Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 26 февраля 2024
Владимир Толкачев

Переход на ЭДО был важным шагом навстречу пожеланиям клиентов

Генеральный директор ООО «Байкал-Сервис ТК» специально для исследования российского рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023

— Каким был 2022 год для вашей компании? Как санкции повлияли на ваш бизнес?

— В начале 2022 года (в февралемарте) просел весь рынок логистических услуг. В результате значительным образом снизились объемы грузооборота и на рынке автоперевозок. Эта ситуация повлияла на работу перевозчиков, в том числе и на нашу компанию.

Но уже в середине весны темпы снижения грузооборота начали замедляться. Итогом первого полугодия стало сильное изменение структуры рынка автомобильных грузоперевозок: появление новых маршрутов, изменение цепочек поставок. Клиенты в сжатые сроки были вынуждены переформатировать свои бизнес-процессы. И уже к концу 2022 года (при падении во втором квартале) рынок автоперевозок восстановился, и в 2023 году продолжил многолетний тренд своего развития. 

Санкции также оказали сильное влияние на рынок грузоперевозок в России, нанесли серьезный удар по подвижному составу. Грузовики и прицепы, а также запасные части и расходные материалы сильно подорожали. Это привело к росту эксплуатационных затрат. В результате закрытия привычных маршрутов логистам пришлось перестраивать цепочки доставки грузов, что стало причиной существенного (по некоторым направлениям более чем на 20–30%) роста тарифов. Это оказало дополнительную нагрузку на бизнес.

При росте количества предлагаемого к перевозке груза, остро ощущалась и продолжает ощущаться нехватка транспорта, особенно магистральных тягачей. Привычные в прошлом модели европейских грузовиков на сегодняшний день не завозят, а если они и попадают в страну, то в небольшом количестве, по новым схемам и ценам. Отечественные производители, такие как КАМАЗ, пока не справляются с существующими потребностями рынка.

Активизировались китайские производители. Они начинают поставлять необходимые транспортные средства, но этих объемов пока недостаточно. Обновление автопарка идет очень медленно, а если нет обновления, транспортные средства чаще ломаются, и обслуживать их становится дороже.

По этой причине перевозчики сейчас вынуждены делать ставку на продление сроков эксплуатации имеющейся техники до ее продажи или списания. А для этого приходится решать вопросы, связанные с приобретением качественных запасных частей и расходных материалов. 

— Увеличился ли объем внутренних перевозок? Если да, то благодаря каким факторам? Компании из каких отраслей предъявляют наибольший спрос на автомобильные перевозки?

 После падения во втором квартале к концу 2022 года рынок автоперевозок восстановился и продолжает развиваться в 2023 году. Наша компания «закрыла» первое полугодие 2023 года, показав положительную динамику. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, объемы перевозок сборных грузов увеличились на 13%.

E-commerce остается драйвером развития рынка логистики. Эти два рынка работают в тесной связке и усиливают друг друга. Наша компания в 2017 году одной из первых реализовала возможность доставки сборных грузов на распределительные склады маркетплейсов. За прошедший год объемы перевозок грузов в маркетплейсы (компания сотрудничает с 25 тыс. поставщиков по всей России) выросли более чем в два раза. Для продавцов онлайн-площадок в компании выделена отдельная услуга и разработано уникальное комплексное предложение. 

Что касается отраслей, то наша компания сотрудничает с самыми разными отечественными компаниями, предприятиями и производителями по всей стране, поэтому востребованы к перевозке совершенно разные категории грузов: от промышленного оборудования, металлоизделий и строительных материалов до, например, товаров народного потребления, полиграфии.

— Удалось ли вам воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса в 2022–2023 годах? Как оцениваете их эффект? Каково влияние действий правительства и законодательной власти на отрасль грузоперевозок? Что можно улучшить?

— Государственную поддержку не получали и в ближайшее время не планируем, справляемся своими силами.

Чего действительно бы хотелось, так это иметь возможность снизить затраты на обновление парка. Действующие сегодня программы финансирования (лизинг) не отвечают требованиям транспортных компаний. Да и стоимость машин за последние годы значительно выросла.

— Изменилась ли работа вашей компании (объем грузоперевозок и география) в направлении международных грузоперевозок? Были ли скорректированы сроки и стоимость поставок по сравнения с 2021 годом? Если да, то как?

— «Байкал Сервис» еженедельно доставляет сборные грузы в ближнее зарубежье: в Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. И, по нашим прогнозам, в ближайшее время потребность в качественных перевозках в эти страны будет только расти.

Объемы отправок компании в Республику Беларусь за первое полугодие увеличились почти в три раза (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). По этому направлению мы сотрудничаем только с проверенными партнерами, например, с компанией «Семар ЭкспрессБел». Совместная работа по грузоперевозкам в 19 крупнейших городов Беларуси и автоматизация процессов перевозки грузов позволила повысить качество и сократить сроки доставки, а также предложить клиентам еще более выгодные тарифы на перевозки (в среднем на 50% дешевле). Так, например, груз, отправленный из Москвы, адресат в Минске получает уже на следующей день.

По Казахстану и Киргизии грузопоток достаточно стабилен. С апреля 2023 года был небольшой спад, связанный с тем, что власти Казахстана ввели цифровую накладную — СНТ. Это документ, который фиксирует любое передвижение товара по Казахстану — с момента его ввоза или производства до продажи конечному потребителю. Но и этот процесс удалось наладить.

— Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые являлись потребителями логистических услуг? Как вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году?

 В результате ухода из России крупных иностранных игроков уменьшился объем грузов автомобильных грузоперевозок. Внутрироссийское производство растет, но оно пока в полной мере не замещает объемы, которые обеспечивали ушедшие с рынка крупные производители. И это не может произойти одномоментно  необходимо время для стабилизации ситуации.

Поэтому при росте количества предлагаемого к перевозке груза в 2023 году остро ощущалась и продолжает ощущаться нехватка транспорта, особенно магистральных тягачей. 

— Как ваша компания справляется с задачей содержания и обновления автопарка в условиях санкций и ухода иностранных вендоров? 

— Расходы на обслуживание автопарка компании за последние 1,5 года выросли в среднем на 30% и связаны, прежде всего, с возросшей инфляцией и падением курса рубля.

Собственный автопарк нашей компании состоит из грузовиков отечественного производства. В последние годы мы его унифицировали, тем самым оптимизировав обслуживание и ремонт, что позволило сократить время доставки и повысить качество предоставляемых услуг для наших клиентов по всей филиальной сети. В этом году мы расширили свой автопарк на 30% за счет отечественных автопроизводителей: новые грузовики Газель NEXT, Газон NEXT и МАЗ уже вышли на маршруты по всей филиальной сети. Важно, что дилеры отечественных автопроизводителей работают во всех уголках страны, поэтому не возникает проблем с обслуживанием транспортных средств.

— Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от чат-ботов до ИИ-решений)?

— По всей стране в логистической отрасли сейчас наблюдается кадровый дефицит, в том числе и по складскому персоналу всех уровней: от линейного – водителей грузового транспорта, погрузчиков, приемосдатчиков и т. д., до управленческого, например, начальника или заведующего складом. Молодежь отказывается устраиваться на такую работу, поэтому сейчас мы все больше видим именно возрастных сотрудников. Для водителей грузового транспорта, например, это 50 плюс и старше.

Кроме того, если раньше причиной дефицита водителей грузового транспорта была непопулярность профессии, то сейчас водители массово задействованы в зоне СВО, так как именно они являются одними из самых востребованных специалистов во время призыва на военную службу. Также в связи с возникшей ситуацией в стране произошел отток кадров в другие страны.

С начала года сроки закрытия вакансий по складскому линейному персоналу в нашей компании в среднем по России выросли на 30–40%. По Москве в среднем с 5 рабочих дней до 10, а порой более. Зарплатные ожидания у кандидатов выросли на 30–40%.

Чтобы привлекать квалифицированных работников, мы стараемся улучшить условия труда и предложить им выгодные условия. Например, для удобства сотрудников организован трансфер до работы в утреннее и вечернее время на комфортабельном автомобиле, обеспечены благоприятные условия труда. Так, за новыми сотрудниками закрепляется наставник (его работа также оплачивается). Процесс обучения проходит поэтапно. Сначала сотрудники работают на менее сложных участках, постепенно переходя к более трудоемкой работе. Также проводится акция «Приведи друга», за которую сотрудник может получить ₽10 тыс. (по окончанию испытательного срока нового работника). Кроме того, мы постоянно отслеживаем уровень зарплат на рынке и производим регулярные индексации, ведем работу по предоставлению сотрудникам дополнительного социального пакета компенсаций. 

В «Байкал Сервисе» за последние годы абсолютно все процессы поменяли свой формат: от собраний и совещаний в режиме онлайн до учета грузопотоков, анализа эффективности сопутствующих услуг, типа упаковки грузов и так далее. Но автоматизация и цифровизация рабочих процессов только частично решает проблему нехватки необходимого персонала. Другая его сторона  это повышение требований к квалификации сотрудников, в том числе на складе. При этом специалистов с необходимыми знаниями и опытом на рынке по-прежнему нет или очень мало. 

Для решения данной проблемы в нашей компании создан учебный центр, который разрабатывает программы специально для сотрудников разных направлений: от грузчиков и приемосдатчиков до сотрудников офиса. Обучение проходит как на старте, так и в процессе дальнейшей трудовой деятельности. Непрерывность обучения позволяет нашим сотрудникам своевременно обновлять и получать новые знания и навыки, при этом быстро адаптируясь к меняющимся потребностям компании и всей отрасли.

— Может ли цифровизация бизнеса стать реальным ответом на текущие вызовы? Какие решения уже внедрены в компании (электронный документооборот, оптимизация складских процессов, системы управления транспортом и т. п.)?

— Весь рынок логистики уже давно двигается по цифровому пути, все больше ускоряясь в плане обмена информацией между клиентами, экспедиторами и государственными структурами.

В нашей компании функционирует корпоративная информационная система, которая настраивалась под индивидуальные особенности бизнеса и определенные бизнес–процессы. При этом система ориентирована не только на управление складскими процессами, но и на работу/функционирование всего бизнеса в целом. И склад, и транспорт работают с одной и той же информацией и включены в единую корпоративную систему.

Основным принципом работы нашей компании является клиентоориентированность. Переход на ЭДО был важным шагом навстречу пожеланиям клиентов, которые хотят прозрачности и оперативности при получении документов. С 2017 года объемы электронного документооборота существенно выросли. Так, за первое полугодие текущего года сотрудниками компании было отправлено более 2,1 млн документов. Только в июле эта цифра составила 420 тыс., в августе более 500 тыс. В настоящее время все документы отправляются с помощью машиночитаемой доверенности. МЧД также применяется для подписания электронных накладных.

— Насколько болезненным был уход из России иностранных поставщиков программного обеспечения (Oracle и SAP)? Осуществлен ли в компании переход на продукты российских компаний, и ведется ли разработка собственного ПО?

— Решения Oracle и SAP мы не использовали, поэтому совершенно не почувствовали на себе ухода этих компаний. Изначально в качестве основного инструмента автоматизации бизнес-процессов мы использовали решения от компании 1С. Кроме того, у нас довольно сильная ИТ-команда для создания собственных решений. Что касается ухода других поставщиков, то больше всего неудобств мы ощутили от ухода телеком-компаний.

— Планируется ли в компании внедрение новейших технологических решений на основе ИИ (например, беспилотного транспорта)? Насколько подобные эксперименты сейчас актуальны для компании?

— На сегодняшний день беспилотные грузовики уже ограниченно используются в отрасли. Например, задействованы в автоматизированных логистических операциях на закрытых территориях или на определенных маршрутах. Однако для их широкомасштабного применения требуется время, думаю, лет 10–15. Поэтому в ближайшие годы мы не рассматриваем перспективу использования беспилотного транспорта в рамках компании.

Для полной замены водителей беспилотными авто необходимо решить ряд важных вопросов. Разработать нормативную базу, создать и внедрить необходимую инфраструктуру для движения беспилотников, организовать систему диспетчеризации и безопасности движения, включая обеспечение безопасности груза. Как только экономика таких перевозок станет рентабельной, процесс внедрения беспилотников ускорится.

— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года? Каким направлениям деятельности в вашей компании будет уделено основное внимание? Планируется ли расширение географии работы и наращивание логистической инфраструктуры?

 В следующем году рынок грузоперевозок будет по-прежнему ощущать дефицит водителей, транспорта и рост его стоимости. В целом по рынку, с начала года автоперевозки внутри России подорожали в среднем на 30–40%, и в ближайшее время этот тренд продолжится.

Очевидно также то, что российские транспортные потоки еще больше переориентируются на восточное и южное направление, в первую очередь на Турцию, Иран, Индию и Китай. При этом выстраивание новых логистических цепочек неизбежно приведет к увеличению объемов международной торговли, и как следствие  к повышению спроса на услуги на рынке грузоперевозок.

Мы планируем и дальше развивать направление перевозок в сфере e-commerce, расширять географию присутствия компании (сейчас наша сеть насчитывает 117 филиалов и работает более, чем в 300 городах), улучшать качество складских помещений наших филиалов по всей России, их эксплуатационные и технические характеристики. От этого напрямую зависят удобство и скорость обслуживания клиентов и обработки грузов. Например, в марте компания открыла новый современный экспедиционно-складской комплекс класса «А» «Котельники» на 10 тыс. кв. м, ориентированный на работу с крупнейшими центрами оптово-розничной торговли на востоке Москвы. В июне наш филиал в Ижевске переехал в новый современный складской комплекс, построенный с нуля по принципу built-to-suit. Также за последнее время были улучшены условия для обслуживания клиентов в ряде филиалов (в Уфе, Пскове, Воронеже, Уссурийске и других городах).

Сегодня в условиях нестабильности клиенты выбирают компании не по принципу «где дешевле», а сотрудничают с проверенными временем, надежными перевозчиками. Несмотря на то, что поддержание стабильного качества услуг  задача крайне непростая, требующая значительных вложений и ресурсов, она остается для нас приоритетной.

В следующем году компании «Байкал Сервис» исполняется 30 лет. За эти годы рынок автоперевозок переживал разные периоды. Но секрет нашего долголетия, прежде всего, в людях. Поэтому в текущих реалиях нам важно сохранить сложившийся годами коллектив, обеспечив своим сотрудникам комфортные условия труда.

 

 

РБК Исследования рынков Российский рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023 170 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще