Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 16 декабря 2024
Артем Халимоненко

Важно наносить новую точку на карту доставки не для громкого пресс-релиза, чтобы тихо закрыться через полгода, а покрывать спрос и обеспечивать качество и скорость везде, где бы ни был бренд FoodBand

Основатель ресторанов доставки еды FoodBand специально для исследования рынка общественного питания 2024

 Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

 С одной стороны, темпы роста в 2023 году сократились по сравнению с 2022-м. Прогноз на прошлый год при этом выполнили на 91%.

Но есть нюанс: последний квартал 2023 года был наиболее удачным! По темпу прироста можно сравнить это со всей второй половиной 2022 года, что очень хорошо. А сейчас, в 2024 году, темпы прироста выручки в FoodBand год к году выросли на 43,5%. 

 Насколько повлияла на маржинальность бизнеса волатильность рубля и инфляция? Какие статьи расходов выросли сильнее всего? Как рост цен повлиял на формирование меню и ценовую политику компании?

 Очень выросли зарплаты. В первую очередь это касается стоимости доставки. В меньшей степени выросли цены на продукты. Мы стараемся менять технологии, чтобы цены росли не так быстро. Например, отказываемся от блюд, которые долго готовить, чтобы рационально расходовать время поваров. Мы все же про ежедневый спрос, про импульс, а за сложными гастрономическими изысками клиент пойдет в дорогой ресторан. Зато мы в FoodBand можем удивлять, к примеру, начинкой в пицце или ингредиентами в боулах или салатах, это не влияет на скорость приготовления.

 Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2024 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите? Как изменилась маржинальность бизнеса в 2024 году?

 В целом начало 2024 года для FoodBand выглядит более позитивно, чем первая половина 2023-го.  

Из барьеров рынка можно отметить рост закупочных цен, зарплат, дефицит кадров, снижение частоты заказов летом — но это было всегда. 

 Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2023 годом? Какие блюда и концепции набирают популярность? Каких трансформаций в поведении и портрете клиентов ожидаете в будущем?

 Конечно, растет количество заказов в агрегаторах из-за выхода «Сбермаркета» на этот рынок. Однако, у нас свое мощное приложение и доля собственных заказов у FoodBand всегда была высока. 

Растет средний чек, у нас вырос сразу на ₽230. Прошлый прирост был всего в ₽46. Это связано не только с инфляцией, но и с новыми блюдами в меню FoodBand, с сезонными историями — даже летом. Лисички в сезон, домашние лимонады в жару, мандарины в неожиданных блюдах в меню перед Новым годом. Важен хороший маркетинг на ключевые даты: когда число заказов ожидаемо растет везде, нужно выиграть в конкурентной борьбе. Клиент же всегда будет стремиться повторять успешный опыт. Наша задача — дать ему и качество, и скорость.  А еще приятно удивить новинками, что тоже умеем.

 Наблюдаете ли вы изменения в пищевых привычках потребителей? Присутствует ли тенденция в сторону роста спроса на здоровую еду, диетические блюда, без лактозы/глютена и др. подобные категории? Видите ли перспективы развития для себя в этих нишах?

 Однозначно утверждать о каких-то трендах сложно. Если совсем просто, аудитории в первую очередь важна вкусная еда и быстрая доставка. Мы в этом плане марку держим, среднее время доставки сохраняем в 35–45 минут. 

Что касается диетических и продуктов, аллергиков и ЗОЖ, тут двоякая история. С одной стороны, если людям это нужно в медицинских целях или для спортивных соревнований, они все равно заказывают в специализированных местах, следуя назначениям доктора или тренера. Мы же решаем потребность вкусной еды для массовой аудитории, для дружеских, семейных, массовых мероприятий. 

С другой стороны, и хорошую пиццу полезно есть тем, кто восполняет углеводы после тренировок, матчей — есть множество материалов про футболистов и звезд на эту тему. Плюс в FoodBand полно поке-боулов с киноа, а лучшие отзывы летом у нас вообще были на новый салат с запеченными овощами и авокадо — чем не тенденция! И все это сочетается в FoodBand — удобно, если в компании друзей есть и любители пиццы, и фанаты морепродуктов, и те, кто следит за фигурой и берет только поке.

 В последние годы FMCG-сети и онлайн-ретейлеры значительно расширили ассортимент готовой еды. Составляет ли по вашему мнению доступная готовая кулинария из магазинов конкуренцию кафе и ресторанам на рынке доставки и будет ли она усиливаться в дальнейшем? Каким видите распределение рынка в разрезе игроков (рестораны, доставка, ретейл и др.)?

 Готовая кулинария и рестораны решают все-таки разные задачи. Мало кто на день рождения угощает друзей кашей или сырниками. Думаю, для наших роллов и пиццы место всегда найдется. Впрочем, у нас есть салаты, много блюд формата вок, десертов, свои домашние морсы — ну вот разве что в этой части. Мы хотим, чтобы FoodBand даже в обычный день раскрашивал офисные будни, ассоциировался с праздником, с чем-то неординарным, как поход в итальянский или японский ресторан — только мы выгоднее и быстрее.

 Реализуете ли вы проекты по сотрудничеству с онлайн-ретейлерами или FMCG-сетями в качестве поставщика упакованной готовой еды? Есть ли планы по развитию в данном направлении? 

 FoodBand работает круглосуточно, но ночью кухни не до конца загружены. В это время мы могли бы делать пирожки или крутить роллы, а утром доставлять для ритейла. На данный момент еще ни с кем не сотрудничаем в этом плане, но готовы провести тест, если поступит хорошее предложение. Мы открыты к таким проектам, и учитывая высокое доверие собственной аудитории, можем сделать меню таких партнеров интереснее и привлекательнее.

 Внедряет ли ваша компания инновации в области упаковки еды (для продления сроков годности, повышения безопасности продукции, улучшение экологичности упаковки и др.)? Есть ли планы по развитию данного направления в перспективе 4-5 лет? Какие технологии вы считаете наиболее перспективными для развития в этой области?

 Мы сейчас готовим новую упаковку для блюд FoodBand, сделаем ее современнее. Пока не стану раскрывать карты, скоро все узнаете.

 Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов?

 У нас своя команда разработчиков, которая автоматизирует рутинные процессы, делая работу FoodBand эффективнее. Также, учитывая постоянно растущие объемы и открывающиеся кухни в новых городах, у нас постоянно открыты вакансии курьеров, поваров, менеджмента, а также разработчиков и маркетинга. О них можно узнать у нас в соцсетях и на сайтах с вакансиями.

 Используете ли вы в своем бизнесе инновационные решения (например, роботы, доставка дронами, решения на основе AI и т.д.)? Видите ли сейчас перспективные идеи в данном направлении для индустрии доставки готовой еды? Какие из них планируете внедрять в свой бизнес? 

 Мы использовали AI в оформлении зала ресторана в Троицке, получилось очень любопытно, можно даже назвать это кафе отдельной достопримечательностью в городе. Возможно, через 7–10 лет роботы смогут заменить и поваров с курьерами, но на данном этапе рано строить прогноз, когда и что. Позитивно к этому отношусь.

 Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2024–2025 гг.? Есть ли планы по расширению географии доставки, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?

 Мы сейчас ведем переговоры с партнерами из других городов и ближайших стран СНГ по открытию франшизы FoodBand. Мы уже есть в Казахстане, учитываем в меню особенности региона. Сейчас обсуждаем с партнерами Армению. Про дальнее зарубежье я тоже задумывался, но не хотим открывать точку просто ради факта открытия. Важно наносить новую точку на карту доставки не для громкого пресс-релиза, чтобы тихо закрыться через полгода, а покрывать спрос и обеспечивать качество и скорость везде, где бы ни был бренд FoodBand.  

 Какие инновации на рынке доставки еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4–5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?

 Мы активно работаем над оптимизацией, чтобы увеличить выручку на затраченный человеко-час. 

Думаю, рынок изменит роботизация кухни и доставки. А также искусственный интеллект в упаковке и маркетинге. Но это более долгий срок и напрямую зависит от снятия административных барьеров в этих областях. 

Мы же планируем запускать новые форматы, новые блюда — не хочу все-таки раскрывать секретов, пусть будет сюрприз.

РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2024 93 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2024 121 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2024 112 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще