― Каким был 2021 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
― К концу 2021 года нам удалось вернуться в допандемийный период по большинству направлений. Между тем, во многих регионах по-прежнему сохранялись антиковидные меры, а массовые мероприятия и торжества ― это важный для нас сегмент работы.
― Какое влияние на рынок и компанию оказали новые антироссийские санкции? Какие меры вы предпринимаете для адаптации к возникшей ситуации?
― По состоянию на конец мая 2022 года, кроме роста цен никаких изменений в нашей работе нет. Сильно вырос средний чек (прежде всего из-за роста цен). Основные изменения мы ожидаем к концу осени. Мы уже сейчас начали готовить осеннее меню, исходя при этом из падения покупательской способности.
Подавляющее большинство продукции, которую мы используем, производится в России, но почти везде присутствуют импортные ингредиенты (например, вся ароматика для соусов). Пока наши поставщики справляются и перенастраивают поставки. Думаю, к осени будет много вкусовых изменений в блюдах (и не только у нас) именно по этой причине.
― Как вы оцениваете результаты компании в I квартале 2022 года, а также отдельно в марте-апреле 2022 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней?
― Для нас начало весны это всегда рост продаж, поскольку многие наши объекты имеют сезонный характер, работают в парках и подобных локациях. По сравнению с 2021 годом мы можем отметить рост выручки и среднего чека, но связываем это прежде всего с ростом цен.
― Насколько повлияли на маржинальность бизнеса новые санкции и волатильность рубля? Планируете ли вы повышать стоимость услуг?
― Увеличился средний чек на одного покупателя, прежде всего за счет снижения количества покупателей и роста цен. Поэтому маржинальность растет. Ищем новые решения, сокращая себестоимость и цены в меню. До конца года будем стараться удержать рост цен за счет адаптации меню к новым условиям.
― Как складываются ваши отношения с поставщиками? Возникали ли за последнее время перебои в поставках продуктов?
― С поставщиками на данный момент все стабильно. Большинство поставок приходится на российских производителей еще с 2014 года. Есть проблемы с частью сезонных продуктов, например, с кукурузой из Индии и Румынии. В итоге сейчас получаем китайскую, но пока в незначительных объемах. Ожидаем в этом году предложений от отечественного производителя.
― Заметили ли вы изменения в поведении гостей? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2021 годом?
― Основное изменение состоит в том, что гостей стало меньше, особенно в ТЦ и на фуд-кортах. Это связано прежде всего с закрытием ряда брендов. Вероятно, это будет продолжаться.
― Наблюдаете ли вы изменения в уровне спроса на услуги доставки?
― Мы убеждены, что тренд на доставку будет развиваться и дальше. Это востребованный сегмент, но стоит отметить, что это важно не для всех заведений. Большинство наших объектов находятся на высоко проходимых городских локациях или в парковых зонах (футбольные и хоккейные арены, зоопарки), поэтому упора на доставку мы не делаем.
― Как складываются ваши отношения с франчайзинговыми партнерами? Сохранился ли спрос на франшизу в текущей ситуации экономической неопределенности?
― Для поддержки наших партнеров мы зафиксировали роялти с марта и пока держим их на минимальном уровне для всех партнеров независимо от объемов выручки. Мы видим рост интереса к отечественным франчайзинговым проектам, но пока очень осторожный. Тяжело просчитывать бизнес в молниеносно меняющихся обстоятельствах, но мы ожидаем усиления деловой активности к концу лета.
― Как вы оцениваете влияние от ухода или приостановки работы в России ряда иностранных компаний и операторов общепита?
― По большому счету никто никуда не ушел, и свои сегменты рынка никто отдавать не собирается, все трудятся на своих местах. Мы убеждены, что любое закрытие сетевых компаний будет негативно сказываться на отрасли в целом, поскольку крупные игроки «тянут» за собой весь рынок, развивают производство, маркетинг и всю отрасль в целом.
― Какие инструменты маркетинга вы оцениваете как наиболее эффективные? На какие каналы коммуникации с клиентами делаете ставку сейчас?
― Мы полностью отказались от рекламы в запрещенных соцсетях и Google, изучаем инструменты «ВКонтакте» и еще активнее используем «Яндекс» в своей работе. Сейчас идет большой поворот в этой отрасли в сторону отечественных соцсетей и проектов.
― Какие направления деятельности будут в фокусе компании в 2022–2023 гг.? Есть ли планы по открытиям ресторанов и экспериментам с новыми форматами работы?
― Мы в ожидании ближайшей осени и стараемся максимально подготовиться к тем вызовам, которые нас всех ожидают. Работаем над адаптацией наших заведений к новой реальности.
― Как оцениваете перспективы развития отрасли в ближайшие 1–2 года?
― Сложно оценить перспективы в постоянно меняющейся реальности. Но общепит существовал всегда, и, как показывает практика 2014 и 2020 годов, рынок общественного питания показывает только рост, особенно сегменты фаст-фуда и стрит-фуда. Мы убеждены, что эта тенденция будет сохраняться и дальше.