Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 24 декабря 2024
Дмитрий Соловьев

Сдерживать рост цен и оставаться доступными — одна из наших ключевых задач

CEO «Додо Пицца Евразия» специально для исследования рынка общественного питания 2024

 Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

 В 2023 году рынок общепита активно рос, и мы росли вместе с ним. Суммарная выручка «Додо» за прошлый год составила ₽83,9 млрд, в России — ₽71,1 млрд, что на 39% больше, чем в 2022 году. Мы попали в собственный финансовый прогноз. На выручку влияла инфляция, но значительный вклад внес и рост количества транзакций в наших пиццериях.

На российском рынке, а также на смежных рынках Казахстана и Беларуси мы объявили стратегию «ДОДО Х2»: за 3 года мы рассчитываем удвоить долю рынка в регионе, выручку и количество точек сети к текущим значениям. Сегодня мы продолжаем реализовывать стратегию: растим выручку, улучшаем производственную эффективность и работаем вместе с партнерами-франчайзи над ускорением темпов развития сети.

Что касается планов по росту сети, то в самом конце 2023 года мы открыли 1000-ю пиццерию в нашей сети — в нигерийском Лагосе.

 Насколько повлияла на маржинальность бизнеса волатильность рубля и инфляция? Какие статьи расходов выросли сильнее всего? Как рост цен повлиял на формирование меню и ценовую политику компании?

 Сдерживать рост цен и оставаться доступными — одна из наших ключевых задач. Мы ушли от централизованного повышения цен по всей стране и сделали выбор в пользу диверсификации ценовых подходов в регионах, исходя из актуальной ситуации на конкретных региональных рынках.

Наиболее значимым фактором повышения цен в 2023 году стало увеличение фонда оплаты труда: на рынке сложилась самая сложная ситуация за последние годы с доступностью рабочей силы в сегменте массовых профессий. Осенью и особенно перед новогодними праздниками на рынке наблюдался резкий рост вознаграждения курьеров и сотрудников кухни.

Несмотря на это, мы не стали делать нашу доставку платной для гостей. Вместо этого ввели динамическое управление минимальной суммой заказа: когда в пиковые периоды спрос превышает наши возможности его обработать полностью, минимальная сумма заказа растет, а когда пик проходит — мы снижаем сумму заказа на доставку до нижней границы.

Оставаться доступными нам помогает сфокусированная работа с поставщиками и заключение долгосрочных контрактов. От волатильности валют мы напрямую не зависим: производство всех наших ингредиентов локализовано. 

 Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2024 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите?

 В первой половине 2024 мы продолжали активное развитие и рост. С наступлением весны-лета ситуация на рынке труда пришла в норму: летом спрос традиционно падает, а погода ускоряет скорость доставки. Однако, несмотря на улучшение ситуации, мы понимаем, что кризис укомплектованности останется с нами надолго. Поэтому мы продолжаем инвестировать в удержание и увеличение лояльности сотрудников и курьеров, в производственную эффективность и в автоматизацию труда.

 Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2023 годом? Какие блюда и концепции набирают популярность? Каких трансформаций в поведении и портрете клиентов ожидаете в будущем?

 Мы в моменте не наблюдаем резких изменений в потребительском поведении, но отмечаем общее продолжение тенденций, актуальных для последних лет.

Еда вне дома становится все больше частью образа жизни, люди продолжают хотеть за доступный чек попробовать блюда разных стран, интересные сочетания вкусов и ингредиентов, поэтому растет количество ресторанов с интересными креативными концепциями и с качественной, хорошей едой в средней ценовой категории. Это увеличивает трафик и у нас, и у других игроков рынка.

Еда остается источником положительных эмоций для наших гостей. Именно поэтому мы делаем ставку на новинки, поиск необычных вкусов и сочетаний ингредиентов.

Кроме того, вокруг еды формируется определенный лайфстайл. Потребители не просто утоляют голод, но и получают новый для себя опыт и впечатления. Поэтому мы, например, делаем коллаборации с модными компьютерными играми для аудитории геймеров, с популярными мультфильмами для детской аудитории и партнерские программы с банками и онлайн-кинотеатрами. 

 Наблюдаете ли вы изменения в пищевых привычках гостей? Присутствует ли тенденция в сторону роста спроса на здоровую еду, диетические блюда, без лактозы/глютена и др. подобные категории? Видите ли перспективы развития для себя в этих нишах?

 Мы работаем в рамках своего кор-продукта (пицца), но, разумеется, стараемся учитывать тренд на здоровое питание. В нашем меню каждый человек может найти что-то для себя: например, веган может попробовать картофель из печи. А для вегетарианцев в каждом разделе меню есть блюда без мяса: пиццы, закуски и стартеры.

Также тренд, который мы отмечаем на российском рынке – спрос на меню без свинины. Поэтому мы работаем над расширением меню с топпингами из говядины.

 Как Вы оцениваете ситуацию в сфере доставки? Планируете ли развивать данное направление? Что у вас в приоритете – развитие собственной доставки или работа через сервисы-агрегаторы? Ожидаете ли роста продаж в доставке в 2024 году и как оцениваете дальнейшую динамику данного канала в перспективе 4-5 лет?

 На доставку приходится 70% нашего бизнеса, но мы продолжаем развивать это направление. В России наш бренд доставки устойчив и знаком многим, наши гости привыкли к нашему мобильному приложению. Поэтому работать с агрегаторами пока не планируем. Напротив, наш ключевой приоритет — делать работу собственной доставки более эффективной. 

Однако, мы работаем с агрегаторами в других странах, там, где они уже сформировали рынок доставки. Но, несмотря на это, мы стараемся при первых заказах познакомить клиента с нашей собственной экосистемой и подталкивать его к переходу на наше приложение.

Безусловно, рост рынка доставки в ближайшие годы продолжится: после пандемии это общемировой тренд.

 Внедряет ли ваша компания инновации в области упаковки еды (для продления сроков годности, повышения безопасности продукции, улучшение экологичности упаковки и др.)? Есть ли планы по развитию данного направления в перспективе 4-5 лет? Какие технологии вы считаете наиболее перспективными для развития в этой области?

 Мы активно следим за инновациями в упаковке как на российском, так и на международном рынках, поддерживаем и тестируем новые решения, внедряем новые технологии.

Сегодня коробки «Додо» можно сдать на переработку. Для этого прямо на них указан QR-код, по которому указаны пункты сбора и можно узнать, во что она потом может превратиться. Так мы обеспечиваем вторичный цикл использования, следуя принципам устойчивого развития.  

В ресторанах мы отказались от выдачи в коробках и перешли на многоразовые подносы, а в доставке тестируем многоразовые кейсы: при заказе можно выбрать опцию «в многоразовой упаковке», ее забирают у клиента сразу после заказа или позже в удобное для него время и используют повторно.

У наших поставщиков упаковки мы обычно запрашиваем наличие обязательных или добровольных сертификатов, которые подтверждают ответственное происхождение древесины и других лесных ресурсов. Мы стараемся следить за сырьем, создавая прозрачную цепь поставок.

 Насколько успешно развивается франчайзинговое направление? Восстановился ли спрос на франшизу после кризиса? Какие в настоящий момент у сети приоритеты в развитии франчайзингового направления?

 За 2023 год мы заключили более 300 договоров коммерческой концессии. 186 из них — на открытие пиццерий в действующих зонах доставки, то есть там, где уже есть наши рестораны, и 114 — там, где мы до этого момента не были представлены, то есть на неосвоенных территориях. Это рекордные значения за последние несколько лет.

Наша стратегия на ближайшее время — продолжать интенсивное проникновение в домашние рынки — Россия, Казахстан и Беларусь. Мы планируем осваивать небольшие города и увеличивать проникновение на действующих территориях. Для достижения этих целей мы запустили целый ряд проектов. Среди них — создание новых форматов для строительства дополнительных пиццерий и отдельный формат для освоения малых городов со сниженной сметой и более бюджетными материалами.

Конечно, есть ряд внешних обстоятельств, которые негативно влияют на рынок франчайзинга в целом. Ключевая ставка ЦБ остается высокой, а инфляция сказывается на стоимости и доступности стройматериалов. Кроме того, ситуация на рынке труда остается напряженной. Эти факторы замедляют темпы роста.

В нашем «зарубежном» портфеле сейчас 97 пиццерий на 19 рынках. В 2024 году открылись пиццерии в четырех новых для «Додо» странах — Сербия, Грузия, Азербайджан и Хорватия. На очереди Болгария и Индонезия (Бали), а множество других стран находятся на стадии переговоров. Набранный темп открытий и роста сети позволяет рассчитывать примерно на 1000 пиццерий на зарубежных рынках к концу 2029 года.

 Заметно ли снижение трафика в торговых центрах? Изменился ли ваш подход к выбору локаций или форматов заведений для новых открытий? Как бы вы охарактеризовали стратегию развития вашей сети?

 Наш формат предполагает расположение пиццерий преимущественно в стрит-ритейле, поэтому никаких статистически значимых выводов по работе в торговых центрах у нас нет.

 В последние годы FMCG-сети и онлайн-ретейлеры значительно расширили ассортимент готовой еды. Составляет ли по вашему мнению доступная готовая кулинария из магазинов конкуренцию классическому общепиту и будет ли она усиливаться в дальнейшем? Каким видите распределение рынка в разрезе игроков (рестораны, доставка, ретейл и др.)?

 Разумеется, готовая еда — конкурент классическому общепиту. Но важно отметить, что расширение ассортимента в FMCG-сетях и онлайн-ритейлерах связано в первую очередь с ростом рынка в целом. Сегодня все больше людей выбирают готовую еду на доставку вместо ее приготовления дома, или идут в кафе и рестораны, или покупают готовую еду в ритейле и едят дома. Мы думаем, что емкость рынка еще достаточно большая для того, чтобы развивались все сегменты — и ритейл, и классический общепит.

 Реализуете ли вы проекты по сотрудничеству с онлайн-ретейлерами или FMCG-сетями в качестве поставщика упакованной готовой еды? Есть ли планы по развитию в данном направлении?

 Нет, мы не планируем выводить свой продукт в ритейл в ближайшее время. Мы сфокусированы на росте кор-бизнеса — пиццерий и собственной доставки.

 Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от технологий самообслуживания до ИИ-решений)?

 С осени 2023 мы боремся с очень высокой конкуренцией за курьеров. Повлияли и демографический кризис, и рост рынка общепита, и другие факторы. Кроме того, зима 2023–2024 года была очень снежной: это ухудшало скорость доставки и требовало больше ресурсов для обработки спроса.

Сейчас мы стремимся принимать системные решения для преодоления кризиса на рынке труда: вкладываем ресурсы в обеспечение комфортного ритма работы на кухнях в наших пиццериях, в выбор удобных слотов для смен, в автоматизацию труда и искусственный интеллект. Пересматриваем работу кухни и кассовой зоны, внедряем новое оборудование.

Также, чтобы частично снять нагрузку с команд пиццерий, мы улучшаем систему самообслуживания: развиваем заказы в зале через мобильное приложение и киоски для self-service в пиццериях.

 Используете ли вы в своем бизнесе инновационные решения (например, роботы, доставка дронами, решения на основе AI и т.д.)? Видите ли сейчас перспективные идеи в данном направлении для индустрии общественного питания? Какие из них планируете внедрять в свой бизнес?

 Наша информационная система Dodo IS позволяет управлять бизнесом на уровне конкретных точек и всей сети, оцифровывает клиентский опыт на доставку и в ресторане. Поэтому инновации — ядро нашего бизнеса с самого старта. 

Во-первых, мы активно применяем ML/AI решения для улучшения клиентского опыта — персонализированные промо предложения и рекомендации. Например, запустили в Дубае AI-пиццу: в мобильном приложении с помощью генеративного AI можно создать уникальный рецепт с учетом своих пожеланий.

Во-вторых, ML/AI решения помогают улучшать операционную деятельность: делать прогнозы продаж, автоматически оформлять заказы на ингредиенты, а компьютерное зрение в пиццериях собирает аналитику по процессам, помогает контролировать чистоту залов и вести учет выданных заказов.

Что касается роботов, то в их классическом понимании сейчас мы не видим преимуществ внедрения. На сегодняшний день это скорее история про создание инфоповодов и привлечение внимания в медиапространстве. Оборудование, сделанное специально под наши задачи — более очевидная точка роста для нас. Взаимодействие с ним можно оцифровать с помощью телеметрии и интегрировать с Dodo IS.

В целом мы ориентированы на прагматичные решения для упрощения работы команд, улучшения экономики заведений и создания уникального клиентского опыта. Часто их можно реализовать и привычными средствами разработки.

 Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2024-2025 гг.? Есть ли планы по открытиям новых ресторанов и расширению географии сети, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?

 Наша ключевая задача на 2024–2025 гг. — увеличение доли рынка в домашнем регионе, в России, Казахстане и Беларуси. Мы планируем ускорять темпы развития, уплотнять свое присутствие в действующих городах и выходить в новые. Рассчитываем расти темпом по 150–200 пиццерий в год.

Мы планируем продолжать международное развитие. Сегодня оно остается одним из наших ключевых направлений и растет быстрее других. За 2024 год за пределами наших домашних рынков будет открыто 65 пиццерий. Это в 3 раза больше, чем в прошлом году (23 пиццерии). Планы на следующий год на международных рынках — увеличить темпы открытий и довести их примерно до 100 пиццерий в год.

 Какие инновации на рынке общественного питания и готовой еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?

 Думаю, что в условиях продолжающегося дефицита рабочей силы многие игроки рынка будут направлять усилия на оптимизацию производительности труда. Но, разумеется, мы будем развивать и все, что улучшает доступность и клиентский опыт — прежде всего, наше мобильное приложение, технологии self-service в пиццериях, внедрять больше AI-технологий для улучшения сервиса и стабильности качества.

Вместе с тем рынок общепита, несмотря на инновации, в любом случае достаточно консервативен. Мы не думаем, что однажды классические рестораны и кафе превратятся в полностью автоматизированные заводы по приготовлению еды. В сегменте общепита главная ценность — это люди и сервис, который они создают. Можно максимально оптимизировать работу на кухне, использовать компьютерное зрение, чтобы наблюдать за чистотой в зале и за приготовлением пицц по стандартам, но приветливую улыбку кассира или small talk с курьером они не заменят.

РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2024 93 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2024 121 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще