По данным «Анализа рынка свежих овощей и грибов в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, за 2015-2019 гг объем их продаж в стране вырос на 10,2%: с 14,4 до 15,9 млн т. Увеличение показателя относительно предыдущих лет наблюдалось ежегодно, наибольший прирост отмечался в 2017 г – на 4,4% относительно 2016 г.
В исследуемом периоде наибольший удельный вес в структуре продаж свежих овощей и грибов в России имел картофель, доля которого варьировала от 50,7% в 2015 г до 42,9% в 2019 г, показав тенденцию к снижению. Второе место по данному показателю занимали помидоры, на которые в 2015-2019 гг приходилось в среднем 11,3% российского рынка свежих овощей и грибов. Доля томатов в продажах на протяжении пятилетия имела тенденцию к росту: она увеличилась с 9,5% в 2015 г до 13,2% в 2019 г. Третьим по популярности овощем в России является листовая капуста, на долю которой в среднем за рассматриваемый период приходилось 9,7% всех продаж. На долю репчатого лука в 2015-2019 гг приходилось в среднем 6,5% всего объема реализации овощей и грибов в стране, на долю огурцов и корнишонов – 5,9%, а на долю моркови – 5,6%.
Среди секторов рынка в 2015-2019 гг в России наибольшая доля продаж свежих овощей и грибов приходилась на розничную торговлю. Ее доля в структуре продаж в среднем за рассматриваемый период составляла 57,9%. На долю промышленной переработки приходилось в среднем 16,6% продаж, на сектор HoReCa – 9,3%, на государственные закупки – 7,1%. Оставшиеся 9,1% продаж приходились на другие цели, включая продажи на семена и корм для скота.
По прогнозам BusinesStat, в ближайшие годы (2020-2024 гг) продажи свежих овощей и грибов в России будут расти на 0,6-4,1% в год. Развитию рынка будут способствовать развитие культуры питания, популяризация здорового образа жизни, небольшой, но стабильный рост реальных доходов населения. В 2024 г объем рынка составит 17,5 млн т, что превысит значение 2019 г на 10,4%.