Цель исследования
Анализ покупательского поведения и потребительских предпочтений при покупке жилой недвижимости жителями Москвы
Основные задачи исследования
1.Определить общую долю покупателей недвижимости
2.Исследовать предпочтения покупателей при приобретении квартиры, частного дома, земельного участка
3.Описать характеристики планируемого приобретения: квартиры, частного дома, земельного участка
4.Выявить факторы выбора недвижимости: квартиры, частного дома
5.Выявить тенденции на рынке недвижимости
6.Выявить известность строительных компаний среди покупателей недвижимости
7.Определить отношение покупателей недвижимости к строительным компаниям
8.Описать социально-демографический профиль покупателей недвижимости
Метод сбора информации
Для сбора данных и решения поставленных задач был выбран метод телефонного опроса (с использованием технологии CATI). Номера респондентов отбирались случайным бесповторным методом.
Технологическая платформа сбора данных: программное обеспечение Survey Studio.
Финальная обработка данных: программа SPSS.
Целевая группа
Жители Москвы в возрасте 18-60 лет, купившие или только планирующие приобретение недвижимости.
Объем выборки
Всего опрошено 1761 респондент. Количество респондентов, совершавших за последние 5 лет покупку или ближайшие 5 лет планируют приобретение жилой недвижимости (в том числе, загородной недвижимости, дачи или земельного участка), составило 586 респондентов. Только они приняли участие в опросе.
География исследования
Москва и Московская область
Период сбора данных
Декабрь 2018
Динамика с прошлыми исследованиями
Два первых исследования на тему приобретения и планирования покупки недвижимости жителями Москвы были проведены в 2013, в конце 2015 – начале 2016 годов и в феврале 2017. Программа текущего исследования была расширена и доработана, поэтому отдельные вопросы в данном отчете не показаны в динамике с прошлыми опросами.
Более подробно с программой исследования прошлых волн можно ознакомиться на сайте РБК.Исследования рынков по ссылкам:
•Исследование рынка жилой недвижимости – Москва 2013 год (http://marketing.rbc.ru/research/562949992463957.shtml)
•Исследование рынка жилой недвижимости – Москва 2016 год (http://marketing.rbc.ru/research/562949999425858.shtml)
•Исследование рынка жилой недвижимости – Москва 2017 год (https://marketing.rbc.ru/research/30109/)
Описание исследования Методология исследования. Список диаграмм |
Покупатели жилой недвижимости Доля покупателей жилой недвижимости или участка Доля совершивших или планирующих покупку недвижимости |
Квартиры: последняя и будущая покупка Способ покупки и тип покупаемого жилья. Факторы выбора квартиры. Оценка важности характеристик для выбора квартиры. Территориальные предпочтения при выборе квартиры. Затраты на покупку квартиры |
Частный дом: последняя и будущая покупка Способ покупки и тип покупаемого жилья. Факторы выбора частного дома. Оценка важности характеристик для выбора частного дома. Территориальные предпочтения при выборе частного дома. Затраты на покупку частного дома |
Земельный участок: последняя и будущая покупка Цель приобретения земельного участка. Затраты на покупку. Территориальные предпочтения при покупке земельного участка |
Известность строительных компаний Известность и восприятие строительных компаний. Отношение к строительным компаниям. Известность строительных комплексов города |
Известность рекламных носителей и поиск информации о недвижимости |
Социально-демографические характеристики |
Основные выводы |
Рис.1. Доля покупателей жилой недвижимости или участка, % от числа всех опрошенных, % от числа опрошенных мужчин, % от числа опрошенных женщин, % от групп по возрасту
Рис.2. Доля покупателей жилой недвижимости или участка – динамика (2013, 2016, 2017, 2019 годы), % от числа всех опрошенных
Рис.3. Фактическая покупка жилой недвижимости – динамика (2013, 2016, 2017, 2019 годы), % от числа всех опрошенных
Рис.4. Планируемая покупка жилой недвижимости – динамика (2013, 2016, 2017, 2019 годы), % от числа всех опрошенных
Рис.5. Планируемая покупка жилой недвижимости, % от числа купивших квартиру
Рис.6. Планируемая покупка жилой недвижимости, % от числа купивших частный дом
Рис.7. Год покупки квартиры, % от числа купивших квартиру
Рис.8. Расположение квартиры (последняя и будущая покупка) – динамика (2013, 2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших квартиру, % от числа планирующих купить квартиру
Рис.9. Оплата покупки (последняя и будущая покупка) – динамика (2013, 2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших квартиру, % от числа планирующих купить квартиру
Рис.10. Количество комнат в купленной квартире (последняя и будущая покупка) – динамика (2013, 2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших квартиру, % от числа планирующих купить квартиру
Рис.11. Тип квартиры (последняя и будущая покупка) – динамика (2013, 2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших квартиру, % от числа планирующих купить квартиру
Рис.12. Обращения в агентства недвижимости (последняя и будущая покупка) – динамика (2013, 2016, 2017, 2019 годы), % от числа планирующих купить квартиру
Рис.13. Затраты на покупку квартиры – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших квартиру, % от групп по полу, % от групп по возрасту
Рис.14. Затраты на покупку квартиры – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа планирующих покупку квартиры, % от групп по полу, % от групп по возрасту
Рис.15. Факторы выбора квартиры – динамика (2013, 2016, 2017, 2019 годы), % от купивших квартиру
Рис.16. Факторы выбора квартиры – 2019 год, % от купивших квартиру, % от групп по полу
Рис.17. Факторы выбора квартиры – 2019 год, % от купивших квартиру, % от групп по возрасту
Рис.18. Факторы выбора квартиры – 2019 год, % от купивших квартиру, % от групп по уровню дохода
Рис.19. Факторы выбора квартиры – динамика (2013, 2016, 2017, 2019 годы), % от планирующих покупку квартиры
Рис.20. Факторы выбора квартиры – 2019 год, % от планирующих покупку квартиры, % от групп по полу
Рис.21. Факторы выбора квартиры – 2019, % от планирующих покупку квартиры, % от групп по возрасту
Рис.22. Факторы выбора квартиры – 2019, % от планирующих покупку квартиры, % от групп по доходу
Рис.23. Сравнение факторов выбора квартиры купивших и планирующих купить квартиру, % от купивших квартиру, % от планирующих покупку квартиры
Рис.24. Оценка важности характеристик при выборе квартиры – 2019 год, % от купивших квартиру
Рис.25. Оценка важности характеристик при выборе квартиры – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших квартиру
Рис.26. Оценка важности характеристик при выборе квартиры – 2019 год, % от числа планирующих покупку квартиры
Рис.27. Оценка важности характеристик при выборе квартиры – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа планирующих покупку квартиры
Рис.28. Рейтинг застройщиков – 2019 год, % от числа купивших квартиру, % от числа планирующих покупку квартиры
Рис.29. Территориальные предпочтения при выборе квартиры в Москве – динамика (2013, 2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших квартиру в городе
Рис.30. Территориальные предпочтения при выборе квартиры в Москве – динамика (2016, 2017 годы), % от числа планирующих покупку квартиры в городе
Рис.31. Год покупки частного дома, % от числа купивших частный дом
Рис.32. Территориальные предпочтения при выборе частного дома – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших частный дом, % от числа планирующих покупку частного дома
Рис.33. Цель покупки частного дома – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших частный дом, % от числа планирующих покупку частного дома
Рис.34. Способ покупки частного дома – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших частный дом, % от числа планирующих покупку частного дома
Рис.35. Площадь частного дома – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших частный дом, % от числа планирующих покупку частного дома
Рис.36. Расстояние от города до частного дома – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших частный дом, % от числа планирующих покупку частного дома
Рис.37. Затраты на покупку частного дома – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших частный дом, % от числа планирующих покупку частного дома
Рис.38. Обращение в агентства недвижимости при покупке частного дома – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших частный дом, % от числа планирующих покупку частного дома
Рис.39. Факторы выбора частного дома – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших частный дом
Рис.40. Факторы выбора частного дома – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа планирующих покупку частного дома
Рис.41. Оценка важности характеристик при выборе частного дома – 2019 год, % от числа купивших частный дом
Рис.42. Оценка важности характеристик при выборе частного дома – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших частный дом
Рис.43. Оценка важности характеристик при выборе частного дома – 2019 год, % от числа планирующих покупку частного дома
Рис.44. Оценка важности характеристик при выборе частного дома – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа планирующих покупку частного дома
Рис.45. Цель приобретения земельного участка – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших или планирующих покупку земельного участка, % от групп по полу
Рис.46. Расстояние от города до земельного участка – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших или планирующих покупку земельного участка, % от групп по полу
Рис.47. Затраты на покупку земельного участка – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших или планирующих покупку земельного участка, % от групп по полу
Рис.48. Известность строительных компаний. ТОП-25 – 2019 год, % от числа совершивших или планирующих совершить покупку недвижимости
Рис.49. Известность строительных компаний. ТОП-25 – динамика (2013, 2016, 2017, 2019 годы), % от числа совершивших или планирующих совершить покупку недвижимости
Рис.50. Известность строительных компаний. ТОП-15 – 2019 год, % от числа совершивших или планирующих совершить покупку недвижимости, % от групп по полу, % от групп по возрасту
Рис.51. Известность строительных компаний (продолжение), % от числа совершивших или планирующих совершить покупку недвижимости, % от групп по полу, % от групп по возрасту
Рис.52. Восприятие строительных компаний. Качественное жилье – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа совершивших или планирующих совершить покупку недвижимости
Рис.53. Восприятие строительных компаний. Дорогое жилье – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа совершивших или планирующих совершить покупку недвижимости
Рис.54. Доверие строительным компаниям – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа совершивших или планирующих совершить покупку недвижимости
Рис.55. Отказ от покупки – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа совершивших или планирующих совершить покупку недвижимости
Рис.56. Известность жилых комплексов, % от числа совершивших или планирующих совершить покупку недвижимости
Рис.57. Источники информации о недвижимости - динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа купивших или планирующих покупку недвижимости
Рис.58. Источники информации о недвижимости – 2019 год, % от числа купивших или планирующих покупку недвижимости, % от групп по полу
Рис.59. Источники информации о недвижимости – 2019 год, % от числа купивших или планирующих покупку недвижимости, % от числа купивших или планирующих покупку городской недвижимости, % от числа купивших или планирующих покупку загородной недвижимости
Рис.60. Известность рекламных носителей – динамика (2016, 2017, 2019 годы), % от числа совершивших или планирующих совершить покупку недвижимости
Рис.61. Известность рекламных носителей, % от числа совершивших или планирующих совершить покупку недвижимости, % от групп по полу, % от групп по возрасту
Рис.62. Социально-демографические характеристики, % от числа всех ответивших
Рис.63. Социально-демографические характеристики (продолжение), % от числа всех ответивших
Рис.64. Социально-демографические характеристики, % от числа всех совершивших покупку квартиры
Рис.65. Социально-демографические характеристики (продолжение), % от числа всех совершивших покупку квартиры
Рис.66. Социально-демографические характеристики, % от числа всех планирующих покупку квартиры
Рис.67. Социально-демографические характеристики (продолжение), % от числа всех планирующих покупку квартиры
Рис.68. Социально-демографические характеристики, % от числа всех совершивших покупку частного дома
Рис.69. Социально-демографические характеристики (продолжение), % от числа всех совершивших покупку частного дома
Рис.70. Социально-демографические характеристики, % от числа всех планирующих покупку частного дома
Рис.71. Социально-демографические характеристики (продолжение), % от числа всех планирующих покупку частного дома
Рис.72. Социально-демографические характеристики, % от числа всех купивших купить земельный участок
Рис.73. Социально-демографические характеристики (продолжение), % от числа всех купивших земельный участок
Рис.74. Социально-демографические характеристики, % от числа всех планирующих купить земельный участок
Рис.75. Социально-демографические характеристики (продолжение), % от числа всех планирующих купить земельный участок
По данным исследования ГидМаркет темпы роста рынка строительства жилой недвижимости в Москве и Московской области в 2019-2023 гг. в целом можно оценить как положительные, за исключением 2023 г., когда наблюдалось снижение темпов прироста ввода объектов жилищного строительства на фоне высоких показателей 2021-2022 гг. Максимальный объем ввода жилой недвижимости отмечался в 2022 г., показатель составил 20 893,6 тыс. кв. м с приростом к 2021 г. на 22,7%. Объем ввода жилой недвижимости в 2023 г. составил 19 828,2 тыс. кв. м, объем снизился к показателям 2022 г. на 5,1%, при этом снижение отмечалось и в Москве, и в Московской области. Среднегодовой темп прироста объема ввода жилой недвижимости в Москве и Московской области в исследуемом периоде, несмотря на такую динамику, составил 10,4%.
Однако значительная часть данного прироста пришлась на инфляцию, которая по итогам года составила 8,4%, несколько замедлившись по сравнению с прошлым годом, однако оставаясь далеко от умеренных значений на уровне 4-5%.
По данным «Анализа рынка санаторно-курортных услуг в Московской области», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг численность потребителей санаторно-курортных услуг в Московской области возросла на 45%: с 356 до 515 тыс человек.