Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 23 ноября 2021
Кристофер Уильям Уинн

Люди в 2020 боялись ходить в заведения, особенно сильно спад был заметен в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге и других. Но есть они точно не перестали

Ввиду того, наш бизнес всегда был сфокусирован больше на доставке, нам удалось наверстать эту потерю, рассказывает президент «Папа Джонс Россия и Восточная Европа»

― Каковы итоги 2020 года? Насколько сильно пандемия и ковидные ограничения сказались на финансовых показателях компании? Какие антикризисные меры были предприняты для адаптации к работе в условиях пандемии COVID-19?

 В условиях пандемии каждый бизнес понимает, что у него нет шансов пережить кризис, если не быть гибким и не адаптироваться к ситуации. Бренды, которые легче адаптируются и не пропадают из информационного поля, более вероятно удержат свои позиции, а в длительной перспективе – выиграют в этот сложный период. Под гибкостью я имею в виду возможность увидеть, как меняются инсайты аудитории, чем она руководствуется, когда принимает решения, что сейчас нужно людям. Кроме этого, есть и другие ограничения кризиса – работники (наш главный ресурс, те люди, та движущая сила, благодаря которой мы можем зарабатывать деньги), не поступиться с качеством продукта и много-много других. И вот тут время немного пофилософствовать, остановиться на секунду и определиться – «А что дальше?». Когда устаешь, ты не думаешь о далеких шагах, и тут очень важно понять, что каждый может сделать еще 1 шаг, даже когда силы на исходе. И следующий выход за мной – мотивировать команду, построить и перестроить процессы так, чтобы каждый элемент сложного механизма компании с несколькими тысячами сотрудников начали работать по-другому, не так как раньше. Ведь если я это осознаю этого так мало. Необходимо сделать так, чтобы в эту идею поверили все! Именно все. А не некоторые. Только тогда нас ждет успех, только тогда мы сможем доказать в первую очередь себе, что мы добились результата, цели, что мы победили себя.  

В этот год каждый сотрудник моей команды показал, что действительно можно делать больше с меньшими ресурсами. Это далось не просто всем. Весь офис ушел в поля, мы создали прекрасную систему кураторства территорий (групп ресторанов), и все, и каждый объезжали рестораны и помогали в различных ситуациях. 

Вообще, я бы сказал, что в работе с людьми очень важно проявлять эмпатию и стараться быть чуткими. У всех в жизни одна цель – достичь счастья, благополучия. У каждого свои проблемы и страхи, но в итоге наши цели на 100% совпадают. 

Мы очень много разговаривали с каждым сотрудником, от водителей до директоров. Мы старались разложить бизнес на простые слагаемые, на ингредиенты. Чтобы было понятно, как А и Б. 

Мы в первую очередь пицца-компания и создаем очень простой продукт: круглая пицца в квадратной коробке. 

Так давайте попробуем так же выстроить и другие процессы, чтобы они были понятны и удобны всем и каждому, кто работает в команде, чтобы люди стали вкладывать максимум своих возможностей в процесс приготовления пиццы, потому что они его понимают и согласны с этой философией.

Мне бы хотелось, чтобы мои люди понимали, что они своего рода художники, которые могут создавать свои шедевры на рабочем месте. Один строит лучшую команду, другой делает идеальную пиццу быстрее всех, третий не имеет конкурентов в доставке пиццы и так далее.

Качественные продукты, качественные люди в команде. 

И каждый должен задавать себе вопрос: зачем я это делаю? И моя задача сделать так, чтобы мы все отвечали очень похоже – чтобы быть счастливыми! 

 Как вы оцениваете результаты работы в первом полугодии 2021 года? Насколько новые антиковидные меры, введенные в июне, сопоставимы по эффекту с локдауном?

 Из-за ограничений, которые введены для борьбы с ковидом, мы потеряли серьезную долю выручки в dine in (продажи в зале), это около 15-20%. Ввиду того, наш бизнес всегда был сфокусирован больше на доставке, нам удалось наверстать эту потерю именно в этом сегменте продаж, в доставке. Рентабельность восстанавливается. По результатам первых 7 месяцев по всей России, мы прибавили 15% по отношению к like-for-like продажам прошлого года, но все за счет доставки, конечно.

 Какими государственными и региональными мерами поддержки вам удалось воспользоваться с начала пандемии? Насколько они оказались эффективными?

 Мы воспользовались новыми программами господдержки: льготный кредит для пострадавшего бизнеса на возобновление деятельности и льготный кредит на поддержку и сохранение занятости.

 Как изменилось поведение гостей? Какие потребительские тренды актуальны для ресторанной индустрии и для вашего сегмента, в частности? Какие из них получат развитие в ближайшие 2-3 года?

 Люди в 2020 боялись ходить в заведения, особенно сильно спад был заметен в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге и других. Но есть они точно не перестали. Побаловать себя вкусной едой в сложной жизненной ситуации человек психологически хочет ещё сильнее, поэтому спрос был и есть. К счастью, наша задача доставлять горячую вкусную пиццу быстро и за адекватные деньги. Как я уже говорил в другом интервью, я вижу насколько русские люди сильные. Они стойко проходят разные испытания. Многие во время пандемии потеряли в доходах, но пиццу заказывать продолжили, хотя средний чек упал примерно на 10% по нашему сегменту рынка. Главная тенденция рынка на настоящий момент – это доставка еды, который набирает обороты еще сильнее сейчас.

 Пандемия COVID-19 ускорила процесс диджитализации бизнеса. Какие действия в этой сфере были предприняты в вашей компании и каковы их результаты? 

 Мы всегда ставили диджитал в приоритет, поэтому свой курс на диджитализацию взяли давно. Автоматизация внутренних процессов для упрощения и ускорения деятельности работы отделов и внешние очень важные инструменты: сайт, приложение. Мы разработали еще до пандемии приложение для водителей, чтобы обеспечить информированность курьеров и контроль времени доставки. Несколько лет назад создали программу для аудитов в ресторанах. Этот инструмент тоже очень помог нам выстроить систему контроля качества.

 Первые волны коронавируса поспособствовали стремительному развитию рынка доставки. Ожидаете ли Вы дальнейшего роста доставочного бизнеса и его доли в обороте вашей компании? Как намерены развивать данное направление и на какие тренды в сфере доставки Вы будете ориентироваться?

 Да, рынок доставки действительно стремительно вырос, а вместе с ним выросли и ключевые затраты в бизнесе. Существенно выросли ставки оплаты труда для курьеров, и это связано в первую очередь с тем, что очень сильно увеличился спрос на доставку. Компания напрямую работающим с доставкой очень сложно справляться с новой реальностью. Дефицит курьеров просто катастрофический. Еще одна новая реальность – повышение ставок агрегаторов, и это тоже очень непростой момент. Это все прямое увеличение затрат, которое сильно ударило по нашему бизнесу. Но развитие доставки само по себе главный тренд сейчас, поэтому мы, конечно фокусируемся именно на доставке сейчас.

 Очевидно, пандемия препятствует расширению сетевого бизнеса, в том числе и за счёт снижения интереса потенциальных франчайзи. Как вы привлекаете новых партнёров? Какую поддержку оказываете франчайзи в столь сложных условиях? Насколько успешно они работали в условиях пандемии?

 Спад был очень серьезный в 2020 году, когда кажется многие замерли, и не было понимания у будущих предпринимателей и действующих инвесторов какой шаг правильнее совершить, но тем не менее некоторые рестораны мы успешно открыли. А в этом году мы, наоборот, увеличили темпы развития франшизы. Уже открыли 6 ресторанов: в Норильск (это уже второй ресторан в городе), Новокузнецк (тоже второй ресторан в городе), 11-тый ресторан в Новосибирске, Коммунарка в Московской области, Саранск и ресторан в самом центре Сочи совсем недавно открыл свои двери! Впереди еще Ростов-на-Дону, Ижевск, Брянск, Благовещенск, Геленджик и многие другие. Откроем не менее 15 ресторанов до конца года по РФ.

У нас очень прозрачная модель работы и сильное обучение. Мы глубоко вовлечены в работу каждого партнера и прорабатываем вместе любые ситуации, стараемся оказать максимальную поддержку. Команда франчайзинга – это люди, у которых очень большой операционный и управленческий опыт, они могут делиться прикладными знаниями, что очень помогает в сложные моменты. Наши партнерские рестораны по всей России показывают положительную динамику по отношению к прошлому году.

 Как COVID-19 повлиял на темпы открытия новых заведений? Корректировали ли вы стратегию развития сетевого бизнеса на 2021-2022 гг.?

 В следующем году у нас в планах от 30 новых открытий. Может быть, в сравнении с какими-то сетевыми брендами это не так много, но наш подход к бизнесу, очень детальный и глубокий, нам важно выбрать правильного партнера, который сможем вовлечься в культуру бренда и стать именно тем, кто хочет доставлять клиенту отличный продукт, как говорится в нашем слогане: лучше ингредиенты и лучше пиццу. Если говорить об изменении стратегии, то я бы сказал главное изменение, это то, что мы ушли от больших помещений и залом с большой посадкой в пользу небольшого уютного зала и ещё больше сосредоточились на доставке.

 На какие финансовые показатели вы ожидаете выйти по итогам 2021-2022 гг.? Что для этого намерены предпринять? Планируется ли увеличение количества заведений и расширение представленности сети?

 По итогам 21 года, мы рассчитываем на 7,2 млрд рублей, а 2022 – уже увеличить до 9 миллиарда рублей. Начинаем за счет выхода на маленькие города с населением от 20 000 человек.

 Ожидаете ли вы возврата ресторанного рынка (посещаемости, размера и глубины среднего чека) на допандеймийный уровень в 2021 году? Если нет, то когда это, по вашему мнению, произойдёт?

 Я уверен, что ресторанный бизнес вернется к прежним показателям и даже увеличит свою долю. Люди всегда любили вкусно есть и проводить время с друзьями и близкими, это неразделимо с едой. Исторически люди делили хлеб со своим окружением, поэтому культура питания в компании других людей всегда будет с нами. Сейчас, кстати, тренд еще больше идет в сторону заказа еды для группы людей, для совместного провождения времени где-то, просмотра фильмов или просто приятного вечера в компании семьи или друзей. Многие пока побаиваются ходить в рестораны так, как раньше, да и ограничения пока не дают этого сделать. Но я верю, что эта традиция восстановится и люди так же будут продолжать посещать рестораны офлайн.

 

РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2021 69 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2021 79 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2021 89 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 2 декабря 2021 BusinesStat За 2016-2020 гг продажи продуктов для веганов в России выросли в 2,8 раза: с 15,8 до 44,6 тыс т. Большинство рядовых потребителей готовы включить в свой рацион продукты на растительной основе, если будут уверены в их безопасности, а вкус и цена будут соответствовать традиционным.

По данным «Анализа рынка продуктов для веганов в России», подготовленного BusinesStat в 2021 г, за 2016-2020 гг их продажи на российском рынке увеличились в 2,8 раза: с 15,8 до 44,6 тыс т. Ежегодно отмечался рост продаж, темпы прироста при этом были довольно высокими и составляли 23,6-36,4% в год. При этом наращивание объема продаж веганских продуктов происходит неравномерно в зависимости от вида продукции, его жизненного цикла и актуальности. Также существуют различия между категориями растительных продуктов с точки зрения источника поставок: традиционно на рынке альтернативного мяса преобладает продукция российских производителей, среди поставщиков веганских заменителей сыра или молока достаточно много иностранных поставщиков.

Показать еще