семьи, конкретные поводы и удобство.
Поэтому коммуникация для молодежи строится вокруг эмоций, новизны и лайфстайла, а для семейных — вокруг простоты, надежности и выгоды.
― Какие решения с точки зрения упаковки и размера порций наиболее востребованы у клиентов – например, порции на одного, наборы на несколько человек, удобные решения to go?
― Видим рост на формат to go, особенно в больших городах, где высокая скорость жизни. Также видим рост продуктов на одного: например, мы запустили четвертый размер пиццы — 20 см, который сразу занял свою нишу.
― Насколько отличается ситуация на рынке доставки в регионах от Москвы и Санкт-Петербурга и где видите наибольший потенциал для роста?
― Большинство регионов все еще не так хорошо покрыты заведениями, поэтому там ниже конкуренция, но есть растущий спрос. Особенно ярко это проявляется за Уралом. Есть и противоположная ситуация — например, рынок Центрального Федерального Округа, где уровень зарплат ниже столичного, а вот конкуренция на высоком уровне; там мы наблюдаем самые низкие выручки в нашей сети.
― Как развивается франчайзинговое направление? Изменился ваш ли подход к выбору партнеров и регионов для масштабирования
― Костяк нашего партнерского сообщества сформировался еще несколько лет назад. Сейчас в сети порядка 150 партнеров-франчайзи; новых партнеров за последние пару лет можно пересчитать по пальцам одной руки. Зато растут повторные открытия и сети внутри текущего сообщества, которые покрывают всю географию России.
― Продолжает ли влиять на бизнес дефицит кадров на рынке труда в 2025 году? Если да, то как это сказывается на работе вашей компании и какие меры предпринимаете, чтобы справляться с ситуацией? На что в большей степени делаете ставку: внедрение технологических инноваций или расширение спектра потенциальных сотрудников (например, за счет привлечения молодежи, старшего поколения, мигрантов и т.д.)?
― Сложности на рынке никуда не делись: дефицит есть и будет оставаться. Выбрали для себя стратегию централизованного процесса найма, чтобы помогать командам партнеров — делаем федеральный маркетинг и помогаем им привлекать таланты.
С другой стороны, развиваем проекты на стыке технологий и процессов, чтобы высвобождать время от рутинных задач, помогать командам в пиццериях принимать верные решения: например, делать заранее заготовки, группировать заказы в доставках по гео-признаку и прочее.
― Какие технологические и цифровые решения вы внедрили за последний год? Какие из них показали наибольшую эффективность? Используете ли вы data-driven подходы в маркетинге? Какие технологические инновации планируете внедрять в свой бизнес в ближайшие 2 года?
― За последний год мы активно развивали мобильное приложение для заказа. Делали более персонализированные рекомендации и офферы с помощью ML-моделей, работали над конверсией, упрощением навигации и улучшением дизайна. В совокупности эти изменения принесли за год сотни миллионов инкрементальной выручки.
Также активно внедряли на всю сеть киоски самообслуживания, которые дают заметный прирост среднего чека и упрощают работу кассиров.
В следующие два года мы фокусируемся на решениях в упрощении производственной модели, собственной маркетинговой платформе и внедрении AI-решений. Платформа по взаимодействию с клиентами позволит нам еще дальше продвинуться в data-driven маркетинге, грамотнее распределять дисконт, работать с оттоком и повышать частотность.
Проекты, направленные на упрощение работы в пиццериях, позволят автоматизировать многие операционные процессы, увеличив производительность как на кухне, так и при доставке.
Также в ближайшем будущем мы планируем развивать наши IoT-решения: умную выдачу заказов на экранах и телеметрию в пиццериях.
Конечно же, мы видим возможности сделать все это принципиально эффективнее с AI.
― Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2025-2026 гг.? Есть ли планы по расширению географии доставки, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?
― По всем описанным направлениям у нас есть планы, в том числе по расширению международного присутствия.
Три ключевых фокуса на домашнем рынке:
1. Лучший пицца-опыт, доступный каждому — развитие опыта для гостей и повышение его доступности.
2. Рост пропускной способности пиццерий — повышение эффективности каждой отдельной точки и упрощение работы команд.
3. Ускорение развития — продолжаем открываться и делать это быстрее, чем мы привыкли.
Подробнее об этом мы рассказали на Съезде Партнеров Додо Пиццы: «ДОДО Х2 СЕЙЧАС».
― Какие инновации на рынке доставки еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?
― Во-первых, конечно же, бесконечное множество путей применения ИИ: LLM-модели, CV, машинное обучение — от рутинных процессов в пиццериях до автоматизаций на уровне IT и менеджмента.
Во-вторых, соединение онлайн- и оффлайн-опыта — потенциал Phygital все еще не исчерпан.
В-третьих, все пути разгрузки кухонь и повышения эффективности труда на них. В этом направлении мы верим в более глубокие интеграции с поставщиками, а также развитие собственных производств.