― Каким для компании оказался 2020 год? Как Вы оцениваете результаты работы в первом полугодии 2021 года? Удалось ли добиться поставленных целей по выручке, реализации планов по развитию?
― 2020 год для нас был неоднозначным. Во время локдауна мы лишились значительной части заказов в офис. Но просадка практически полностью компенсировалась заказами домой с более низким средним чеком. Отсутствие пробок позволило ускорить доставку. Также в 2020 году мы сократили лишние косты и занимались автоматизацией. За счет этого в первом полугодии 2021 года нам удалось вырасти на 37% относительно 2020 года.
― Первые волны коронавируса поспособствовали стремительному развитию рынка доставки. Ожидаете ли Вы дальнейшего роста доставочного бизнеса? Как намерены развиваться и на какие тренды в сфере доставки Вы будете ориентироваться?
― Рынок вырос, мы тоже. В дальнейшем доставка будет только развиваться. Мы же планируем выходить на Россию и СНГ. Для этого привлекаем партнеров-франчизи в регионах. Также, к запуску планируется несколько новых форматов заведений.
― Насколько сильно пандемия изменила бизнес? Была ли пересмотрена долгосрочная стратегия его развития?
― Скорее, мы утвердились в нашей долгосрочной стратегии. Пандемия позволила увидеть лишние косты и дала время над ними поработать. Мы не стали открывать новые точки, а работали над эффективностью уже имеющихся. Улучшили собственную IT-систему, чтобы усилить контроль качества на кухне и на доставке. Стали еще больше внимания уделять маркетингу и PR, привлекаем ведущие СМИ, работаем как с инфлюэнсерами для молодой аудитории, так и с важными фигурами из медиа для более взрослой публики.
― Как менялось потребительское поведение на разных этапах пандемии: во время локдауна, после него и с усложнением эпидемической обстановки осенью-зимой и текущим летом (имеется в виду количество клиентов, частота, скорость доставки и средний чек заказа)?
― В апреле 2020 средний чек значительно просел вместе с офисными заказами. При этом люди стали охотнее заказывать домой. В будни заказов стало больше, а в выходные – меньше. В целом мы просели на 10% в апреле относительно прогноза. Но по пустым улицам доставка работала значительно быстрее. В мае, оправившись от шока, на рынок доставки еды массово стали выходить рестораны, которые раньше не работали навынос. Но в большинстве своем они это делали неумело. Затем работа стала приходить в привычное русло. Восстановился средний чек, стали оживать заказы в офисы. В декабре 2020 мы побили все наши рекорды по выручке. В 2021 году идем с хорошим плюсом относительно 2020.
― Наблюдались ли за последний год существенные сдвиги в кулинарных предпочтениях россиян: какие блюда и кухни были популярны?
― Существенные сдвиги за последний год нас не коснулись. Идет постепенный рост требований и ожиданий от качества продукции, но так было всегда. Мы стараемся оправдать ожидания наших клиентов в плане качества. Раз в месяц делаем заказы у топ-конкурентов, чтобы сравнить. Вводим новые блюда. Могу сказать, что на 10-15% вырос спрос на блюда с ярким вкусом: например, вок «Удон Терияки» или пицца «Том Ям», они со слегка пикантным, чуть островатым вкусом – интересно, связано ли это с пандемией или нет. Активно растет спрос на гавайский поке во многочисленных вариантах (люди пробуют комбинации рыбы, морепродуктов, курицы с киноа или рисом). В целом, клиенты больше реагируют на яркие новинки меню и необычные сочетания, и начинки для пиццы. На 15% вырос спрос на вечернюю и ночную доставку – видимо, люди в целом сейчас предпочитают ужинать там, где удобно, не тратят время на поиск ресторана. Плюс многие футбольные матчи часто заканчиваются после 23:00, и болельщики заказывают ужин под просмотр у себя дома, а у нас много «фанатских» блюд и закусок, помимо пиццы.
― Ощущаете ли Вы конкуренцию со стороны FMCG-ретейлеров и мультикатегорийных маркетплейсов? Есть ли у вас какие-либо преимущества в этом сегменте в сравнении с данными игроками?
― Конкуренция ощущается больше на рынке хороших работников, на всех не хватает. Для привлечения сотрудников мы используем нематериальную мотивацию – возможность карьерного роста, корпоративный футбол, питание для персонала и т д. Что касается еды, маркетплейс сам горячую пиццу из печи не приготовит. А за счет того, что у нас есть еще и роллы, поке и множество блюд wok, мы хорошо удовлетворяем потребности как семейного ужина или романтического свидания, так и заказа на большую компанию в офис или на вечеринку. В этом наше преимущество.
― Насколько динамично растет интерес к доставке ресторанных блюд в регионах кроме Москвы и Санкт-Петербурга?
― Регионы развиваются в плане доставки, скоро мы им в этом поможем.
― Какие задачи стоят перед компанией сегодня, и на реализации каких проектов вы сфокусируетесь в ближайшие 2-3 года? Над какими решениями для ресторанного бизнеса Вы работаете в данный момент?
― Основная задача на данный момент – довести среднюю скорость доставки в Москве до 30 минут за счет числа точек, а также выйти на Россию и СНГ. Рынок Москвы позволит нам вырасти в 4-7 раз, а рынок РФ мы только начинаем осваивать. При этом мы осторожно относимся к выбору инвесторов и партнеров, чтобы с ростом не потерять в качестве.
― На какие финансовые показатели Вы ожидаете выйти по итогам 2021-2022 гг.? Что для этого намерены предпринять? Планируется ли расширение географии доставки или выход в новые для сервиса ниши, развитие в офлайн-формате?
― Конечно, мы будем открывать новые заведения и тестировать новые форматы. Самые успешные будем масштабировать. Франчайзинг позволяет делать это относительно быстро. Скорость же роста значительно зависит от количества инвестиций, направленных на этот рост. Мы можем открыть как 15 точек, так и 150, если найдем стратегического партнёра в этом деле.
― Каковы Ваши прогнозы по развитию рынка доставки до конца года? Какие возможные сценарии Вы рассматриваете?
― До конца года значительных изменений я не ожидаю. Только значительный рост. У нас появится несколько новых форматов для работы по франчайзингу. В перспективе ближайших 10 лет рынок может сильно измениться. Думаю, принтеры еды в каждом доме мы не увидим. Но вот роботы-курьеры и повара вполне могут войти в обиход и снизить косты на доставку. В робо-такси уже никто не сомневается.