По данным «Анализа рынка хлебобулочных полуфабрикатов в России», подготовленного BusinesStat в 2024, за 2019-2023 гг их производство в стране выросло на 58% и в 2023 г составило 648 тыс т.
Рост объемов выпуска наблюдался во все годы рассматриваемого периода, кроме пандемийного 2020 г, и был обусловлен несколькими причинами:
- Стабильный спрос на продукцию. Ускорение ритма жизни стимулировало наращивание потребления полуфабрикатов населением. Востребованность же продуктов высокой степени готовности в общепите растет ввиду стремления операторов рынка минимизировать издержки на доставку, утилизацию. Увеличились закупки такой продукции торговыми сетями, которые оснащают магазины собственными пекарнями для привлечения покупателей ароматами свежей выпечки, приготовленной из замороженных заготовок.
- Повышение концентрации производства. На рынке преобладают продовольственные холдинги, являющиеся предприятиями полного производственного цикла. Эффект масштаба позволяет им предлагать продукцию по более привлекательным ценам. Например, изготовители хлебобулочных полуфабрикатов с мясной начинкой часто являются сельхозпроизводителями и используют собственное сырье в охлажденном виде, что обходится гораздо дешевле, чем закупка замороженного.
- Появление на рынке новых игроков (кейтеринговых компаний, крупных сельхозпереработчиков, заведений HoReCa, работающих в формате dark kitchen).
- Обеспеченность сырьем. Отечественные производители строят рецептуру в основном на российских ингредиентах, в 2022 г имелись сложности с рядом импортных позиций (пищевых добавок, фруктов для начинок), но участники рынка оперативно адаптировались к изменившимся обстоятельствам: одни перешли на местных поставщиков, другие наладили поставки через зарубежных партнеров в странах, не поддерживающих санкции.