– Каким для Вас оказался 2019 год? Удалось ли выполнить поставленные цели по развитию и достичь намеченных в начале прошлого года финансовых результатов?
– 2019 год для нас – год экспериментов. С формой, с представлением бренда, с новыми продуктами, новыми промо-предложениями и, разумеется, доставкой, на фоне стагнации рынка, обеднения населения. Наиболее успешной концепцией продвижения прошлого года в данный момент можно считать именно доставку, расширившую ареал присутствия бренда, но и, в ряде случаев, подкладывающую мину в экономику отдельных кафе.
– Пандемия COVID-19 затронула все сферы экономики России. Какое влияние она оказала на Ваш бизнес. Как изменился спрос? Какие антикризисные меры были предприняты вашей компанией, и каков их результат?
– В первую очередь, был радикально сокращен ассортимент, а все кафе с доставкой переведены в режим dark kitchen – поскольку торговля навынос в большинстве ТЦ была невозможна. Мы можем говорить про 10-15% от товарооборота кафе относительно докризисного периода. Достаточно эффективной ассортиментной стратегией показало себя создание специальных обеденных комплексных предложений по сниженным ценам, а в период после кризиса – промо-предложений, нацеленных на людей, у которых стало намного меньше денег, чем раньше.
– Как вели себя арендодатели? Удалось ли договориться о неуплате арендных ставок на период карантина?
– К сожалению, договориться об изменении условий удалось не со всеми, именно из-за этого нам пришлось закрыть несколько кафе. Ситуация в ресторанном бизнесе сейчас очень простая: либо арендодатели идут на уступки, либо рестораны вынуждены закрываться в этих помещениях. Мы рады, что большинство арендодателей понимают сложившуюся ситуацию и находят в себе силы договариваться.
– Распространяются ли на Ваш бизнес какие-либо из анонсированных мер государственной поддержки? Если да, то прокомментируйте, пожалуйста, насколько они оказались эффективными?
– Без сомнения, наличие мер государственной поддержки – это лучше, чем их полное отсутствие. Тем не менее, я не думаю, что текущие проблемы бизнеса они решают в полной мере.
– Какие результаты показала доставка в период карантина? Какая доля заведений работала на доставку? Удалось ли Вам за счет доставки компенсировать потери из-за закрытий ресторанов?
– Часть ресторанов показала в период карантина очень хорошие результаты, позволяющие говорить о возможности выжить, платить аренду и зарплату, но для большинства это все же не более 10-15% от товарооборота. Доставка показала большинству наших франчайзинговых партнеров ее крайнюю необходимость, и, если в карантин мы входили с 20-30 точками с доставкой, то выходили из него уже с половиной сети, работающей на доставку.
– Как складываются отношения с франчайзинговыми партнерами, какую поддержку Вы оказываете франчайзи в столь сложных условиях?
– В период карантина большинство наших партнеров не работали, а тем, кто работал, доставалось все внимание работающего персонала. Сейчас, после карантина, мы работаем так же, как и раньше, но пока позволяем себе более гибко подходить к формированию меню и совместно обсуждаем возникающие перед компанией обязательства.
– Насколько изменилась ситуация после отмены карантина и открытия ресторанов? Как отреагировал спрос на возможность питания вне дома?
– Начало было без сомнения удручающим, собственно, и сейчас, в августе 2020 года, до сих пор не работают некоторые регионы РФ, в торговых центрах закрыты фуд-корты, а уровень посещаемости ТЦ в среднем составляет не более 80% к прошлому году. Но, честно говоря, мы ожидали худшего старта после открытия, поэтому и 80% нас радуют.
– Как изменилось поведение Ваших клиентов? Какие потребительские тренды Вы наблюдаете сегодня?
– Доставка сохранила высокий уровень, ее доля в продажах по сравнению с докарантинным периодом выше в 2 раза, средний чек все еще выправляется, а доля акционных блюд достигла почти 15%.
– Как Вы намерены восстанавливать бизнес после карантина? Какие факторы будете учитывать в первую очередь? Какие меры Вы рассматриваете: новые форматы работы, изменение ценовой политики, возможно, внедрение новых технологических решений?
– Мы полагаем, что восстановление бизнеса после карантина – это восстановление возможностей наших клиентов чаще ходить в рестораны, и она зависит не столько от нас, сколько от экономической ситуации в стране. Задача же «Крошки Картошки» – быть максимально доступной и не снижать планку уровень качества.
– Поделитесь Вашими планами на 2020 – 2021 гг.? Намерены ли расширять географию присутствия, или развитие будет носить качественный характер? На какие проекты Вы делаете ставку?
– Задача 2020-2021 года – отсечение всего неэффективного и сохранение всего того, что в бизнесе работает хорошо, кризисы всегда это отлично показывают. А мы держим курс на улучшение сервиса для наших клиентов и обновление предложения.
Другие интервью, информацию о компаниях и аналитику смотрите в Исследованиях рынка общественного питания в России 2020