Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 29 ноября 2021

Недостаточная осведомленность россиян остается существенным барьером для meal kits

В России направление meal kits развивается с 2012 года. Первыми игроками были такие сервисы доставки продуктов с рецептами как «Шефмаркет», «Партия еды» и Elementaree.

Заходя на рынок, игроки оптимистично смотрели на перспективы развития ниши в России. Стартапы надеялись на интерес со стороны потребителей к новой услуге. Однако, в 2014-2016 годах в России произошел кризис, и приоритеты людей сместились в сторону экономии, что не способствовало росту спроса на наборы продуктов с рецептами. Тогда сервисы стали предлагать скидки на первый заказ в 20-50%, чтобы привлечь новую аудиторию. Но россияне были недостаточно информированы о существовании услуги. При этом у таких сервисов были проблемы с масштабированием бизнеса и выходом в новые города. Наибольший спрос сохранялся в Москве и Санкт-Петербурге.

Ситуацию несколько изменил выход на рынок в 2018 году компании «Яндекс», которая начала продвигать различные сервисы под собственным брендом. «Яндекс» выкупил долю в компании «Партия еды» размером в 83,3% и начал развивать сервис под брендом «Яндекс.Шеф». Использование агрессивной рекламы в медиапространствах позволило повысить узнаваемость сервиса, что способствовало росту интереса к подобным проектам.

Однако, как показывают результаты опроса, проведенного в рамках подготовки отчета «Российский рынок доставки готовой еды 2021», несмотря на активный маркетинг и рост популярности доставки в целом на фоне пандемии, пока еще остается много россиян, не знающих о существовании рассматриваемых сервисов. Кроме того, значительная часть тех, кто информирован о сервисах доставки продуктов с рецептами, пока такой услугой не пользовались. Согласно результатам опроса «РБК Исследований рынков», по состоянию на июль 2021 года о доставке продуктов с рецептами знают около 50% опрошенных. В их числе – 36,6% тех, кто ни разу не пользовались услугой. Когда-либо заказывали доставку продуктов с рецептами 12,5% опрошенных, при этом сейчас являются клиентами таких сервисов только 5,3%.

Проблему с осведомленностью потребителей осознают и игроки рынка, которые ставят перед собой задачу по популяризации сервисов. В частности, об этом в своем интервью для «РБК Исследований рынков» рассказала основательница Elementaree Ольга Зиновьева: «Наша ключевая задача в сегменте – найти способ для повышения awareness – узнаваемости. В настоящее время это означает, прежде всего, расширение коммуникации с клиентами и представленности во всевозможных каналах коммуникации. Можно поздравить коллег из «Шефмаркета» – они привлекли HelloFresh, думаю, теперь можно рассчитывать на рост инвестиций в маркетинг, однако, здесь тоже нужна хорошая подготовка – возможно, это будет происходить уже в следующем году. Мы также работаем над тем, как повысить узнаваемость милкитов, но тоже с прицелом на следующий год. Думаю, что в этом году больших всплесков не будет», – рассказала основательница Elementaree в интервью «РБК Исследованиям рынков».

РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2021 79 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 24 января 2022 РБК Исследования рынков Ключевые факторы выбора мебели Цена по-прежнему выступает определяющим фактором при принятии решения о покупке мебели по мнению 3 респондентов из 4 и заметно опережает остальные рассматриваемые критерии

Мебель является товаром длительного использования и зачастую требует существенных вложений, а в ситуации многолетнего сокращения реальных располагаемых доходов россиян вопрос расходов встает особенно остро. В последние годы доля респондентов, отметивших ценовой фактор, не опускалась ниже 73%. Таким образом, среди россиян продолжает доминировать рационализаторская модель поведения, подразумевающая более длительный срок поиска, рассмотрение большего количества вариантов, предъявление высоких требований к качеству товаров и сервису. Так, в 2017-2021 гг. за исключением 2020 года постепенно росла доля респондентов, для которых качество мебели является важным при принятии решения о покупке. Требования к внешнему виду и цветовой гамме, наоборот, постепенно снижались, что вновь вписывается в рационализаторскую модель совершения покупок.

Показать еще