Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 14 января 2022
Арташес Давтян

Если говорить о дальнейших планах, то мы продолжим развивать продукты под СТМ

В некоторых категориях, где есть товары «Из Лавки», на продажи продуктов СТМ приходится около 80%, а доля СТМ – 15% от GMV сервиса, отмечает коммерческий директор «Яндекс.Лавки»

― Каким для сервиса оказался 2020 год? Как вы оцениваете результаты работы в первом полугодии 2021 года? Удалось ли добиться поставленных целей по выручке, реализации планов по развитию?

 В 2020 году рынок фудтеха продемонстрировал значительный рост, а быстрее всего развивалось направление e-grocery – онлайн-доставка продуктов. За прошлый и этот год наш бизнес также вырос в разы. Мы расширили географию сервиса, увеличили количество заказов и запустили коммерчески успешные проекты – например, собственную торговую марку, доставку кофе и производство готовой еды «Из Лавки».

На высокие темпы развития отчасти повлияла пандемия. Доставкой стали пользоваться гораздо больше людей, и так было не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России. Мы оценили потенциал экспресс-доставки продуктов в регионах и в 2020 году начали региональную, а затем и международную экспансию – запустили услугу в Нижнем Новгороде и Израиле. Для зарубежных рынков у нас есть международный бренд Yango Deli. В этом году мы продолжили развивать сервис, и теперь он работает в Казани, Екатеринбурге, Париже. Дальше на очереди – Лондон.

Помимо масштабирования бизнеса, мы также развивали услуги на базе дарксторов, например, доставку по клику, а еще активно экспериментировали с ассортиментом. У нас была задача – показать людям преимущества «Яндекс.Лавки», которые выделяют ее среди других ретейлеров, сделать уникальной виртуальную полку с товарами в приложении, чтобы пользователи возвращались к нам снова. Так появились доставка горячего кофе за 15 минут, дарккитчены и собственная торговая марка (СТМ). Сейчас в ассортименте марки «Из Лавки» уже больше 130 продуктов. Мы сами производим и готовую еду – в «Яндекс.Лавке» около 90 блюд. Для этого в прошлом году мы модернизировали собственное производство и теперь можем готовить 300 тыс. порций разных блюд в месяц.

Несмотря на снятие основных коронавирусных ограничений, рынок продолжает расти – и мы вместе с ним. Так, за второй квартал этого года валовая стоимость заказов (GMV) «Яндекс.Лавки» выросла по сравнению с таким же периодом годом раньше и составила 6,3 млрд рублей. Самый разгар пандемии пришелся на середину прошлого года, поэтому большой рост в аналогичном периоде 2021 года говорит, что пользовательское поведение действительно сильно изменилось за последний год: в 2020 году рост не был временным явлением. 

 Первые волны коронавируса способствовали стремительному развитию рынка доставки продуктов и готовой еды. Ожидаете ли вы дальнейшего роста доставочного бизнеса? Как намерены развиваться и на какие тренды в сфере доставки будете ориентироваться?

 Действительно, рынок растет сильно, как и сервисы. В доставку продуктов приходят новые игроки, но, если говорить глобально, сам рынок еще далек от перенасыщения. У российского e-grocery сегмента большой потенциал для развития, ведь его проникновение пока всего около 2%.

Мы работаем по модели доставки от 10 минут и ориентируемся на тех, кому важно получить онлайн-заказ как можно быстрее. Кроме этого, сами дарксторы могут стать инфраструктурой для надстройки других услуг. Например, у нас появилась доставка по клику. Теперь пользователь может заказать товары на «Яндекс.Маркете», их привезут в ближайшую «Яндекс.Лавку», и после этого с помощью курьерской доставки человек сможет быстро получить вместе с продуктами посылку из маркетплейса. Мы рассматриваем и другие варианты работы с разными сервисами «Яндекса» – и совместно растим знание аудитории о наших брендах.

Если говорить о дальнейших планах, то мы продолжим развивать продукты под СТМ, чтобы расширить уникальный ассортимент на нашем сервисе. Это касается высокомаржинальных товарных категорий, которые влияют на лояльность пользователей, их возвращаемость на сервис и выделяют нас среди других ретейлеров. Клиенты снова заказывают продукты, если они им действительно нравятся и, если людей устраивает ассортимент, поэтому мы тщательно подходим к процессу создания товаров под СТМ и готовой еды.

 Насколько сильно пандемия изменила бизнес? Была ли пересмотрена долгосрочная стратегия его развития?

 В первую очередь изменения коснулись образа жизни людей и их потребительского поведения. Спрос на услугу доставки продуктов рос, поэтому мы ускорили развитие многих проектов, а некоторые реализовали с нуля за короткие сроки. В условиях постоянно меняющегося рынка мы не исключаем, что в какой-то момент наши фокусы могут сместиться на другие задачи – и это нормально. При этом мы понимаем, каких результатов хотим достичь в долгосрочной перспективе.

В любом случае мы продолжим создавать сервис для людей, как и раньше. Чтобы развиваться в нашем бизнесе, нужно учитывать несколько факторов. В частности, важен ассортимент, ведь если с ним что-то не так, пользователь уйдет в другое место для онлайн-покупки продуктов. Отчасти поэтому мы и сделали СТМ с качественными продуктами и готовой едой – чтобы люди к нам возвращались. При создании собственной торговой марки мы проанализировали как заказы клиентов «Яндекс.Лавки», так и предпочтения пользователей на рынке в целом, – и продолжим изучать эти данные для дальнейшего развития СТМ.

 Как менялось потребительское поведение на разных этапах пандемии: во время локдауна, после него и с усложнением эпидемической обстановки осенью – зимой и текущим летом?

 В первые недели локдауна мы столкнулись с аномальным спросом. Люди скупали все возможные продукты. В первую очередь – товары длительного хранения, крупы, консервы и т. д. Сильно выросли средний чек и частота заказов. Количество заказов было примерно таким же, как в новогодний период.

Затем, когда у людей прошел первый шок, в следующие волны пандемии они уже спокойнее реагировали, но спрос и количество покупателей продолжили расти. Доставка вошла у пользователей в привычку, поэтому даже после снятия первых ограничений число заказов не снизилось. Больше того, мы видим стабильный прирост заказов в «Яндекс.Лавке», и в праздники бывают аномальные всплески – например, на 8 Марта, Новый год, а также в плохую погоду, когда люди не хотят выходить на улицу, частота заказов тоже растет. А еще мы заметили интересный тренд: наши пользователи стали чаще покупать на сайте «Яндекс.Лавки», потому что на нем удобнее собрать крупный заказ – на одном экране помещается больше товаров, их проще сравнить и выбрать нужное.

 Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны FMCG-ретейлеров и мультикатегорийных маркетплейсов? Есть ли у вас какие-либо преимущества в этом сегменте в сравнении с данными игроками? 

 Мы не позиционируем себя как конкуренты крупных FMCG-ретейлеров или маркетплейсов – мы про другое. Мы больше похожи на небольшие магазины у дома, в которых можно купить все самое нужное. Наш сервис для тех, например, кому утром не хватило молока для завтрака или нужно быстро что-то приготовить, а ингредиентов нет. Мы можем справиться с таким заказом за 15 минут благодаря покрытию города дарксторами.

Пользователи выбирают собственные сервисы ретейлеров и крупных маркетплейсов, когда нужно закупиться продуктами надолго. В этом случае время ожидания заказа не играет большой роли. Мы же ориентируемся на тех, кто хочет быстро получить покупку.

 Насколько динамично растет интерес к доставке продуктов в регионах кроме Москвы и Санкт-Петербурга?

 Проникновение e-grocery в регионах, конечно, не такое высокое, как в Москве или Санкт-Петербурге. В Екатеринбурге, к примеру, оно на уровне 0,3% против 2% в среднем по России. Но отсюда мы делаем вывод, что рынок того же Екатеринбурга – перспективный, ведь ему есть куда расти. Вообще, города-миллионники заинтересованы в наших услугах: там растет интерес к цифровым услугам, высокая плотность населения и платежеспособный спрос.

 Насколько востребована в рамках вашего сервиса доставка готовых блюд? Какая доля в выручке компании приходится на это направление? Какие типы блюд пользуются наибольшим спросом?

 Мы видим большой рост популярности готовой еды. Сейчас готовые блюда есть в 40% заказов «Яндекс.Лавки». Возвращаемость в этой категории – больше 20%. Если говорить про рост, за последний год продажи готовой еды увеличились на 67%

В нашем ассортименте готовой еды есть как собственные блюда под брендом «Из Лавки», которые мы выпускаем на нашем производстве в Санкт-Петербурге, так и блюда от партнеров. Также у нас в продаже есть блюда и от ресторанов - из «Осторожно слон», Soul in the Bowl и других. 

У сегмента готовых блюд большой потенциал, поэтому мы и решили добавить их в наш ассортимент. Кроме того, такая еда отлично вписывается в концепцию доставки за 15 минут, ведь это тоже ситуативная покупка. Захотелось пообедать на работе или после нее – и выбираешь что-то простое, что приедет максимально быстро.

Чаще всего пользователи «Лавки» заказывают обеды – вторые блюда с мясом и рыбой, пасту, боулы, поке и заправленные салаты. А еще в топ-5 самых популярных готовых блюд входят блины. Из ресторанной еды высоким спросом пользуются поке с лососем и роллы «Филадельфия». В нашем ассортименте много блюд под собственной торговой маркой «Из Лавки», от «Братьев Караваевых», «Граблей», «Азбуки вкуса» и «Хлеба насущного». У нас больше 40 партнеров в России по готовой еде

Мы постоянно ищем в разных городах поставщиков, которые могут разрабатывать и производить готовые блюда по нашим техническим заданиям. Затем мы проводим тендеры и выбираем лучших претендентов, которые становятся нашими партнерами.

 Как развивается направление продукции собственного производства? Насколько востребована продукция под СТМ? Какие есть планы по ее дальнейшему развитию? Какая доля в продажах СТМ приходится на готовые блюда, а какая на неприготовленные продукты питания?

 Мы довольны тем, как у нас развивается направление СТМ. В некоторых категориях, где есть товары «Из Лавки», на продажи продуктов СТМ приходится около 80%, а доля СТМ – 15% от GMV сервиса. Для СТМ мы выбираем категории с хорошим потенциалом попадания в чек, но есть и необычные продукты, которыми мы расширяем ассортимент. К примеру, так было, когда мы запустили линейку мороженого со вкусом алкоголя. Сейчас под СТМ у нас уже много товаров в разных категориях: молочные продукты, вода, соки, сыры, мясо, мороженое и многое другое. Недавно у нас появилась и нон-фуд категория. Теперь под брендом «Из Лавки» можно заказать даже носки.

Мы видим, что покупателям нравятся наши продукты: после первого заказа товаров «Из Лавки» примерно 40% пользователей в течение месяца покупают их снова.

 Какие задачи стоят перед сервисом сегодня, и на реализации каких проектов вы сфокусируетесь в ближайшие 2-3 года?

 Нам важно построить качественный сервис. В планах также развитие и в новых регионах. И, конечно, мы будем дальше развивать нашу СТМ, формат дарккитчен и другие проекты.

― На какие финансовые показатели вы ожидаете выйти по итогам 2021—2022 гг.? Что для этого намерены предпринять? Планируется ли расширение географии представленности сервиса или выход в новые ниши, развитие в офлайн-формате?

 В течение 2021 года мы планируем увеличить в 3 раза товарооборот (GMV) наших сервисов электронной коммерции, куда входят доставка продуктов из «Яндекс.Лавки», товаров повседневного спроса из магазинов-партнеров «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Маркета».

Нам интересно масштабироваться, но мы внимательно подходим к новым выходам в регионах. Каждый город тщательно изучаем и, если уверены в потенциале, рассматриваем там запуск. Наша ключевая задача – предоставить качественную услугу. Это касается и скорости доставки, и ассортимента. И мы точно продолжим искать новые ниши и экспериментировать.

― Каковы ваши прогнозы по развитию рынка доставки продуктов и кулинарии до конца года? Какие возможные сценарии вы рассматриваете?

 Рынок e-grocery продолжит расти достаточно быстро относительно классической доставки. Будет и дальше увеличиваться доля готовых блюд на сервисах доставки продуктов. Четкая грань между заказами из ретейла и ресторанов будет постепенно стираться.

РБК Исследования рынков Ресторанные тренды 2021-2022 50 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2021 79 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 29 ноября 2022 РБК Исследования рынков Почти 28% сетевых ресторанов присутствуют сразу в нескольких федеральных округах После ухода иностранных компаний этот показатель вырастет

Согласно исследованию «Российского сетевого рынка общественного питания 2022», количество сетевых кафе и ресторанов в России за период с сентября 2021 года по июнь 2022 года выросло лишь на 0,5%. Динамика открытий оказалась самой низкой за последнее десятилетие. Снижение темпов стало следствием переоценки потенциала развития в России со стороны международных, преимущественно западных сетевых проектов. До 2022 года именно они являлись драйвером отечественной ресторанной индустрии, однако текущий геополитический кризис заставил иностранные компании пересмотреть свои взгляды и планы. Уход McDonald’s, Starbucks и ряда других иностранных брендов сказался на доле глобальных игроков на российском рынке. Если в сентябре 2021 года на них приходилось 38,4% всех сетевых ресторанов в стране, то в июне 2022 года ― их доля снизилась до 35,6%. Падение стало результатом сокращения розницы междурядных операторов: за рассматриваемый период были закрыты 899 заведений.

Показать еще