Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 16 ноября 2020
Сергей Лапада

Восстановление рынка общепита это восстановление финансовых возможностей потребителя

Экономическая ситуация во многом влияет на возвращение рынка к допандемийным показателям – директор по маркетингу «Крошка Картошка»

– Каким для Вас оказался 2019 год? Удалось ли выполнить поставленные цели по развитию и достичь намеченных в начале прошлого года финансовых результатов? 

– 2019 год для нас – год экспериментов. С формой, с представлением бренда, с новыми продуктами, новыми промо-предложениями и, разумеется, доставкой, на фоне стагнации рынка, обеднения населения. Наиболее успешной концепцией продвижения прошлого года в данный момент можно считать именно доставку, расширившую ареал присутствия бренда, но и, в ряде случаев, подкладывающую мину в экономику отдельных кафе. 

– Пандемия COVID-19 затронула все сферы экономики России. Какое влияние она оказала на Ваш бизнес. Как изменился спрос? Какие антикризисные меры были предприняты вашей компанией, и каков их результат?

– В первую очередь, был радикально сокращен ассортимент, а все кафе с доставкой переведены в режим dark kitchen – поскольку торговля навынос в большинстве ТЦ была невозможна. Мы можем говорить про 10-15% от товарооборота кафе относительно докризисного периода. Достаточно эффективной ассортиментной стратегией показало себя создание специальных обеденных комплексных предложений по сниженным ценам, а в период после кризиса – промо-предложений, нацеленных на людей, у которых стало намного меньше денег, чем раньше. 

– Как вели себя арендодатели? Удалось ли договориться о неуплате арендных ставок на период карантина?

– К сожалению, договориться об изменении условий удалось не со всеми, именно из-за этого нам пришлось закрыть несколько кафе. Ситуация в ресторанном бизнесе сейчас очень простая: либо арендодатели идут на уступки, либо рестораны вынуждены закрываться в этих помещениях.  Мы рады, что большинство арендодателей понимают сложившуюся ситуацию и находят в себе силы договариваться. 

– Распространяются ли на Ваш бизнес какие-либо из анонсированных мер государственной поддержки? Если да, то прокомментируйте, пожалуйста, насколько они оказались эффективными?

– Без сомнения, наличие мер государственной поддержки – это лучше, чем их полное отсутствие. Тем не менее, я не думаю, что текущие проблемы бизнеса они решают в полной мере. 

– Какие результаты показала доставка в период карантина? Какая доля заведений работала на доставку? Удалось ли Вам за счет доставки компенсировать потери из-за закрытий ресторанов?

– Часть ресторанов показала в период карантина очень хорошие результаты, позволяющие говорить о возможности выжить, платить аренду и зарплату, но для большинства это все же не более 10-15% от товарооборота. Доставка показала большинству наших франчайзинговых партнеров ее крайнюю необходимость, и, если в карантин мы входили с 20-30 точками с доставкой, то выходили из него уже с половиной сети, работающей на доставку. 

– Как складываются отношения с франчайзинговыми партнерами, какую поддержку Вы оказываете франчайзи в столь сложных условиях?

– В период карантина большинство наших партнеров не работали, а тем, кто работал, доставалось все внимание работающего персонала. Сейчас, после карантина, мы работаем так же, как и раньше, но пока позволяем себе более гибко подходить к формированию меню и совместно обсуждаем возникающие перед компанией обязательства. 

– Насколько изменилась ситуация после отмены карантина и открытия ресторанов? Как отреагировал спрос на возможность питания вне дома? 

– Начало было без сомнения удручающим, собственно, и сейчас, в августе 2020 года, до сих пор не работают некоторые регионы РФ, в торговых центрах закрыты фуд-корты, а уровень посещаемости ТЦ в среднем составляет не более 80% к прошлому году. Но, честно говоря, мы ожидали худшего старта после открытия, поэтому и 80% нас радуют. 

– Как изменилось поведение Ваших клиентов? Какие потребительские тренды Вы наблюдаете сегодня?

– Доставка сохранила высокий уровень, ее доля в продажах по сравнению с докарантинным периодом выше в 2 раза, средний чек все еще выправляется, а доля акционных блюд достигла почти 15%.  

– Как Вы намерены восстанавливать бизнес после карантина? Какие факторы будете учитывать в первую очередь? Какие меры Вы рассматриваете: новые форматы работы, изменение ценовой политики, возможно, внедрение новых технологических решений?

– Мы полагаем, что восстановление бизнеса после карантина – это восстановление возможностей наших клиентов чаще ходить в рестораны, и она зависит не столько от нас, сколько от экономической ситуации в стране. Задача же «Крошки Картошки» – быть максимально доступной и не снижать планку уровень качества.  

– Поделитесь Вашими планами на 2020 – 2021 гг.? Намерены ли расширять географию присутствия, или развитие будет носить качественный характер? На какие проекты Вы делаете ставку?

– Задача 2020-2021 года – отсечение всего неэффективного и сохранение всего того, что в бизнесе работает хорошо, кризисы всегда это отлично показывают. А мы держим курс на улучшение сервиса для наших клиентов и обновление предложения.

Другие интервью, информацию о компаниях и аналитику смотрите в Исследованиях рынка общественного питания в России 2020

РБК Исследования рынков Прогноз российского рынка общественного питания на 2020-2021 гг 50 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2020 69 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 6 февраля 2023 РБК Исследования Обувной ретейл 2022: Общее состояние российского рынка обуви В 2021 году несмотря на продолжение пандемии коронавируса в России наблюдались стремительные темпы восстановления продаж обуви.

В сопоставимых ценах прирост составил 18,4%, тем самым приблизив показатели объема рынка к значениям кризисного 2015 года. Напомним, что в 2015-2016 гг. произошло серьезное сокращение продаж обуви ввиду практически двукратного падения курса рубля отно- сительно докризисного значения 2013 года и последующего скачка цен на большинство товаров и услуг. После этого на протяжении 5 лет наблюдалась стагнация на рынке обуви, когда уровень потребления приблизился к значениям физического износа обуви, что было обусловлено продолжающимся падением реальных доходов россиян. Усугубила ситуацию эпидемия коронавируса, которая привела к еще большему ухудшению благосостояния россиян и отказу от многих покупок в условиях крайней неопределенности. Так, в 2020 году продажи обуви составили не более 490 млн пар, тогда как в 2014 году потребление было на уровне 668 млн пар, то есть более чем на треть выше.

Показать еще