Рис. 1. Динамика объема российского рынка одежды в 2012–2023 гг., ₽ млрд, %* |
30 |
Рис. 2. Темп прироста российского рынка одежды по количеству проданных изделий, 2012–2023 гг., % к предыдущему году* |
31 |
Рис. 3. Квартальная динамика оборота российского рынка одежды, I кв. 2019 г. – IV кв. 2023 г., % относительно аналогичного периода предыдущего года* |
31 |
Рис. 4. Структура российского одежного рынка, 2023 г., % |
31 |
Рис. 5. Динамика выручек ведущих операторов одежного ретейла, 2016–2023 гг., ₽ млн |
34 |
Рис. 6. Динамика выручек ведущих операторов одежного ретейла (продолжение), 2016–2023 гг., ₽ млн |
35 |
Рис. 7. Динамика количества сетевых магазинов одежды, февраль 2016 г. — апрель 2024 г.* |
36 |
Рис. 8. Динамика количества магазинов иностранных и российских одежных ретейлеров, февраль 2018 г. — апрель 2024 г., шт. (%) |
37 |
Рис. 9. Динамика развития сетевых одежных ретейлеров в России, февраль 2016 года – апрель 2023 гг., % от общего количества рассмотренных сетей |
40 |
Рис. 10. Динамика развития сетевых одежных ретейлеров в России, апрель 2023 года – апрель 2024 года, % от общего количества рассмотренных сетей |
40 |
Рис. 11. Динамика прироста количества сетевых одежных магазинов в зависимости от ассортимента ретейлеров за февраль 2016 г. — апрель 2024 г., шт.* |
46 |
Рис. 12. Структура российского сетевого одежного ретейла в зависимости от ценового сегмента продаваемой продукции, апрель 2024 г., % от общего количества сетей и сетевых магазинов * |
48 |
Рис. 13. Структура российского сетевого одежного ретейла в зависимости от ценового сегмента продаваемой продукции, 04.2023 г. — 04.2023 г., % от общего количества сетевых магазинов* |
49 |
Рис. 14. Представленность магазинов одежных ретейлеров в РФ в зависимости от ценового сегмента продаваемой продукции, 04.2023 г. — 04.2024 г., количество сетевых магазинов |
49 |
Рис. 15. «Планируете ли Вы экономить на покупках одежды в 2024 году?», апрель 2024 г., % от опрошенных, покупавших женскую, мужскую и детскую одежду |
59 |
Рис. 16. Планы россиян по будущим покупкам на одежду, март 2017 г. – апрель 2024 г., % от опрошенных, покупавших женскую, мужскую и детскую одежду |
60 |
Рис. 17. Объем продаж одежды интернет-магазинах в 2023 г., ₽ млрд |
62 |
Рис. 18. Динамика объема продаж одежды в интернет-магазинах за 2019–2023 гг., ₽ млрд, % |
62 |
Рис. 19. Динамика объема российского рынка интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами в 2012–2023 гг., ₽ млрд, %* |
63 |
Рис. 20. Динамика интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами в 2023 г., ₽ млрд (% – темп прирост за 2022-2023 гг.)* |
63 |
Рис. 21. Динамика количества интернет-покупателей одежды, обуви и аксессуаров, 2020–2023 г., тыс. человек (Россия 0+, трудоспособного возраста и старше)* |
64 |
Рис. 22. Динамика количества интернет-покупателей одежды, обуви и аксессуаров 2022 – 2023 гг., тыс. чел. (% – темп прирост за 2022-2023 гг.)* |
64 |
Рис. 23. Доли россиян, обычно и чаще всего покупающих одежду в интернет-магазинах, апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
64 |
Рис. 24. «Укажите названия ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ, где Вы покупали ОДЕЖДУ, ОБУВЬ, АКСЕССУАРЫ за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (июнь – ноябрь 2023 г.)?», ноябрь 2023 г., % от опрошенных россиян, покупавших одежду, обувь, аксессуары через интернет |
69 |
Рис. 25. Посещаемость ведущих интернет-площадок в России, где можно приобрести fashion-товары, декабрь 2023 г., млн. посещений (из РФ)* |
70 |
Рис. 26. «Укажите, пожалуйста, соответствуют ли приведенные фразы Вашему стилю шопинга?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
73 |
Рис. 27. Динамика ответа на вопрос: «Укажите, пожалуйста, соответствуют ли приведенные фразы Вашему стилю шопинга?», март 2023 – апрель 2024 гг., % от опрошенных покупателей одежды |
74 |
Рис. 28. Динамика суммарного числа подписчиков ведущих российских одежных ретейлеров в сети Instagram*, январь 2018 – март 2024 гг., млн человек |
79 |
Рис. 29. Динамика суммарного числа подписчиков ведущих международных одежных ретейлеров в сети Instagram*, январь 2018 – март 2024 гг., млн человек |
80 |
Рис. 30. Динамика среднего числа подписчиков, приходящегося на одного одежного ретейлера, в Instagram и «ВКонтакте»*, январь 2018 – март 2024 гг., млн человек |
81 |
Рис. 31. Динамика суммарного числа подписчиков ведущих одежных ретейлеров в социальной сети «ВКонтакте»*, январь 2018 – март 2024 гг., млн человек |
82 |
Рис. 32. Динамика суммарного числа подписчиков ведущих одежных ретейлеров в Telegram и «Одноклассниках»*, июнь 2023 – март 2024 гг., тыс. человек |
83 |
Рис. 33. Количество подписчиков ведущих одежных ретейлеров в социальной сети «ВКонтакте», март 2024 г., тыс. человек |
86 |
Рис. 34. Динамика количества подписчиков ведущих одежных ретейлеров в социальной сети «ВКонтакте», июнь 2023 – март 2024 гг., тыс. человек |
87 |
Рис. 35. Количество подписчиков ведущих международных одежных ретейлеров в социальной сети Instagram, март 2024 г., млн человек |
91 |
Рис. 36. Динамика количества подписчиков ведущих международных одежных ретейлеров в социальной сети Instagram, июнь 2023 – март 2024 г., млн человек |
92 |
Рис. 37. Динамика количества подписчиков ведущих ретейлеров спортивной одежды в сети Instagram, июнь 2023 – март 2024 г., млн человек |
93 |
Рис. 38. Количество подписчиков ведущих российских одежных ретейлеров в социальной сети Instagram, март 2024 г., тыс. человек |
96 |
Рис. 39. Динамика количества подписчиков ведущих российских одежных ретейлеров в социальной сети Instagram, июнь 2023 – март 2024 г., тыс. человек |
97 |
Рис. 40. Количество подписчиков ведущих fashion-ретейлеров в социальной сети «Одноклассники», март 2024 г., тыс. человек |
101 |
Рис. 41. Динамика количества подписчиков ведущих fashion-ретейлеров в социальной сети «Одноклассники», июнь 2023 – март 2024 гг., тыс. человек |
102 |
Рис. 42. Количество подписчиков ведущих fashion-ретейлеров в Telegram, март 2024 г., тыс. человек |
105 |
Рис. 43. Динамика количества подписчиков ведущих fashion-ретейлеров в Telegram, июнь 2023 – март 2024 гг., тыс. человек |
106 |
Рис. 44. Изменения, которые заметили покупатели в своих любимых магазинах одежды за ПОСЛЕДНИЙ ГОД, апрель 2023 – апрель 2024 гг., % от опрошенных покупателей одежды |
109 |
Рис. 45. Динамика прироста цен на одежду, 2016 г. – I кв. 2024 г., % к соответствующему периоду предыдущего года |
110 |
Рис. 46. «Какие изменения Вы заметили в ЦЕНАХ в Ваших любимых магазинах одежды за ПОСЛЕДНИЙ ГОД (апрель 2023 – апрель 2024 гг.)?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
111 |
Рис. 47. Динамика ответов на вопрос: «Какие изменения Вы заметили в ЦЕНАХ в Ваших любимых магазинах одежды за ПОСЛЕДНИЙ ГОД?», март 2019 г. – апрель 2024 г., апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
111 |
Рис. 48. «Какие изменения Вы заметили в АССОРТИМЕНТЕ в Ваших любимых магазинах одежды за ПОСЛЕДНИЙ ГОД (апрель 2023 – апрель 2024 гг.)?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
113 |
Рис. 49. Динамика ответов на вопрос: «Какие изменения Вы заметили в АССОРТИМЕНТЕ в Ваших любимых магазинах одежды за ПОСЛЕДНИЙ ГОД?», март 2019 г. – апрель 2024 г., апрель 2024 г. % от опрошенных покупателей одежды |
113 |
Рис. 50. «Какие изменения Вы заметили в КАЧЕСТВЕ ОДЕЖДЫ в Ваших любимых магазинах одежды за ПОСЛЕДНИЙ ГОД (апрель 2023 – апрель 2024 гг.)?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
115 |
Рис. 51. Динамика ответов на вопрос: «Какие изменения Вы заметили в КАЧЕСТВЕ ОДЕЖДЫ в Ваших любимых магазинах одежды за ПОСЛЕДНИЙ ГОД?», март 2019 г. – апрель 2024 г., апрель 2024 г.% от опрошенных покупателей одежды |
116 |
Рис. 52. «Какие изменения Вы заметили в КАЧЕСТВЕ СЕРВИСА в Ваших любимых магазинах одежды за ПОСЛЕДНИЙ ГОД (апрель 2023 – апрель 2024 гг.)?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
117 |
Рис. 53. Динамика ответов на вопрос: «Какие изменения Вы заметили в КАЧЕСТВЕ СЕРВИСА в Ваших любимых магазинах одежды за ПОСЛЕДНИЙ ГОД?», март 2021 г. – апрель 2024 г., апрель 2024 г.% от опрошенных покупателей одежды |
118 |
Рис. 54. «Ваша ПОСЛЕДНЯЯ покупка одежды носила запланированный или спонтанный характер?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
120 |
Рис. 55. Динамика ответов на вопрос: «Ваша ПОСЛЕДНЯЯ покупка одежды носила запланированный или спонтанный характер?», март 2018 г. – апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
120 |
Рис. 56. «Укажите, пожалуйста, НЕ БОЛЕЕ 5-х характеристик одежды, на основе которых Вы принимаете решение о ее покупке?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
122 |
Рис. 57. Динамика ответов на вопрос: «Укажите, пожалуйста, НЕ БОЛЕЕ 5-х характеристик одежды, на основе которых Вы принимаете решение о ее покупке?», март 2023 г., апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
123 |
Рис. 58. «Укажите, пожалуйста, НЕ БОЛЕЕ 5-х характеристик одежды, на основе которых Вы принимаете решение о ее покупке?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды соответствующего пола |
124 |
Рис. 59. Динамика важности характеристик, на основе которых россияне принимают решение о покупке одежды, март 2016 г. – апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
126 |
Рис. 60. «Вспомните Вашу ПОСЛЕДНЮЮ ПОКУПКУ одежды. Была ли она со скидкой?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
128 |
Рис. 61. Динамика ответов на вопрос: «Вспомните Вашу ПОСЛЕДНЮЮ ПОКУПКУ одежды. Купили ли Вы ее со скидкой?», март 2018 г. – апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
128 |
Рис. 62. «Покупали ли Вы одежду по акциям и спецпредложениям ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (с октября 2023 г.)?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
130 |
Рис. 63. Динамика интереса покупателей к акциям и специальным предложениям, март 2017 г. – апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
130 |
Рис. 64. Динамика ответа на вопрос: «Покупали ли Вы одежду по акциям и спецпредложениям ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА?», март 2023 г. – апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
131 |
Рис. 65. «Доверяете ли Вы акциям и скидкам, которые предлагают одежные ретейлеры?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
132 |
Рис. 66. Динамика ответа на вопрос: «Доверяете ли Вы акциям и скидкам, которые предлагают одежные ретейлеры?», март 2023 г. – апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
133 |
Рис. 67. «Какие способы экономии на покупках одежды, предлагаемые магазинами, являются для Вас наиболее интересными?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
135 |
Рис. 68. Динамика ответов на вопрос: «Какие способы экономии на покупках одежды, предлагаемые магазинами, являются для Вас наиболее интересными?», март 2023 г., апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
136 |
Рис. 69. «Какие способы экономии на покупках одежды, предлагаемые магазинами, являются для Вас наиболее интересными?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды в зависимости от их пола |
137 |
Рис. 70. «Что Вы обычно делаете со старой одеждой?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
141 |
Рис. 71. Динамика ответа на вопрос: «Что Вы обычно делаете со старой одеждой?», март 2021 – апрель 2024 гг., % от опрошенных покупателей одежды |
141 |
Рис. 72. «Готовы ли Вы сдавать старую одежду в секонд-хенды и другие пункты приема?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
144 |
Рис. 73. Динамика ответа на вопрос: «Готовы ли Вы сдавать старую одежду в секонд-хенды и другие пункты приема?», март 2021 – апрель 2024 гг., % от опрошенных покупателей одежды |
145 |
Рис. 74. «Покупали ли Вы Б/У одежду (вещи, ранее принадлежащие другим владельцам) за последний ГОД (апрель 2023 – апрель 2024 гг.)?», % от опрошенных покупателей одежды |
149 |
Рис. 75. Динамика ответа на вопрос: «Покупали ли Вы Б/У одежду (вещи, ранее принадлежащие другим владельцам) за последний ГОД?», март 2021 г., апрель 2024 гг., % от опрошенных покупателей одежды |
149 |
Рис. 76. «Что Вас побудило совершать покупки Б/У одежды?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей Б/У одежды |
152 |
Рис. 77. Динамика ответа на вопрос: «Что Вас побудило совершать покупки Б/У одежды?», март 2023 – апрель 2024 гг., % от опрошенных покупателей одежды |
153 |
Рис. 78. «Что Вас побудило совершать покупки Б/У одежды?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей Б/У одежды в зависимости от их пола |
154 |
Рис. 79. Основные факторы, побуждающие россиян совершать спонтанные покупки одежды, апрель 2024 г., % от опрошенных, совершивших спонтанную покупку |
158 |
Рис. 80. Динамика ответов на вопрос: «Что побудило Вас совершить спонтанную покупку?», март 2023 г. – апрель 2024 г., % от опрошенных, совершивших спонтанную покупку |
159 |
Рис. 81. Основные факторы, побуждающие россиян совершать спонтанные покупки одежды, апрель 2024 г., % от опрошенных, совершивших спонтанную покупку, в зависимости от их пола |
160 |
Рис. 82. «Вспомните Вашу ПОСЛЕДНЮЮ ПОКУПКУ одежды. Была ли она со скидкой?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
163 |
Рис. 83. Динамика ответов на вопрос: «Вспомните Вашу ПОСЛЕДНЮЮ ПОКУПКУ одежды. Купили ли Вы ее со скидкой?», март 2018 г. – апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
163 |
Рис. 84. «Предъявляли ли Вы КАРТУ ЛОЯЛЬНОСТИ / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ для зачисления / списания бонусов или получения скидок?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
164 |
Рис. 85. Динамика ответов на вопрос: «Предъявляли ли Вы КАРТУ ЛОЯЛЬНОСТИ / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ для зачисления / списания бонусов или получения скидок?», март 2018 г. – апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
165 |
Рис. 86. Зависимость получения скидки на последнюю покупку одежды от факта предъявления карты лояльности, март 2019 г. – апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
166 |
Рис. 87. «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в магазинах одежных ретейлеров?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды |
167 |
Рис. 88. Динамика ответа на вопрос: «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в магазинах одежных ретейлеров?», март 2023 г. – апрель 2024 г., % от опрошенных |
168 |
Рис. 89. Доля одежных сетей, предоставляющих своим покупателям услугу ателье, июнь 2024 г., % от рассмотренных одежных сетей с 15 и более магазинами* |
171 |
Рис. 90. Динамика доли одежных сетей, предоставляющих своим покупателям услугу ателье, февраль 2020 – июнь 2024 гг., % от рассмотренных одежных сетей с 15 и более магазинами* |
171 |
Рис. 91. Доли респондентов, заинтересованных в рассрочке как дополнительной услуге, предоставляемой одежными ретейлерами, апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды в зависимости от личного среднемесячного дохода и географии проживания |
172 |
Рис. 92. Доля одежных сетей, предоставляющих своим покупателям услугу химчистки, июнь 2024 г., % от рассмотренных одежных сетей с 15 и более магазинами* |
173 |
Рис. 93. Доли респондентов, заинтересованных в наличии одежды нестандартных размеров в магазинах одежных ретейлеров, апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды в зависимости от их пола и возраста |
174 |
Рис. 94. Персонализация одежды на сайте Lacoste |
175 |
Рис. 95. Персонализация одежды «Спортмастер» |
175 |
Рис. 96. Зона GJ Factory в флагмане Gloria Jeans на Тверской улице в Москве |
176 |
Рис. 97. Персонализация одежды на открытии магазина Befree – зона custom bar |
176 |
Рис. 98. Доля одежных сетей, предоставляющих своим покупателям услугу персонализации, июнь 2024 г., % от рассмотренных одежных сетей с 15 и более магазинами* |
177 |
Рис. 99. Динамика доли одежных сетей, предоставляющих своим покупателям услугу персонализации, февраль 2021 г., июнь 2024 г., % от рассмотренных одежных сетей с 15 и более магазинами* |
177 |
Рис. 100. «Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получать в магазинах одежных ретейлеров?», апрель 2024 г., % от опрошенных покупателей одежды соответствующего пола |
179 |
Рис. 101. Измеритель ОВХ от Ozon Tech |
184 |
Рис. 102. Texel Mirror |
185 |
Рис. 103. Vipit |
189 |
Рис. 104. DRESSX.AI |
190 |
Рис. 105. XR COUTURE |
191 |