— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
— 2021 год и начало 2022 года показали, что наш сегмент рынка (кейтеринг и корпоративное питание) полностью восстановился после ковида и начал расти. К сожалению, конец февраля внес свои корректировки: пришлось пересмотреть планы по росту и развитию. В марте мы фиксировали скачкообразный рост цен, связанный с подорожанием продукции и изменением логистических цепочек. Эти скачки происходили на протяжении марта-апреля, а начиная с мая цены стали стабилизироваться, где-то даже откатываться назад.
Изменилась структура заказов — стало больше небольших мероприятий, направленных на поддержку и мотивацию сотрудников.
Сильно сократился горизонт планирования мероприятий у компаний-клиентов. Особенно это было заметно в марте-апреле и в сентябре-октябре.
Перераспределились маркетинговые расходы (поиск других каналов взамен ушедшим/заблокированным), были пересмотрены планы географии развития, потребовались структурные изменения компании в связи с внешнеполитической ситуацией.
— Как Вы оцениваете результаты компании в первой половине 2023 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры для развития рынка вы видите?
— Несколько изменился портрет клиента: многие наши постоянные корпоративные клиенты — представительства иностранных компаний, которые по итогам 2022 года либо совсем покинули страну, либо сильно сократили бюджеты на развитие в целом и на корпоративное питание в частности. В первом полугодии 2023 года нам удалось сохранить объемы продаж за счет привлечения новых клиентов, расширения и оптимизации товарного предложения (введение новых категорий в меню партнеров, подключение новых ресторанов).
— Насколько повлияла на маржинальность бизнеса волатильность рубля в 2023 году? Пришлось ли сервису повышать комиссию для партнеров или стоимость услуги для потребителей? Какую ценовую политику планируете применять до конца года?
— Наша ценовая политика неизменна — мы всегда гарантируем клиентам зеркальность цен, то есть цены на маркетплейсе Catery всегда идентичны ценам партнеров-ресторанов, если бы клиент заказывал у них напрямую. Никаких наценок для клиентов мы не делаем. Какого-то массового повышения комиссии для партнеров мы также не производили; комиссия рассчитывается с каждым партнером индивидуально.
Волатильность рубля, разумеется, повлияла на стоимость товаров, потому что закупочные цены у поставщиков выросли. Но в условиях экономической нестабильности мы проработали с нашими партнерами-ресторанами ряд доступных предложений для тех клиентов, которым было важно сэкономить и уложиться в прежний бюджет.
— Трансформировалась ли за последний год модель работы с партнерами, стратегия по их привлечению и удержанию? Изменился ли подход к работе с агрегаторами у самих ресторанов, стали ли они чаще делать ставку на собственные сервисы доставки?
— Появились сложности с привлечением новых партнеров, связанные с тем, что многие другие маркетплейсы и агрегаторы в сфере доставки еды перестали жестко контролировать зеркальность цен, позволяя партнерам-ресторанам устанавливать на своих платформах наценки, или даже самостоятельно выставлять наценки для клиентов со стороны платформы. Тем не менее, мы продолжаем придерживаться своей политики зеркальных цен и стараемся доносить ее важность до будущих партнеров.
Про собственную доставку думают многие рестораны, но это довольно дорогой и сложный процесс, поэтому немногие решаются этим заняться.
— Как менялись средний уровень цен на платформе, количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2022 годом? Наблюдается ли перераспределение спроса в сторону более демократичных ресторанов?
— Весной уровень цен менялся очень хаотично в связи с подорожанием продукции и изменением логистических цепочек. На отдельные блюда цены могли вырасти за день на 30%, а уже через несколько дней откатиться обратно. К концу весны ситуация с ценами начала выравниваться. По итогам 2022 года средние цены на еду выросли где-то на 10%. Примерно так же вырос и средний чек на нашей платформе. Количество заказов резко снижалось в конце февраля и в конце сентября, но постепенно возвращалось к стандартным показателям.
Мы подключили к платформе ряд новых демократичных ресторанов, а также вместе с нашими текущими партнерами проработали различные эконом-варианты фуршетов и корпоративных обедов. Вместе с тем мы довольно успешно запустили направление «премиум-кейтеринга».
— Насколько отличается ситуация на рынке доставки в регионах от Москвы и Санкт-Петербурга?
— Развитие в регионах мы решили приостановить еще в период пандемии. В будущем мы обязательно к этому вернемся, но пока что концентрируемся на развитии в Москве и Санкт-Петербурге.
— Как вы оцениваете ситуацию с конкуренцией на рынке? Как на ней отразилось приобретение Delivery Club «Яндексом»?
— Монополии всегда тормозят развитие рынка, поэтому я считаю, что приобретение Delivery Club «Яндексом» сказалось на конкуренции негативно. Уже исчезла политика зеркальности цен (не знаю, произошло ли это умышленно, из-за нехватки ресурсов на модерацию или по каким-то другим причинам). Предполагаю, что ресторанам стало сложнее договариваться по условиям сотрудничества.
С другой стороны, освободилось место для какого-то другого крупного игрока, который потенциально может заменить Delivery Club.
— Как вы оцениваете влияние от ухода или приостановки работы в России ряда иностранных операторов общепита? Сумели ли их отечественные конкуренты нарастить продажи в период их отсутствия? Стали ли переименованные аналоги полноценной заменой ушедшим сетям?
— На нашей компании это особо не отразилось, так как большинство этих операторов — очень крупные сети, которые не занимались кейтерингом и корпоративным питанием. Крупных партнеров за прошлый год мы не теряли. Что касается переименования — конечно, это не могло не сказаться на посещаемости заведений, как минимум в первое время.
— Используете ли вы в своем бизнесе новые технологические решения (например, роботов, доставку дронами, решения на основе AI и т. д.)?
— Мы используем Big Data для анализа продаж и адаптации меню партнеров под формат кейтеринга. До роботов и дронов пока не добрались, поскольку на данный момент мы сами не занимаемся доставкой, ее осуществляют непосредственно рестораны и партнерские логистические сервисы.
— Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2023–2024 годах? Есть ли планы по расширению географии доставки, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?
— Мы продолжим привлекать на рынок кейтеринга и на платформу Catery крупные ресторанные сети (из последних примеров — сотрудничество с White Rabbit Family) и адаптировать меню текущих партнеров под нынешние реалии. Также мы планируем расширять свое присутствие на рынке за счет партнерских проектов и интеграций. Что касается географии — пока мы концентрируемся на Москве и Санкт-Петербурге.