― Как в течение 2023 года себя показал сегмент кулинарии в рамках вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию данного сегмента?
― Сегмент готовой кулинарии в 2023 году показал рост. В «Жизньмарт» эта категория занимает значительную долю продаж и показывает рост из года в год, который связан с развитием как сети, так и самой категории.
Финансовые показатели были достигнуты. Планы в этой категории у нас всегда амбициозные, и большинство из них доходит до реализации на полке, но с разной скоростью. Есть идеи, которые мы не успели реализовать в 2023 году и перенесли на 2024 год.
― Как вы оцениваете результаты сегмента кулинарии в первой половине 2024 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите? Как изменилась маржинальность направления готовых блюд в 2024 году?
― В 2024 году мы наблюдаем переключение внимания гостей с базовых позиций на более эксклюзивные, интерес к нестандартной подаче и блюдам «take away». При этом у гостей есть потребность в частом обновлении меню и интерес к новинкам.
У нас есть товары, занимающие лидирующие позиции в продажах уже нескольких лет, остальные постоянно обновляем. Соответственно, драйвер сегмента — новые вкусы и кухни разных стран. Высокий уровень инфляции, рост цен на сырье, дефицит кадров на рынке труда являются основными барьерами этого рынка, как, впрочем, и многих других.
― Делаете ли вы ставку на собственное производство готовой еды или предпочитаете развивать направление через сотрудничество с партнерами? Какую долю в продажах кулинарии занимает продукция собственного производства? Есть ли планы по увеличению мощностей для собственного производства кулинарии, инвестициям в расширение инфраструктуры?
― У нас был опыт с собственной фабрикой-кухней, но мы решили сосредоточиться на развитии нашей сети магазинов. Сейчас направление готовой еды мы развиваем только через сотрудничество с профессиональными фабриками-кухнями. Это позволяет нам иметь максимальное разнообразие готовой еды и развиваться вместе с фабриками.
― Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются в сегменте кулинарии? Замечаете ли трансформации в портрете покупателей готовой еды? Как менялись частота покупок кулинарии, средний чек, наполняемость чека, проникновение готовой еды в чеки по сравнению с 2023 годом? Каких трансформаций в поведении и портрете потребителей ниши ожидаете в будущем?
― Покупатели стали больше внимания обращать на новинки, есть потребность в новых вкусах, необычных сочетаниях и широких линейках блюд. И, если раньше готовую еду приобретали преимущественно молодые люди (до 35 лет), то сейчас мы наблюдаем расширение возрастного диапазона.
Категория готовой еды в 2023 году была и остается в настоящее время в росте по всем показателям. Ожидаем продолжения данных трендов.
― Наблюдаете ли вы изменения в пищевых привычках покупателей готовой еды? Присутствует ли тенденция в сторону роста спроса на здоровое питание, диетическую готовую еду, лечебное питание, обогащенную витаминами, без лактозы/глютена и др. подобные категории? Видите ли перспективы развития для себя в этих нишах?
― Конечно. Сейчас появляется все больше исследований о влиянии питания на организм, поэтому люди чаще задумываются о своем здоровье и красоте.
Есть определенные категории повышенного спроса: например, товары без сахара и с витаминными добавками набирают обороты.
― Как различаются динамика спроса и поведение покупателей кулинарии в офлайн и онлайн-каналах (в том числе по частоте заказа, среднему чеку, уровню проникновения в чеки)? Ожидаете ли роста онлайн-продаж кулинарии в 2024 году и как оцениваете его дальнейшую динамику в перспективе 4-5 лет?
― В перспективе мы ожидаем увеличение онлайн-продаж готовой еды, так как наблюдается такая общая тенденция, и в нашем случае онлайн-продажи еще не достигли своего пика.
― Ведете ли вы работу по расширению ассортимента готовой еды? Есть ли в планах внедрение новых категорий? Какие изменения замечаете в спросе на те или иные типы готовой еды (например, в разрезе категорий «Домашняя еда», «Ресторанные блюда», «снеки», «фаст-фуд», «большие порции на семью», «рационы на неделю» и др.)?
― Работа по расширению и ротации готовой еды идет в «Жизньмарт» на постоянной основе. Останавливаться не планируем, так как спрос не удовлетворен в полной мере, а нам еще есть, что предложить. Мы наблюдаем спрос на продукцию «take away», азиатскую кухню, эстетичные блюда и необычные упаковки.
Наша команда готова ловить и быстро внедрять любые тренды, которые появляются на нашем и смежных рынках, таких как рестораны, кафе, фаст-фуд, а также создавать новые блюда на стыке кухонь и направлений.
― Сотрудничаете ли вы с ресторанными проектами в рамках направлений кулинарии и доставки готовых блюд? Какие результаты подобной синергии наблюдаете? В каком направлении планируете развивать такие партнерства в дальнейшем?
― Да, мы сотрудничаем с ресторанными проектами. Делаем временные коллаборации или становимся полноценными партнерами — рестораны переформатируются под фабрики для производства нашей продукции. Наши гости положительно реагируют на такие блюда и линейки. Поэтому развивать подобные партнерские проекты мы определенно планируем и дальше.
― Развиваете ли вы альтернативные каналы продаж кулинарии (вендинг, умные холодильники, микромаркеты, продажи на сторонних онлайн-площадках, b2b-направление и т.д.)? Какие результаты показывают подобные форматы? Как оцениваете их перспективы?
― Сейчас мы развиваем два канала продаж: формат магазина у дома с полным ассортиментом и доставкой, а также мини-формат, в котором преимущественно представлена готовая еда, есть кафе и нет доставки.
У нас есть MVP вендинга, но пока мы решили приостановить этот проект и делать упор на развитие сети магазинов, так как видим в этом направлении свой основной потенциал. Через какое-то время, я думаю, мы вернемся к этой идее. Пока «умные холодильники» работают только в офисах нашей компании.
― Какие результаты показывает проект кафе в рамках вашей сети? Как оцениваете спрос на этот формат со стороны потребителей? Как за последний год менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека в кафе сети? Какие позиции в меню пользуются наибольшей популярностью? Планируете ли расширять географию проекта?
― Кафе есть в каждом нашем магазине, даже с самой маленькой площадью. Эта зона в нашей сети пользуется большой популярностью. Мы стараемся делать ее интересной и удобной для всех наших гостей. Мы никогда не против, если нас выбирают для работы, проведения переговоров, свиданий.
У нас есть возможность самостоятельно быстро разогреть и съесть любое блюдо из ассортимента магазина, выпить кофе, приготовленное на профессиональном оборудовании специально обученными «супергероями». Так мы называем наших сотрудников, потому что они являются продавцами-курьерами-бариста.
Планируем и дальше развивать и расширять эту зону, тестировать новое оборудование, разнообразную посадку.
― Как вы оцениваете уровень конкуренции в нише готовой еды? Ощущаете ли давление со стороны игроков ресторанной сферы или онлайн-ретейлеров? Будет ли конкуренция в сегменте кулинарии усиливаться в дальнейшем? Каким видите распределение рынка в разрезе игроков?
― Уровень конкуренции в готовой еде зависит от региона. В Екатеринбурге мы ощущаем себя лидерами этого направления, так как начали развиваться в этом раньше, чем другие, и достигли значительных результатов. В других регионах ситуация иная, потому что сеть зашла в них позже или рынок готовой еды только зарождается, и его объем еще не такой большой. Однако опыт развития на Урале дает нам понимание дальнейших действий в других регионах.
Мы ощущаем скорее не давление со стороны коллег, а здоровую конкуренцию и интерес к нашим достижениям. Соперничество, вероятнее всего, будет усиливаться из-за высоких ожиданий игроков рынка.
― Внедряет ли ваша компания инновации в области упаковки готовой еды (для продления сроков годности, повышения безопасности продукции, улучшение экологичности упаковки и др.)? Есть ли планы по развитию данного направления в перспективе 4–5 лет? Какие технологии вы считаете наиболее перспективными для развития в этой области?
― Да, у нас практически вся готовая еда реализуются в упаковке с газомодифицированной средой. В ней кислород, ускоряющий размножение бактерий, вытесняется из упаковки вакуумом и заменяется смесью газов.
Экологичность довольно спорная вещь. Исследования показывают, что производство бумажной упаковки значительно больше загрязняет воздух и воду, чем производство таких же изделий из пластика. Поэтому мы используем пластиковую упаковку, которую можно перерабатывать. Большая часть скамеек, установленных у наших магазинов, изготовлена из переработанного пластика из наших упаковок.
― Используете ли вы в своем бизнесе инновационные решения и технологии, которые позволяют повысить эффективность бизнеса? Видите ли перспективные идеи в данном направлении для индустрии готовой еды? Какие из них планируете внедрять в свой бизнес?
― Как и другие отрасли, мы видим возможности в искусственном интеллекте. В первую очередь в этом направлении есть возможность автоматизировать сбор обратной связи от наших покупателей, ее обработку, консолидацию и быстрое внедрение изменений в продукт.
― Какие у вас планы по развитию направления кулинарии в 2024–2025 гг., а также в перспективе 4–5 лет? Каких целевых показателей намерены достичь? Есть ли планы по развитию проектов других форматов в сфере готовой еды?
― Планы достаточно большие: расширять количество товаров и создавать линейки продуктов для тех, кто соблюдает различные диеты или имеет религиозные ограничения в питании.
― Какие инновации на рынке готовой еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?
― Для многих игроков рынка одна из самых глобальных проблем — количество списаний из-за короткого срока годности готовой еды. Думаю, что в ближайшем будущем нас ждут прорывные инновации именно в этой области. Мы тестируем различные предложения в этом направлении, но также замечаем, что пока наш покупатель видит максимальное преимущество в свежем продукте с понятным сроком годности не более 72 часов.