Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 19 декабря 2024
Анна Синдевич

Питание — это важная часть события. Она составляет как минимум половину успеха всего мероприятия. Когда люди уходят голодные и разочарованные, то никакие полученные знания уже не приносят им удовлетворение

Соучредитель и директор компании «Кейтеринг Анны Синдевич» специально для исследования рынка общественного питания 2024

 Как Вы можете охарактеризовать итоги 2023 года для рынка кейтеринга? Насколько ситуация изменилась по сравнению с 2022 годом?

 2023 год можно обозначить как период роста рынка кейтеринга в связи с ростом денежной массы в нашей стране. Стало больше денег оставаться в стране по многим причинам в результате политики государства, направленной на развитие внутреннего туризма и собственного производства. Приток средств содействовал развитию внутреннего туризма, ресторанного бизнеса и, естественно, кейтеринга. Российские компании стали больше зарабатывать на внутренних рынках и, как следствие, уделять повышенное внимание корпоративам и другим мероприятиям для сотрудников. В том числе — для сдерживания уже тогда проявившегося кадрового дефицита, в стремлении удерживать и мотивировать свой персонал.

 Как на отрасли сказываются волатильность рубля и инфляция? Насколько эти факторы влияют на ценовую политику игроков рынка? Удается ли кейтеринговым компаниям сохранять маржинальность бизнеса?

 Инфляция идет высокими темпами, цены на все постоянно растут. В том числе и на продукты, транспортные услуги, а больше всего — на оплату труда персонала, особенно временных сотрудников–фрилансеров (поваров, официантов и т.п.). На кейтеринге как бизнесе это отражается негативно. Мы долго старались не повышать цены, но весной из-за этого получили большой кассовый разрыв и вынуждены были поднять прайс в среднем на 30%, хотя наши производственные затраты (цены на сырье, зарплаты и пр.) увеличились более чем в два раза. Поэтому рентабельность в кейтеринге падает — скоро потребуется новое повышение цен. В этой ситуации наши сотрудники чувствуют себя очень неуютно. Потому что, несмотря на повсеместный рост цен на все кругом, заказчики на повышение стоимости услуг именно выездного питания реагируют негативно.

 Кадровый кризис сейчас выделяют как актуальную проблему во многих отраслях. Как этот фактор отражается на рынке кейтеринга? Насколько чувствуется дефицит персонала, и как кейтеринговые компании справляются с этим вызовом?

 Здесь тоже наблюдается определенный разрыв, когда оплата труда фрилансеров (официантов, доставщиков и т.п.) стремится опередить заработки поваров, менеджеров и даже топ-менеджеров кейтеринговой компании. Новички, не обладающие должными профессиональными навыками, запрашивают неадекватно высокую оплату. Мы становимся заложниками такой ситуации, поскольку нужны люди для обслуживания, а эти люди ходят от одного работодателя к другому с единственным интересом: найти, где предложат больше. Ни о какой корпоративной приверженности тут говорить не приходится. Ставки растут без остановки. Работники — нужны. И всем приходится повышать и повышать ставки. Ситуация очень раздражает и временами выходит из-под контроля. Но мы живем и работаем в этих реалиях.

 Как ведет себя рынок и отдельные его сегменты в 2024 году? Замечаете ли изменения в уровне спроса на кейтеринговые услуги в целом, а также в разрезе отдельных сегментов рынка?

 Текущий год — примерно такой же, как предыдущий. Ничего принципиально нового не произошло. Правда, темпы роста рынка снизились. Я могу предположить, что повальный рост цен (в том числе на услуги кейтеринга) стал сподвигать клиентов рассматривать какие-то альтернативные варианты. Так, некоторые наши заказчики при проведении мероприятий оставляют только программу, а от еды полностью отказываются. Это скорее плохо, чем хорошо. 

Я вижу, например, что обучающие мероприятия длятся целый день. Организаторы мероприятия ограничивают бюджет на еду рамками прошлого года. Но цены выросли — это неоспоримый факт. Соответственно еды меньше. И это вызывает большой негатив у участников. 

Не секрет, любое обучение можно получить онлайн, и в интернете можно найти любую информацию. Люди идут на очные семинары и тренинги прежде всего для живого общения и новых знакомств. А это происходит на кофе-брейках. И когда организаторы экономят на кофе-брейках, сокращают их количество и еду — то получают очень большой негатив у участников. 

Питание — это важная часть события. Она составляет как минимум половину успеха всего мероприятия. Когда люди уходят голодные и разочарованные, то никакие полученные знания уже не приносят им удовлетворение. Надеюсь, такая «экономия» скоро закончится.

 Недавно вы стали участниками проекта «Шаг развития», ориентированного на помощь управленцам кейтеринговых компаний в улучшении и развитии бизнеса. Расскажите, пожалуйста, подробнее про проект и его результаты. 

 Подробный рассказ рискует быть очень длинным. Мы стали активными участниками Проекта «Шаг развития». Суть этого проекта — акцентировать внимание владельцев и топ-менеджмента на тех моментах ведения бизнеса, которые привычно кажутся важными, но не срочными. И поэтому всегда откладываются на потом. «Шаг развития» стимулирует выделять время в рабочем графике именно этим моментам. 

К сожалению, владельцы кейтеринговых компаний, и я в том числе, слишком много внимания уделяют операционным и другим текущим вопросам, проведению конкретных мероприятий, лично курирую многие из них. Это вроде очень хорошо отражается на бизнесе: повышает уровень и качество мероприятий. Мы растем, мы развиваемся, потому что получаем хорошую обратную связь по итогам проектов — многие заказчики возвращаются к нам снова и снова. 

И опять мы тратим время на контроль, на улучшение всех наших процессов и общее качество продукта.  И у нас совсем не остается времени на то, чтобы затормозить, проанализировать, просчитать… 

Таким образом мы сами себя загоняем в угол. Так произошло, например, с нами, когда мы пропустили критический рост цен у поставщиков и вовремя на подняли собственные расценки — попали в кассовый разрыв. 

И это очень пагубно отражается на бизнесе. Так можно погубить компанию. Поэтому каждый собственник во имя развития дела, ради благополучия и стабильности сотрудников просто обязан выделять время на ранжирование задач по важности, на аналитику. Войдя в проект «Шаг развития», я стала учиться это делать. Выделять время для решения не срочных — но важных задач и выстраивать комплексную стратегию. Настраивать фокус внимания на долгосрочную работу — вот важная миссия проекта.

 Какие основные ошибки и слабые места Вы наблюдаете у представителей рынка кейтеринга? Что в первую очередь стоит улучшать управленцам в деятельности компаний?

 Рынок кейтеринга растет. Появляются новые компании, которые начинают с нуля. И потенциал развития зависит от того, насколько собственникам хватает знаний и компетенций, чтобы построить систему. В этом плане человек, начинавший строить кейтеринг «в ручном режиме», должен постепенно делегировать свои компетенции и ответственность все большему количеству сотрудников.  Для этого и нужна система — стандартов, инструкций, технологий, мотивации. Только на этих условиях компания может расти дальше и масштабироваться. А когда система построена, начинается новый виток развития, владелец должен отдать бразды управления для того, чтобы компания могла дальше расти и масштабироваться. 

Увы, бОльшая часть кейтеринговых компаний не проходит эти стадии развития. Одни застревают на начальных уровнях развития, другие вообще устают, выгорают и уходят в другие виды деятельности. А на их место опять приходят новички, маленькие компании — такой вот круг жизни кейтеринговых компаний наблюдается повсеместно. 

Поэтому всегда на рынке есть стабильный круг крупных компаний и всегда есть очень много «маленьких новичков». Беда в том, что новички, которые выходят на рынок, продают дешевле, так как по сути — они получают свою зарплату за выполненную работу. У них нет понимания ценообразования, и они еще не имеют постоянных затрат. У крупных компаний есть затраты на поддержание стабильного высокого уровня и контроля качества.  В штате работают необходимые для поддержания стабильных стандартов качества высококлассные специалисты.  

И заказчики не всегда понимают это. Стремясь сэкономить, выбирают кейтеринг с более низкой ценой и получают нестабильное или очень низкое качество. И в результате разочаровываются в кейтеринге вообще, потом стараются заказывать где-то на стационарных площадках, в ресторанах. Это вредит всей отрасли в целом, не дает развивать ее на должном уровне качества услуг.

 Как на рынке кейтеринга сейчас развивается направление доставки? Есть ли спрос на услугу? Насколько уделяют внимание ее развитию представители рынка?

 Доставка пользуется стабильно высоким спросом. Поэтому в нашей компании есть такая услуга, как «кейтеринг без обслуживания», по сути — доставка. Это сформированные сеты, которые можно заказать на привоз в определенное время. Это удобно при небольшом количестве людей. Не всегда оправдана оплата за сервировку и обслуживание (которые на маленькое количество гостей могут оказаться больше, чем стоимость самой еды). Поэтому мы сами рекомендуем поступать именно так: заказать по меню доставку, не тратясь на сервис и обслуживание. Можем, кстати, доставлять еще и оборудование (скатерти, термосы, термоподы), которые позже сами забираем обратно. Такой формат становится всё больше и больше востребованным.

 Как Вы можете охарактеризовать ситуацию с конкуренцией на рынке кейтеринга в настоящий и момент и каких изменений ожидаете в перспективе? Способствовал ли выход в этот сегмент «Яндекс. Еды» усилению конкуренции? 

 «Яндекс. Еду» мы пока что не заметили. В нашем поле зрения ее нет вообще.

 Насколько динамично развивается рынок кейтеринга за пределами Москвы и Санкт-Петербурга? Присутствуют ли на региональных рынках тенденции, отличающиеся от ситуации в столицах?

 Рынок кейтеринга динамично развивается и в столицах, и в регионах. Я уже отметила, что дает свои плоды политика государства, направленная на развитие регионов, на рост внутреннего туризма, увеличение оборота товаров и услуг. Это благоприятно отражается и на нашей индустрии.  

Отличие Москвы и Санкт-Петербурга состоит в том, что там постоянно проводятся массовые мероприятия на две, три, даже пять тысяч человек. Подчеркну — постоянно! В регионах такое происходит намного реже. Соответственно, в столичных субъектах сформирован рынок арендных компаний, которые обеспечивают крупные мероприятия всем необходимым — мебелью, посудой, техникой… Этого всего в Москве хватает с избытком. А когда нечто подобное, тысячи на две и более, организуют, например, в Новосибирске, то можно столкнуться с проблемой «где взять нужное количество коктейльных столов?» Выход — создавать собственный резерв. Наш кейтеринг имеет больше сотни коктейльных и фуршетных столов, мы в целом готовы обслуживать тысячные мероприятия своими силами. Но нас таких — единицы на весь Сибирский макрорегион.

 Как Вы оцениваете перспективы рынка кейтеринга в ближайшие 1-2 года? На чем, по вашему мнению, будут фокусироваться игроки рынка? Какие ниши видите наиболее перспективными для развития? 

 Сегодня в целом трудно строить прогнозы даже на год-два. Однако я достаточно уверенно предполагаю усиление тренда на региональность и самобытность: становление кейтеринговых компаний в небольших городах, рост интереса к локальным кухням и традициям в целом. 

Специфика и колорит очень востребованы. В этом году мы делали кейтеринг на выставке дизайна «Русский дом» в Москве: представители разных городов и регионов страны (Томска, Омска, Иркутска, центральной части России) показали удивительные дизайнерские коллекции — в каждом месте (и даже местечке) есть свои особенности, достопримечательности, интересные локальные истории и легенды.  Я все это проецирую на еду. Уверена: чем дальше и глубже мы будем раскрывать местные продукты, рецептуры и блюда, тем сильнее будет интерес и спрос. 

Кейтеринг хорош тем, что это не просто еда, но и оформление, посуда, костюмы и так далее. Год назад мы запустили «Сибирскую станцию» и «Таёжную станцию» — они оформлены деревом, шишками, представляют кулинарную аутентику (на современном уровне, разумеется) коренных и пришлых народов Сибири. Недавно мы продвигали сибирскую кухню на форуме в Москве и получили ошеломляющий позитив. Думаю, что нечто подобное быстро разовьется и в других частях России.

Второе перспективное направление мы видим в связи растущим интересом заказчиков к минимизации расходов. Мы готовим к запуску наш drop-off catering — это когда не только еда приводится в одноразовой посуде, но и одновременно заказчику передаются одноразовые скатерти, одноразовые мармиты для поддержания температуры еды. Все одноразовое. Так снимается вопрос о затратах на транспорт, чтобы забрать текстиль, никакой мойки посуды. Предполагаем, что этот тренд будет тоже развиваться.

РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2024 121 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2024 112 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 19 декабря 2024 РБК Исследования рынков Драйверы рынка.Поддержку развитию рынка доставки оказывает растущая потребительская уверенность, чему способствует увеличение доходов россиян. Так, по данным Росстата, в 2023 году реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 5,8%. Улучшение ситуации с доходами оказывает позитивное влияние на рынок доставки и в 2024 году. За девять месяцев 2024 года соответствующий показатель увеличился на 8,6% к аналогичному периоду предыдущего года.

Помимо роста доходов, стимулирующих спрос, на рынке сказывается в целом изменение потребительских моделей. Питание готовой едой все больше становится частью повседневной жизни россиян. На фоне высокой занятости и ускоряющихся темпов жизни в мегаполисах люди не хотят тратить время на самостоятельную готовку, отдавая предпочтение готовой еде в службах доставки и кулинарии из магазинов. «Доставка уже не кажется людям чем-то особенным, постепенно становится привычкой. Растет понимание, что заказ готовых блюд помогает значительно экономить время и силы, а вместе с ним и новый покупательский паттерн», — считает Александра Артюшкина, руководитель управления ресторанного бизнеса «Яндекс Еды».

Показать еще