Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 14 декабря 2021
Александр Нигматуллин

На 2021-2022 планы по развитию обозначены гибко, так как ковидные ограничения частично в силе и до конца не ясны сроки, а также как дальше все будет развиваться

Сейчас главная стратегия – уметь быстро адаптироваться к реалиям жизни, рассказывает генеральный директор Pizza Hut Russia

― Каковы итоги 2020 года? Насколько сильно пандемия и ковидные ограничения сказались на финансовых показателях компании? Какие антикризисные меры были предприняты для адаптации к работе в условиях пандемии COVID-19?

 В 2020 году на пике локдауна падение уровня продаж достигало до 40% (от уровня продаж 2019). Практически как у всех игроков рынка был потеряна выручка зала. В то время мы почти полностью перешли на канал доставки и работы с агрегаторами. По последним выросли в несколько раз относительно 2019 года. На пике эти каналы составляли 100%.

Мы предприняли несколько антикиризисных мер для привлечения новых клиентов и лояльности текущих, среди которых были – оптимизация ассортимента меню, пересмотр ценообразования, перефокусировка маркетинговых активностей в сторону основных продуктов, без запуска новинок. Так как потребители рынка начали экономить, мы сфокусировались на value – запустили специальные низкие ценовые предложения. Также усилили фокус на запуске комбо-предложений и различных акций.

Внутри компании мы также старались поддерживать наших сотрудников. Выплаты зарплат не прекращались даже в ковидные времена локдауна.

Также тот период запомнился осложнением ситуации для малозащищенных слоев населения, поэтому много внимания в тот период мы уделяли благотворительности. Для поддержки общества в условиях эпидемии COVID-19 мы присоединились к национальной кампании (за что даже получили грамоту и медаль от Президента). Совместно с фондом «Ночлежк» мы запустили акцию «Пицца добра» для поддержки бездомных людей. Также совместно с другими благотворительными фондами помогали нуждающимся – возили продуктовые корзины и пиццу нуждающимся (бездомные, пожилые люди и тд.). Мы работали с фондами «Серебряные волонтеры», «Ночлежка», детскими домами и другими.

 Как вы оцениваете результаты работы в первом полугодии 2021 года? Насколько новые антиковидные меры, введенные в июне, сопоставимы по эффекту с локдауном?

 Конечно, стало легче. В начале года обороты не дотягивали до доковидных цифр, но с марта начался рост и восстановление. Ковидные ограничения были серьезными для бизнеса и в этом году – продолжительное время не работали фуд-корты, сохранились ограничения по количеству мест в зале, которые можно занимать. 

Сейчас мы вернулись к росту оборота. Продажи восстановились до доковидного уровня. Вместе с тем выросли издержки, потому что стоимость соблюдения ковидных ограничений остается крайне высокой. Мы обеспечиваем сотрудников тестами ПЦР на постоянной основе, средствами индивидуальной защиты, организовываем пункты вакцинации. Говорить о восстановлении прибыльности до доковидного уровня пока не приходится.  Но по сравнению с прошлым годом жить, конечно, стало легче. Единственное, что нужно бизнесу, – возможность работать. Сейчас она есть. Мы можем работать и оплачивать все издержки на затраты. Во времена тотального локдауна – есть надежда только на текущие запасы. Мы как большой бизнес могли себе это позволить, но малому и среднему бизнесу пришлось катастрофически тяжело.

 Какими государственными и региональными мерами поддержки вам удалось воспользоваться с начала пандемии? Насколько они оказались эффективными?

 Как и большинство компаний, мы получили беспроцентный кредит на фонд оплаты труда. Это была существенная поддержка, но, конечно, она помогла лишь частично компенсировать все затраты на фонд оплаты труда. Остальное – сами.

 Как изменилось поведение гостей? Какие потребительские тренды актуальны для ресторанной индустрии и для вашего сегмента, в частности? Какие из них получат развитие в ближайшие 2-3 года?

 Неудивительно, но стоит отметить, что люди массово переключились на доставку и агрегаторы. Причем доля агрегаторов сейчас стала почти сопоставима с собственной доставкой. Агрегаторы пока не идут на встречу по оптимизации комиссии, и это существенно сказывается на выручке за счет большого процента. Но надеемся, что со временем это как-то решится. Также мы наблюдали тотальное переключение всех гостей на онлайн-коммуникации. Наш колл-центр упал почти в 5 раз, люди стали заказывать исключительно через онлайн-каналы. Это было достаточно необычно. Так, в феврале 2021 года мы отказались от колл-центра и перешли на онлайн-заказы.

 Пандемия COVID-19 ускорила процесс диджитализации бизнеса. Какие действия в этой сфере были предприняты в вашей компании и каковы их результаты? 

 Как отметил выше, мы отказались от колл-центра, сейчас 100% заказов в доставке через онлайн (сайт, приложение, агрегаторы). Выросла доля агрегаторов. Завершили интеграцию кассовых систем с одним из агрегаторов, сейчас идет интеграция со вторым. Также ускорили план улучшений онлайн-активов (делаем новый сайт, улучшаем приложение). Переосмыслили необходимость участия сотрудника в заказе клиента. Думаем в сторону форматов заказа через «киоск» (отказ от кассиров), чтобы гости сами могли заказывать внутри ресторана.

 Первые волны коронавируса поспособствовали стремительному развитию рынка доставки. Ожидаете ли Вы дальнейшего роста доставочного бизнеса и его доли в обороте вашей компании? Как намерены развивать данное направление и на какие тренды в сфере доставки Вы будете ориентироваться?

 Да, конечно, мы ожидаем дальнейший рост доставки, это только начало пути. Как видно по 2021 году с восстановлением зала не происходит стремительного падения доставки и агрегаторов. Доставка в фокусе. Дальнейшее улучшение digital-ресурсов, минимизация взаимодействия контактов человек-человек. Конечно, есть и свои нюансы, с ростом доли доставки происходит падение маржи (маржа зала выше маржи доставки). Это означает снижение доходной части. Основной вывод для нас – увеличение маржи доставочного бизнеса.

 Очевидно, пандемия препятствует расширению сетевого бизнеса, в том числе и за счёт снижения интереса потенциальных франчайзи. Как вы привлекаете новых партнёров? Какую поддержку оказываете франчайзи в столь сложных условиях? Насколько успешно они работали в условиях пандемии?

 Очевидно, что развитие сети замедлилось. Закрыли несколько ресторанов, в том числе франчайзинговых. Все остальные продолжали работать во время пандемии (на доставку и/или в зал в зависимости от ограничений). 

Сеть (как собственные рестораны, так и франчайзинговые) работала в едином формате. Мы оказывали постоянную консультационную поддержку, выстраивали новые процессы, вместе обсуждали изменившуюся реальность. Поддерживали франчайзи локальными гео-кампаниями, направленными на поддержание выручки.

 Как COVID-19 повлиял на темпы открытия новых заведений? Корректировали ли вы стратегию развития сетевого бизнеса на 2021-2022 гг.?

 Да, конечно, 2020 год был годом выживания. Мы практически не открывали новых ресторанов. Было открыто лишь несколько. Приняли решение сфокусироваться на оптимизации текущего бизнеса, чтобы была возможность оплачивать фонд труда и выйти из ковидного периода здоровым бизнесом. На 2021-2022 планы по развитию обозначены гибко, так как ковидные ограничения частично в силе и до конца не ясны сроки, а также как дальше все будет развиваться. Сейчас главная стратегия – уметь быстро адаптироваться к реалиям жизни. Но, конечно, в 2021 году открытия новых точек идут более активно. Мы открыли рестораны в Москве, Армении и Азербайджане.

 На какие финансовые показатели вы ожидаете выйти по итогам 2021-2022 гг.? Что для этого намерены предпринять? Планируется ли увеличение количества заведений и расширение представленности сети?

 Глобально основная наша задача – до конца года восстановить оборот. И закрыть этот год выше, чем доковидный 2019 год. Планируем развитие через франчайзи. Активно ищем и открываем рестораны совместно с партнерами.

 Ожидаете ли вы возврата ресторанного рынка (посещаемости, размера и глубины среднего чека) на допандеймийный уровень в 2021 году? Если нет, то когда это, по вашему мнению, произойдёт?

 Если оценивать аналитику по нашим ресторанам, то мы уже почти восстановили эти показатели. Фаст-фуд составляет 60% рынка России, поэтому сложно говорить за всех других, но есть ощущение, что fine dining рестораны забиты даже больше, чем до ковида. В 2021 году отложенный покупательский спрос имеет высокое значение. Люди засиделись дома и боятся новых локдаунов, поэтому стремятся посещать рестораны, пока есть эта возможность. Предполагаем, что, если не будет повторных локдаунов, ресторанный бизнес сможет восстановиться полностью.

 

РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2021 69 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2021 79 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще