Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 27 декабря 2020
Александр Пахомов

Через полгода мы увидим новый рынок общественного питания

Индустрия адаптируется и выработает новые жизнеспособные концепции – исполнительный директор Kugel Brands

– Каким для Вас оказался 2019 год? Удалось ли выполнить поставленные цели по развитию и достичь намеченных в начале прошлого года финансовых результатов? 

– Прошлый 2019 год был для нас еще одним годом стабильности и постоянства. Некоторые кафе мы закрывали, но и приросли на то же количество. В принципе, не могу сказать, то за последние 3 года что-то серьезное менялось и по оборотам (кроме зимы 2019 года, о которой немного позднее), и по количеству точек. Только нарастало некоторое напряжение в отношениях с арендодателями (наши точки располагаются преимущественно в торгово-развлекательных центрах). Их желание минимизировать свои потери за счет провала рубля с 2014 года переходило в регулярное повышение ставок на свои локации и сопровождалось это все тем, что в мире существует инфляция и вроде как надо делать повышение ставок. Только никто не учитывает тот факт, что покупательская способность остается на том же уровне, заработная плата особо не меняется и рост потребления в основном идет за счет кредитования населения.

Один период можно явно выделить отдельно – это сезон осень-зима 2019-2020 года, который оказался на удивление провальным: теплая зима (людям не приходилось бегать по магазинам в поисках теплых вещей), постоянные эвакуации ТРЦ и слабый сезон кинопремьер.

В общем, к коронакризису мы уже подошли с явным перегибом по арендным ставкам и провальным зимним сезоном.

– Пандемия COVID-19 затронула все сферы экономики России. Какое влияние она оказала на Ваш бизнес. Как изменился спрос? Какие антикризисные меры были предприняты вашей компанией, и каков их результат?

– В период «нерабочих дней» и в плоть до конца июня мы были закрыты полностью по всем странам присутствия. Не было вообще никаких оборотов, и мы просто ждали, когда нам разрешать работать. 

Единственная стратегия на тот период заключалась в том, чтобы сохранить команду на перезапуск и любым способом найти средства на товар.

Мы понимали, что с ТРЦ мы сможем договориться по скидкам, а если нет, то сразу съедем – так и получилось. Мы переехали в офис в 4 раза меньше того, что у нас был, и по максимуму срезали все расходы, которые не нужны для минимального поддержания сети.

Этот период нас очень серьезно встряхнул, но тут ничего нового я не скажу, таких половина мира.

В среднем мы просели на 40-50% по сравнению с прошлым годом после разрешения работы и на текущий момент никакого восстановления вообще нет.

– Как вели себя арендаторы? Удалось ли договориться о неуплате арендных ставок на период карантина?

– В основном мы договорились обнулить аренду в период простоя, а при выходе работы в первые месяцы работы мы согласовали приличные скидки. 

Только я понимаю, что ТРЦ держать этот уровень скидок не смогут и в ближайшем времени они начнут поднимать ставки на предыдущий уровень. Вот тут-то бизнес повсеместно и начнет схлопываться пачками. Спрос у людей уже другой, как и возможности, и понять это смогут слишком поздно. Большинство ТРЦ закредитованы, и они уже мало что решают по коммерции, т.к. за ними стоит банк, который должен показывать прибыль и хороших кредитный портфель. В общем, пока по этой долгой цепочке взаимоотношений пройдет понимание того, что мир теперь другой, будет уже поздно.

– Распространяются ли на Ваш бизнес какие-либо из анонсированных мер государственной поддержки? Если да, то прокомментируйте, пожалуйста, насколько они оказались эффективными?

– Мы смогли получить только кредит на выплату заработной платы. Это конечно чуть помогло, но не так, чтобы мы чувствовали себя спасенными. Так же нужно все равно эти деньги возвращать потом.

А из остальных мер поддержки для малого и среднего бизнеса было все очень странно по условиям. Хотите получить субсидии под заработную плату? Покажите, что у вас долги по налогам меньше ₽3 000. Хотите отсрочку по налогам за прошлый период? Предоставьте залог, банковскую гарантию или поручительство.

В итоге: это все не про малый бизнес в РФ, тем более что у некоторых есть еще путаница по ОКВЭД, которые могут не подходить под поддержку.

– Какие результаты показала доставка в период карантина? Какая доля заведений работала на доставку? Удалось ли Вам за счет доставки компенсировать потери из-за закрытий ресторанов?

– Наш продукт не предполагает доставку, так как мы продаем замороженный йогурт, который сложно транспортировать и это не тот продукт, который люди привыкли заказывать себе домой. В середине марта мы попробовали одни выходные доставлять по ближайшим домам йогурт, но заказы были минимальными (2 заказа за день) и мы даже не пытались это делать в карантин, так как выход людей мне стоит дороже. Насколько я знаю, доставка составляет около 10% от общего оборота по кафе и ресторанам, поэтому не могу сказать, что это как-то нас спасло, если даже мы приложили все усилия для этого.

– Как складываются отношения с франчайзинговыми партнерами, какую поддержку Вы оказываете франчайзи в столь сложных условиях?

– С франчайзинговыми партнерами мы максимально лояльны и держим партнерские отношения. Мы обнулили роялти за март, когда уже началось падение и мы все понимали к чему это все идет – нужно было готовиться к карантину и дальнейшему перезапуску. Так же мы помогали вести переговоры с ТРЦ, чтобы им предоставляли скидки по аренде. Мы держали их в курсе всех поступающих изменений в законодательствах и давали свои комментарии как это реализовывать на практике, чтобы не было проблем с законом и обслуживанием.

– Насколько изменилась ситуация после отмены карантина и открытия ресторанов? Как отреагировал спрос на возможность питания вне дома? 

– По нашей сети я могу прокомментировать то, что мы просели по оборотам на 40-50% в зависимости от локаций. На сколько я знаю, подобная ситуация аналогично складывается у классических ресторанов (может даже и хуже), а вот привычный фаст-фуд на фуд-кортах уже восстановился. 

Проблема сейчас заключается в том, что вне дома и в общественных местах ты должен ходить в маске, а это серьезная преграда для потребления еды вне дома.

– Как изменилось поведение Ваших клиентов? Какие потребительские тренды Вы наблюдаете сегодня?

– Пока ничего особого не замечаем. Наши гости с пониманием относятся к нашим нововведениям и рекомендациям по посещению наших кафе (к примеру, мы временно убрали самообслуживание и делаем десерты сами, чтобы минимизировать контакты гостей с оборудованием и приборами). Видим только падение трафика в ТРЦ и общее приторможение жизни в мегаполисе.

– Как Вы намерены восстанавливать бизнес после карантина? Какие факторы будете учитывать в первую очередь? Какие меры Вы рассматриваете: новые форматы работы, изменение ценовой политики, возможно, внедрение новых технологических решений?

– Для начала мы убрали систему самообслуживания, чтобы минимизировать контакт гостей с оборудованием. Наш сотрудник в перчатках сам делает для них десерт, который они выберут, и эта временная мера поможет нам в эту непростую минуту. Также мы учитываем все предписания государственных органов, которые направлены на борьбу с распространением вируса и тут нет смысла все перечислять, т.к. все есть в открытых источниках.

Новые технологии или какие-то крупные нововведения мы не видим сейчас смысла вводить, потому что рынок очень непредсказуем сейчас, люди привыкают к новым реалиям, и нет понимания того, что может быть действительно востребовано на долгий срок. 

Основная головная боль у нас сейчас – это конечно же арендные ставки, которые мы должны каждый месяц пересматривать с ТРЦ по каждой локации, и это отнимает очень много времени. Обороты упали, а в контрактах ставки старые, и это постоянный риск для нас не получить нужную скидку, а в дальнейшем необходимость закрывать точку из-за потенциальных убытков по ней. Рынок коммерческой недвижимости сейчас очень непредсказуем, и нет общего понимания того, как будем выходить из этой ситуации.

– Поделитесь Вашими планами на 2020 – 2021 гг.? Намерены ли расширять географию присутствия, или развитие будет носить качественный характер? На какие проекты Вы делаете ставку?

– Для выхода из кризиса у нас появляются новые возможности и горизонты: растет количество вакантных мест в РФ и за пределами нашей страны, люди больше задумываются о том, чем бы сейчас начать зарабатывать, и мы продолжаем работать над себестоимостью нашей продукции, делая ее более конкурентоспособной, вкусной и привлекательной.

Также у нас есть новый проект по производству джелато для розничной торговли, который всей своей концепцией подходит под кризисный период: небольшая точка, минимальные инвестиции и максимальная маржинальность за счет того, что вы производите джелато прямо на месте, исключая расходы на логистику и хранение хрупкого продукта. Думаю, что сейчас самое время для подобных концепций.

– Каковы прогнозы по развитию Вашего сегмента на ближайшее будущее? Сколько времени может занять его восстановление и рынка общественного питания в целом?

– Все зависит от того, какой сегмент мы берем. Если говорить про фаст-фуд, то он уже восстановился и у него будет рост. Если говорить про привычные рестораны с посадкой, то восстановление может быть до полугода, но проходить оно будет через закрытие многих точек, которые и так были под вопросом окупаемости. Здесь можно также отметить огромное количество кофеен, которые открывали в Москве последнее время нереальными количествами и работали на трафике – они будут восстанавливаться параллельно с восстановлением проходимости людей.

Если говорить про кальянные или места, которые зарабатывают на подобных предложениях, то у них восстановление может и не произойти, т.к. могут выпустить запрещающие законы, и им придется просто закрываться.

Если говорить в целом, то, думаю, через полгода мы просто увидим новый адаптированный под новые реалии рынок общественного питания с концепциями и предложениями, которые будут актуальны именно под новую жизнь. А кто это будет, и как это будет выглядеть –  это большой сейчас вопрос.

РБК Исследования рынков Ресторанные тренды 2020-2021 50 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2020 89 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 24 апреля 2024 AnalyticResearchGroup (ARG) Искусственный интеллект и бизнес «под ключ»: интересные новинки функционала дистанционных сервисов для юридических лиц Российские банки продолжают воплощать в жизнь инновационные концепции, развивая сервисы интернет-банкинга и мобильного банкинга для юридических лиц.

В двенадцатой волне исследования рынка систем дистанционного обслуживания для бизнеса в России, выпущенной в прошлом году, аналитики «ARG» разобрались, какие новинки в этой сфере были выпущены на отечественном рынке. Проанализировав 200+ сообщений об обновлениях систем и запуске нового функционала, анонсированных 20-ю российскими банками, авторы пришли к выводу, что среди видов дистанционного обслуживания больше всего новостей касалось систем мобильного банкинга. При этом почти половина новостей относится к развитию услуг и расширению функционала существующих сервисов, а по числу размещенных новостей лидировали Бланк Банк, ВТБ и УРАЛСИБ.

Показать еще