По данным «Анализа рынка кофемашин для предприятий общественного питания в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, за 2017-2021 гг их импорт в страну вырос на 32,1%: с 27,5 до 36,3 тыс шт. Предложение на рынке формируется исключительно за счет импорта зарубежного оборудования, массовое производство техники в стране не налажено. В 2021 г в шестерку крупнейших поставщиков входили Италия (35,6% от суммарного импорта профессиональных кофемашин в Россию), Китай (18,1%), Испания (12,8%), Швейцария (8,4%), Беларусь (7,5%) и Германия (7,3%).
После начала военных действий в Украине запрет на поставки кофемашин для общепита в Россию был введен Европейским союзом (на оборудование дороже 300 евро) и Швейцарией, то есть странами, которые до 2022 г являлись основными поставщиками продукции на российский рынок. В 2022 г ожидается резкое сокращение импорта профессиональных кофемашин.
В свете последних событий большинство предприятий сектора HoReCa рассмотрит возможность перехода на оборудование, произведенное в странах, не вводивших санкции. В первую очередь, это Китай, откуда поставки за 2017-2021 гг выросли в 2 раза: с 3,2 до 6,6 тыс шт. Среди наиболее популярных брендов кофемашин, ввозимых в Россию из Китая в 2021 г, – Dr. Coffee, Proxima, Kaffit Com, Airhot. Ассортимент продукции, предлагаемой китайскими производителями, достаточно широк и различается как по функциям и технологическим особенностям, так и по ценам. Ожидается, что в ближайшие годы именно китайские бренды существенно увеличат свою долю на российском рынке кофемашин для предприятий общественного питания.
Вариант замещения европейской техники продукцией из Китая и стран Юго-Восточной Азии вероятен, однако на поиск новых поставщиков и доставку кофемашин в обход государств, которые ввели санкции, потребуется время. По прогнозам, в 2023-2026 гг по мере адаптации рынка к новым условиям импорт кофемашин для общепита будет расти, но не вернется к уровню 2021 г. Ожидаемая стагнация реальных располагаемых доходов россиян затормозит восстановление сектора HoReCa, а следовательно, и платежеспособного спроса на кофемашины.