Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 15 января 2025
Александр Якимец

Наши опросы говорят о том, что клиенты готовы платить больше, если видят качество еды, качество доставки и налаженные процессы в ресторане

Директор по маркетингу и продукту Chibbis специально для исследования сетевого ресторанного рынка 2024

 Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

 2023 стал для нас годом очень активного роста в количестве заказов и клиентах. Как будто тот рост, который должен был с нами случиться в 22 году, добавился к росту 23-го.

В итоге мы выросли на 60% год к году, при этом декабрь к декабрю вообще на 80%. Мы на 102% выполнили наш план по развитию. С финансами все тоже отлично, мы прибыльные, как и все 8 лет работы до этого.

 Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2024 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите? Как изменилась маржинальность бизнеса в 2024 году?

 На 2024 год мы поставили перед собой задачи по росту маржинальности и выстраиванию процессов, которые смогут поддержать наш активный рост в 25 году – мы готовимся к новому рывку.

Обе задачи идут по плану. Мы выросли по заказам на 44,4% в первом полугодии 2024 относительно 2023 года, а рост оборота составил 65,5%.

Спрос продолжает расти, хотя и не так быстро, как в 23 году. Главные проблемы рынка на наш взгляд находятся со стороны предложения:

  • Рост дефицита курьеров и сотрудников кухни и рост их зарплатных ожиданий;
  • Рост стоимости привлечения клиентов на 50-100% по разным рекламным каналам за год;
  • Рост стоимости продуктов.

Все это приводит к тому, что сложность управления рестораном возрастает и ошибки чаще начали приводить к убыткам и закрытию ресторанов. 

 Трансформировалась ли за последний год модель работы с партнерами, размер комиссии, стратегия по их привлечению и удержанию? Изменился ли подход к работе с агрегаторами у самих ресторанов, стали ли они чаще делать ставку на собственные сервисы доставки?

 Стоимость рекламы и получения новых клиентов растет, как и конкуренция за удержания текущих, поэтому мы подняли средневзвешенную комиссию по нашим ресторанам. При этом она все равно находится ниже, чем комиссия у других агрегаторов.

Важно разделять услугу агрегатора на две – генерация заказов и доставка. Потребность в росте заказов у ресторанов осталась высокая, потому что именно рост заказов и выручки позволяет оставаться в зоне прибыли, а при падении заказов у ресторана будет создаваться убыток, потому что доля постоянных расходов будет слишком высокая. Агрегатор – это один из каналов привлечения заказов, при этом с оплатой за результат. Это один из самых устойчивых каналов привлечения заказов, который есть у ресторанов, поэтому спрос на него всегда высокий. Некоторые крупные рестораны тестируют гипотезу отключения от агрегатора, но в итоге через какое-то время большинство возвращается – мы это видим на нашей статистике.

Что касается услуги доставки, то рестораны делятся на два лагеря:

  • Те, для кого доставка НЕ основное направление;
  • Те, для кого доставка дает 50%+ заказов.

Первые часто используют курьеров агрегатора или сторонние курьерские службы и не планируют создавать свою. Вторые всегда создают свою курьерскую службы и легко отказываются от курьеров агрегатора. Эти две группу создают в каждом городе свой баланс спроса на курьеров агрегатора. Эта пропорция не сильно изменилась за 23-24 годы.

 Как менялись средний уровень цен на платформе, количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2023 годом? Наблюдается ли перераспределение спроса в сторону более демократичных ресторанов?

 Средний чек за год вырос на 14,5% и это следствие реальной инфляции в России. Наши опросы говорят о том, что клиенты готовы платить больше, если видят качество еды, качество доставки и налаженные процессы в ресторане. Если клиент доволен, то он нормально реагирует на повышение цен в рамках инфляции.

Для небольшой части клиентов повышение цен является важным фактором, который их стимулирует заказывать реже, но в тех же ресторанах. Мы не видим перетока клиентов в более дешевые рестораны. Люди приходят за привычным им уровнем качества и не готовы его понижать. Качественные рестораны не могут не повышать цены. В итоге клиент остается верен ресторану пока тот качественно оказывает услуги. 

 Насколько отличается ситуация на рынке доставки в регионах от Москвы и Санкт-Петербурга?

 Регионы отличаются от Москвы и Санкт-Петербурга другим балансом «Время-Деньги». В столицах люди гораздо легче платят деньги за экономию времени. Это приводит к тому, что и чек выше, и доставка платная и скидки/акции не так важны. В регионах не так важно время, поэтому люди готовы ждать, но хотят сделать выгодный заказ.

Еще одной особенностью регионов является более сильная привязка к брендам ресторанов. В Москве люди гораздо легче выбирают неизвестное им заведение, потому что «цена ошибки» невелика – «Выкину и закажу в другом месте». В регионах доставка еды все еще важное событие и люди не хотят его испортить, поэтому более тщательно выбирают. Важен бренд ресторана, условия заказа и отзывы.

 В последние годы FMCG-сети и онлайн-ретейлеры значительно расширили ассортимент готовой еды. Составляет ли по вашему мнению доступная готовая кулинария из магазинов конкуренцию кафе и ресторанам на рынке доставки и будет ли она усиливаться в дальнейшем? Каким видите распределение рынка в разрезе игроков (рестораны, доставка, ретейл и др.)?

 Мы верим в рост сегмента покупки готовой еды в магазинах и это очень сильно повысит конкуренцию в низком и среднем сегменте доставки еды. Более того, готовая еда в магазинах будет поддерживать тренд роста самовывоза – заранее заказал и забрал.

Плотность магазинов высокая, стандарты качества соблюдаются, за доставку платить не надо, к тому же часто забрать самому быстрее – это все будет драйвить самовывоз готовой еды и кулинарии из магазинов.

С учетом дефицита курьеров и поваров, магазинные кухни могут занять значимую долю на рынке. Как раз для этого мы сейчас сильно улучшаем функционал самовывоза, чтобы оседлать этот тренд и не важно это кухня магазина или ресторана.

 Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов?

 Мы чувствуем повышение конкуренции на рынке труда, но это не является для нас большой сложностью или барьером для развития. Оптимизация процессов позволяют нивелировать эту проблему. Чаще это именно управленческие решения, а не применение ИИ или автоматизации в чистом виде.

 Используете ли вы в своем бизнесе инновационные решения (например, роботы, доставка дронами, решения на основе AI и т.д.)? Видите ли сейчас перспективные идеи в данном направлении для индустрии доставки готовой еды? Какие из них планируете внедрять в свой бизнес?

 Мы достаточно консервативны и стараемся использовать надежные и проверенные решения. Мы используем ряд инструментов и собственных наработок, но не полагаемся на них во всех случаях. ИИ инструменты у нас органично соседствуют с проверенными алгоритмическими. 

Мы видим большой потенциал и будущее за глубокой интеграцией ИИ в бизнес, но пока что технологии еще не достигли оптимального сочетания стоимости и полезности от их использования. Поэтому часто вместо ИИ-алгоритмов используем обычную логическую структуру или формулы.

«Черный ящик» ИИ без контроля создает лишние риски для бизнеса, а с контролем теряет смысл. ИИ может стать помощником и «копилотом» у конкретных ответственных людей – это повысит эффективность на десятки процентов, а не в разы. Это скорее витаминка, а не лекарство от проблем рынка доставки еды.

 Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2024-2025 гг.? Есть ли планы по расширению географии доставки, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?

 Мы видим точки роста в следующих сегментах:

  • Самовывоз для роста частоты заказов;
  • Доставка продуктов для роста LTV нашей клиентской базы;
  • Реферальная программа для получения сетевого эффекта в маркетинге;
  • Развитие собственной или внешней курьерской службы для подключения большего количества ресторанов без своей доставки.

С точки зрения географии – мы на данный момент работаем только в России и не планируем выходить в другие страны. 

Текущая ситуация открывает большой потенциал рынка в РФ и для нас он приоритетней в плане развития, хотя мы сохраняем интерес и к другим рынкам, в первую очередь к странам СНГ и БРИКС. И как только внешняя ситуация улучшится или мы реализуем потенциал в РФ, то вернемся к своим планам экспансии.

При этом в разных городах у нас разная доля рынка и мы планируем нарастить свою долю в миллионниках.

 Какие инновации на рынке доставки еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?

 Инновации появляются как ответ на важные проблемы и задачи. Сейчас главной проблемой отрасли является стандартизация качества еды и доставки, поэтому именно в этих направлениях мы ожидаем инноваций.

Должны появиться инновации для увеличения эффективности линейного персонала – поваров и курьеров. Скорее всего их не получиться заменить, но можно попробовать нарастить производительность и стандартизировать качество работы. Это будут технологические и бизнес-процессные решения, которые оптимизируют производственную цепочку.

Вероятно, что на горизонте 4-5 лет появятся инновации в сфере доставки от роботов до стоек выдачи заказов. Возможно будет расти объем кухонь-распредцентров и из них полуфабрикаты уже будут разлетаться по кафе и дарксторам.

Агрегатор может помочь ресторанам лучше планировать спрос и лучше оптимизировать кухню и логистику за счет повышения утилизации курьеров и сотрудников кухни.

Больше исследований по теме рынка ресторанов
При единовременной покупке двух исследований — скидка 5%, трех — скидка 10%, четырех — скидка 15%, от пяти — скидка 20%.

Телеграм РБК Рестораны
Получайте анонсы дайджестов и исследований по тематике ресторанов, делитесь своим мнением и участвуйте в обсуждениях

РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2024 121 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2024 112 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще