Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 13 января 2025
Виктор Бахов

Конкуренция ведется не только за клиентов, но и за сотрудников, перед которыми открывается широкий спектр рабочих мест

Заместитель директора по маркетингу компании «Командор» специально для исследования рынка общественного питания 2024

 Как в течение 2023 года себя показал сегмент кулинарии в рамках вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию данного сегмента? 

 В 2023 году сегмент кулинарии в рамках нашей компании показал себя очень хорошо. Мы добились поставленных целей и даже перевыполнили их. Это стало возможным благодаря тому, что в предыдущие годы спрос на готовые блюда начал расти, а мы сумели предложить потребителям достойный продукт в соотношении цены и качества, а также интенсивно развивали это направление через маркетинговые коммуникации, разнообразные акции и добавление новых блюд в ассортимент.

 Как вы оцениваете результаты сегмента кулинарии в первой половине 2024 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите? Как изменилась маржинальность направления готовых блюд в 2024 году?

 Сейчас многие выбирают покупку готовых блюд вместо того, чтобы готовить самостоятельно, так как это экономит их время, которое они затем могут потратить на свои увлечения, отдых и развлечения. Привычка не готовить дома особенно популярна среди молодежи в возрасте от 25 лет, которая начинает жить отдельно от родителей и стремится сократить время, проводимое на кухне. Ритм жизни молодежи требует от них питания на бегу, поэтому они регулярно приобретают у нас как перекусы или фаст-фуд, так и полноценные завтраки, обеды и ужины. 

На мой взгляд, одним из основных препятствий для развития рынка готовой еды сейчас является острая нехватка кадров. В рознице сейчас в целом серьезный кадровый голод. Это связано с демографическим кризисом, структурой рынка труда, снижением интереса со стороны молодежи к профессиям, связанным с производством пищевой продукции. Автоматизация производства и повышение заработных плат частично решают проблему, но в целом нехватка людей — это наш текущий вызов. 

Также растут затраты производства. Дорожает все: сырье, упаковка, транспортировка продукции. Такая ситуация в многих отраслях. Пока нам удается удерживать рост цены для покупателя.

С другой стороны, я думаю, что у сегмента готовой еды в супермаркетах есть большой потенциал, потому что инфляция больше повлияет на кафе и рестораны, где цены на блюда растут значительно быстрее и ощутимее. В супермаркетах же, за счет объема производства, инфляция будет менее выражена. Поэтому мы ожидаем, что часть клиентов может перейти к нам из ресторанов и кафе. Такой тренд уже реализуется на западе страны, где продуктовая розница развивает ассортимент, конкурирующий с HoReCa. И в Сибирь это тоже придет. 

Важным драйвером рынка выступает и активное развитие доставки. Сегодня заказать готовую еду на дом просто и удобно: не нужно выходить из дома, достаточно сделать заказ, и курьер доставит его. Значительную роль играет и конкуренция. Покупатели могут заказать готовые блюда практически в любом месте: в магазинах, ресторанах, службах доставки. Если вы предлагаете продукцию низкого качества, клиенты быстро узнают об этом, поскольку имеют возможность сравнивать вас с другими компаниями, изготавливающими еду. Вы не можете заставить их покупать вашу продукцию только потому, что рядом нет других вариантов. Они могут купить ужин в любом другом месте в любом районе города. Следовательно, проблема локализации утрачивает актуальность, так как клиент может заказать еду онлайн везде, где пожелает. Если ваша продукция окажется невкусной или несвежей, клиент не сделает повторный заказ. Поэтому постоянное качество продукции – это наш приоритет.

 Делаете ли вы ставку на собственное производство готовой еды или предпочитаете развивать направление через сотрудничество с партнерами? Какую долю в продажах кулинарии занимает продукция собственного производства? Есть ли планы по увеличению мощностей для собственного производства кулинарии, инвестициям в расширение инфраструктуры?

Наше собственное производство является нашим конкурентным преимуществом. У нас открыто 187 цехов в магазинах и пять крупных заводов собственного производства в различных регионах Сибири. Мы выпускаем более 1 400 наименований и ежегодно производим свыше 25 000 тонн продукции. 

На данный момент мы намерены продолжать работу исключительно на своих производственных мощностях, отказываясь от использования сторонних ресурсов. В ближайшее время мы планируем развивать инфраструктуру и существенно увеличить мощности.

 Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются в сегменте кулинарии? Замечаете ли трансформации в портрете покупателей готовой еды? Как менялись частота покупок кулинарии, средний чек, наполняемость чека, проникновение готовой еды в чеки по сравнению с 2023 годом? Каких трансформаций в поведении и портрете потребителей ниши ожидаете в будущем?

 Как я уже отмечал, покупатели все чаще предпочитают покупать готовую еду. При этом возрастной состав аудитории меняется: молодежь, как правило, все меньше предпочитает готовить самостоятельно. Увеличивается частота покупок в кулинарии, возрастает средний чек и проникновение. Покупатели увеличивают потребности, которые закрывают с помощью готовой еды. Если раньше это в большей степени были обед и перекус, то сейчас активно развивается тема завтраков. В дачный сезон готовая еда также показывает рост, так как её удобно брать с собой при выезде на природу или пригородные участки. 

Говоря в целом о продуктах собственного производства, следует отметить, что одной из наиболее востребованных категорий является хлеб. Также продолжают оставаться популярными готовые решения, такие как комплексные завтраки, комбо-обеды, комбо-фастфуд.

Еще одним перспективным направлением, по моему мнению, являются готовые ингредиенты для приготовления блюд. Сюда входят нарезанные овощи, такие как картофель и свекла, которые упрощают процесс готовки.

Кроме того, отмечается рост спроса на товары для гедонизма, такие как различные сладости: пирожные, эклеры, пончики, тортики, рулеты. Покупатели стремятся внести в свою жизнь больше позитивных моментов и активно покупают различные «вкусняшки». 

 Наблюдаете ли вы изменения в пищевых привычках покупателей готовой еды? Присутствует ли тенденция в сторону роста спроса на здоровое питание, диетическую готовую еду, лечебное питание, обогащенную витаминами, без лактозы/глютена и др. подобные категории? Видите ли вы перспективы развития для себя в этих нишах?

 Несмотря на то, что салаты «оливье» и «сельдь под шубой» остаются популярными блюдами в кулинарии, тенденция на здоровый образ жизни (ЗОЖ) сохраняет свою актуальность. Часть покупателей продолжает искать продукты, соответствующие принципам ЗОЖ, и при прочих равных условиях выбирают менее вредные, по их мнению, варианты. Они также обращают внимание на внешний вид блюда, его состав.

Кроме того, существует спрос на определенные продукты, занимающие свои ниши: безлактозные, безглютеновые и т. д. Хотя нельзя утверждать, что продажи этих продуктов занимают серьезную долю в общем товарообороте, но наличие такого ассортимента в крупных магазинах уже стало нормой. 

Некоторые сети уже развивают халяльное направление, мы тоже рассматриваем эту возможность и пока анализируем опыт коллег.

Примечательно, что тенденция на быстрое и удобное питание сочетается со стремлением к здоровому образу жизни. Современные потребители хотят, чтобы их еда была не только вкусной, но и полезной. Поэтому мы активно работаем над расширением нашего меню, включая в него разнообразные полезные блюда. В нем представлен большой выбор салатов, овощей и мяса на пару или гриле, которые не только обладают отличным вкусом, но и благоприятно влияют на здоровье. Во время поста мы регулярно добавляем в наше меню еще большее количество диетических и постных блюд, чтобы угодить всем нашим посетителям.

 Кто покупает готовую еду? 

Основными потребителями готовой еды являются отдельно живущие люди, особенно мужчины, либо молодые семьи. Очень часто пользуются готовыми решениями и офисные работники, которым не всегда удается поесть дома или взять еду на работу. Ежедневно посещать бизнес-ланчи достаточно дорого, и покупка обеда в супермаркете стала для них нормой. Третья группа потребителей – это молодежь, еще не имеющая семьи. Их вкусовые предпочтения отличаются от предыдущих поколений. Люди, родившиеся в 80-х и 90-х годах, были воспитаны в традициях обязательного употребления первого, второго блюда и десерта дома. Покупатели 2000-х чаще питаются снеками и фастфудом: покупают готовую еду, быстро ее съедают и возвращаются к своим делам. Я говорю в основном о городских жителях, в сельской местности пищевые привычки более консервативны.

 Как различаются динамика спроса и поведение покупателей кулинарии в офлайн и онлайн-каналах (в том числе по частоте заказа, среднему чеку, уровню проникновения в чеки)? Ожидаете ли роста онлайн-продаж кулинарии в 2024 году и как оцениваете его дальнейшую динамику в перспективе 4-5 лет? 

 В нашем случае традиционная кулинария преуспевает больше, потому что мы еще недостаточно активны в интернете. Пока заказать онлайн у нас можно только самые востребованные блюда. Однако общая динамика рынка онлайн-доставки действительно впечатляет, и сегодня заказ готовой еды становится обычной практикой для многих потребителей. Я считаю, что спрос на эту услугу продолжит расти, особенно в Сибири, где еще предстоит достичь уровня западных регионов. Доля продаж через доставку там уже довольно высока — примерно 10% от общего объема торговли продуктами питания, тогда как в Сибири этот показатель равен всего 4–5%. 

На мой взгляд, Сибирь в ближайшем будущем достигнет уровня 7–8% доли доставки продуктов в обороте местных ритейлеров. Мы, как и другие ведущие компании региона, будем стремиться соответствовать этим тенденциям.

 Ведете ли вы работу по расширению ассортимента готовой еды? Есть ли в планах внедрение новых категорий? Какие изменения замечаете в спросе на те или иные типы готовой еды (например, в разрезе категорий «Домашняя еда», «Ресторанные блюда», «снеки», «фаст-фуд», «большие порции на семью», «рационы на неделю» и др.)?

 Мы стараемся разнообразить выбор готовой еды, но работаем в основном не над количеством, а над качеством ассортимента, ведь существуют определенные ограничения производственных возможностей. Мы акцентируем внимание на эффективности, предлагая только те продукты, которые действительно пользуются спросом среди клиентов. После тестирования позиции, которые не нашли широкого признания, исключаются из ассортимента. Вместе с тем, перед нами ставятся задачи по внедрению сезонных блюд или десертов, а также разработке новых линеек кулинарной продукции.

В 2024 году продажи фастфуда растут быстрее, чем, например, рынок салатов. В категории фастфудов набирают популярность круассаны, бейглы, панини, сэндвичи, – все, что можно быстро съесть на ходу. 

 Сотрудничаете ли вы с ресторанными проектами в рамках направлений кулинарии и доставки готовых блюд? Какие результаты подобной синергии наблюдаете? В каком направлении планируете развивать такие партнерства в дальнейшем?

 Сейчас мы не работаем с заведениями общественного питания в области доставки готовых блюд. У нас есть проекты с местными ресторанами по продвижению нашей продукции и брендов. Мы являемся представителем местного ритейла, и нам важно сотрудничать с местным ресторанным бизнесом, чтобы отличаться от федеральных сетей. В будущем мы планируем развивать еще больше подобных проектов.

 Развиваете ли вы альтернативные каналы продаж кулинарии (вендинг, умные холодильники, микромаркеты, продажи на сторонних онлайн-площадках, b2b-направление и т.д.)? Какие результаты показывают подобные форматы? Как оцениваете их перспективы?

 На данный момент 99% продаж нашей собственной продукции происходит через розничных клиентов (B2C). Небольшая доля продаж приходится на наших сотрудников. В головном офисе компании работает буфет, где сотрудники могут приобрести завтраки и обеды, приготовленные нашими поварами. 

 Какие результаты показывает проект кафе в рамках вашей сети? Как оцениваете спрос на этот формат со стороны потребителей? Как за последний год менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека в кафе сети? Какие позиции в меню пользуются наибольшей популярностью? Планируете ли расширять географию проекта?

 Мы не открываем полноформатное кафе, но некоторые крупные точки нашей сети оснащены современной и удобной зоной перекуса, где посетители могут не только позавтракать, пообедать или поужинать, но и подзарядить свои устройства. Эти зоны пользуются устойчивым спросом и рассматриваются нами как дополнительный сервис, а не как источник дохода. Клиенты могут быстро и с комфортом поесть блюда, приобретенные у нас. 

 Как вы оцениваете уровень конкуренции в нише готовой еды? Ощущаете ли давление со стороны игроков ресторанной сферы или онлайн-ретейлеров? Будет ли конкуренция в сегменте кулинарии усиливаться в дальнейшем? Каким видите распределение рынка в разрезе игроков?

 Конкуренция в сфере готовой еды очень высокая. Этот сегмент включает в себя крупные розничные сети, небольшие магазины и даже киоски. Готовая еда доступна практически везде. Таким образом, основной проблемой для покупателя становится поиск места, где можно вкусно и недорого поесть.

Естественно, мы сталкиваемся с давлением со стороны других игроков рынка: как со стороны ресторанов, так и со стороны онлайн-магазинов. Это давление влияет не только на объемы продаж, но и на привлечение персонала, что оказывает значительное влияние на наш бизнес.

Конкуренция ведется не только за клиентов, но и за сотрудников, перед которыми открывается широкий спектр рабочих мест.

Мы являемся одной из ведущих компаний в Сибири и намерены далее укреплять свои позиции в том числе на рынке готовой еды. Наша цель стать основной точкой продаж готовых блюд в тех регионах, где мы работаем. Мы не планируем напрямую конкурировать с ресторанами, все-таки у нас масс-маркет. Но предложить отдельные блюда с качеством ресторана, но по цене супермаркета – думаю, сможем.

 Внедряет ли ваша компания инновации в области упаковки готовой еды (для продления сроков годности, повышения безопасности продукции, улучшение экологичности упаковки и др.)? Есть ли планы по развитию данного направления в перспективе 4-5 лет? Какие технологии вы считаете наиболее перспективными для развития в этой области?

 Мы непрерывно совершенствуем наши продукты, внедряем новые типы упаковок с газомодифицированной и вакуумной средой. Мы также меняем материалы упаковки и разрабатываем новые дизайнерские и графические концепции, чтобы сделать нашу продукцию более привлекательной, эстетичной и конкурентоспособной на полках магазинов.

Что касается улучшения экологических свойств упаковки, мы делаем некоторые шаги в этом направлении, но пока большинство наших клиентов не готовы переплачивать за перерабатываемую упаковку. Будем надеяться, что в будущем такие упаковки станут более доступными, и мы сможет ввести их в оборот. 

Наибольший потенциал в этой области, по нашему мнению, имеют технологии, направленные на повышение эффективности труда, поскольку дефицит рабочей силы является одной из ключевых проблем на рынке: автоматизированные производства, развитие экспресс-доставки продукции – все то, что будет стимулировать рост объема продаж. 

 Используете ли вы в своем бизнесе инновационные решения и технологии, которые позволяют повысить эффективность бизнеса? Видите ли перспективные идеи в данном направлении для индустрии готовой еды? Какие из них планируете внедрять в свой бизнес? 

 Как одна из ведущих местных сетей, мы используем разнообразные инновационные технологии, которые помогают повысить эффективность нашего бизнеса. Эти решения охватывают взаимодействие с поставщиками, маркировку, логистику, производственные процессы, управление отходами, предотвращение пересортицы и многое другое. У нас есть несколько центральных производственных объектов, каждый из которых оснащен системой стандартизации контроля качества, и мы постоянно работаем над оптимизацией производительности этих цехов. Наибольший интерес для нас представляют технологии, позволяющие снизить затраты на рабочую силу, автоматизировать производственные операции и уменьшить себестоимость продукции.

 Какие у вас планы по развитию направления кулинарии в 2024-2025 гг., а также в перспективе 4-5 лет? Каких целевых показателей намерены достичь? Есть ли планы по развитию проектов других форматов в сфере готовой еды? 

 В ближайшие 4-5 лет мы ставим себе цель стать лидерами в сегменте готовой еды в супермаркетах во всех основных регионах нашего присутствия.

 Какие инновации на рынке готовой еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?

 Если говорить конкретно о продукте, то одно из самых перспективных нововведений на рынке – это развитие различной формы доставки. Чем быстрее еда попадает к потребителю, тем она свежее и вкуснее в его глазах. И хотя многие производители сейчас идут в увеличение сроков годности, мы считаем это шагом против покупателя. 

Также важным является появление упаковки, которая разлагается естественным путем. Пока это дорогое решение для рынка еды из супермаркета, но со временем оно получит повсеместное распространение.

 

РБК Исследования рынков Российский рынок готовой кулинарии 2024 77 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2024 121 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 13 января 2025 РБК Исследования рынков По итогам 2024 года объем продаж готовой кулинарии в ретейле вырос на 35,6% По оценкам «РБК Исследований рынков», продажи готовых к потреблению блюд, а также выпечки в ретейле по итогам 2024 года сохранили темп роста на уровне рекордного 2023 года. В абсолютных цифрах оборот сегмента вырос с ₽933 млрд до ₽1 265 млрд. Увеличилась и доля продукции в обороте продовольственной розницы: по итогам года показатель составил 4,8% против 4,1% в 2023.

✔️Объемы продаж крупных ретейлеров в категории также демонстрируют впечатляющий рост. Так, по оценкам «РБК Исследований рынков», в сети «Пятерочка» по итогам 2024 года показатель вырос более чем в 2 раза, с ₽57 до ₽119 млрд. Для сравнения, в 2023 году темп роста продаж кулинарии ретейлера составил +59%. У «Перекрестка» темп роста по категории увеличится с +20 до +41% в 2024 году. При этом оборот кулинарии может достичь ₽37 млрд по итогам года. У сети «ВкусВилл» темп роста продаж готовой еды также ускоряется – с +36% в 2023 до +43% в 2024. Тем самым, выручка ретейлера от продаж в категории может достичь ₽56,6 млрд.

Статья, 13 января 2025 SmartConsult Рынок экструзионного оборудования – стоит ли ожидать снижение импортозависимости? Российский рынок экструзионного оборудования в последние годы активно развивался при этом спрос удовлетворялся зарубежной продукцией. Что ждет отрасль в перспективе следующих лет?

Современный мир нельзя представить без пластиковых изделий. В последние годы пластмассы набирают популярность за счет своей универсальности, легкости и прочности, а также экономичности. Наиболее активно изделия на основе полимеров применяются в строительстве (трубы, шланги, профили и т.п.), автомобилестроении, электронике, производстве упаковочных материалов. Одним из основных способов переработки пластмасс является экструзия – процесс плавления полимера, в результате которого он превращается в изделие определенного размера и формы.

Показать еще