Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Суть и идея: «Умный дом» – это система внутреннего электроснабжения, являющаяся по своему функционалу и составу гибридом обычной проводки и системы «умный дом».
Бизнес-модель: B2C.
Целевая аудитория проекта: Основные покупателями систем «Умный дом» являются частные владельцы жилой недвижимости, строительные компании, офисные центры, гостиницы и хостелы.
Конкурентные преимущества проекта:
Ключевые каналы продвижения:
Основными стимулами для развития рынка являются:
Анализ основных конкурентов системы «Умный дом»
Для анализа и понимания уровня конкуренции были выделены компании как отечественные, так и зарубежные для лучшего понимания общей ситуации на рынке. Среди них можно выделить:
Основные финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
28 580 |
NPV |
тыс. руб. |
**** |
IRR месячная |
% |
62% |
Срок окупаемости |
мес. |
** |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
44 |
Выдержки из исследования
Анализ рынка
В мире постоянно и неизбежно растет количество «подключенных» устройств, а также число примеров применения «Интернета вещей» в экономике. По оценкам и прогнозам отраслевых аналитиков, к 2020 году количество подключенных устройств будет насчитывать от ** до **млрд единиц.
Диаграмма 1. Рейтинг технологий, составленный с учётом их инвестиционной привлекательности
****
По данным диаграммы, к 2020 году ожидается некоторое снижение инвестиционной привлекательности Интернета вещей. Но в то же время эта отрасль будет продолжать лидировать, только, как ожидается, через три года первые позиции она разделит с искусственным интеллектом, рейтинг инвестиционной привлекательности которого вырастет на *%.
IoT лидирует в рейтинге по уровню инвестиций в новые и перспективные технологии. Рейтинг учитывает статистические данные на конец 2017 года, а также прогноз на последующие три года.
По данным исследовательской компании «Global Market Insights 2», мировой рынок IoT (включая оборудование, датчики, сенсоры, роботизированные системы, платформы, ПО и услуги) на конец 2017 г. составил ***** млрд долл. Для сравнения, объем рынка в 2015 г. составлял всего лишь ***** млрд долл. Прогнозируется и дальнейший рост рынка с 2017 по 2023 гг. со среднегодовыми темпами (CAGR) в ****%. К 2023 г. объем рынка будет составлять уже ***** млрд долл.
Объём реализации
Если учитывать экспертные оценки от «Strategy Analytics», то, согласно прогнозам, в период с 2018 по 202* гг. среднегодовой темп роста в сложных процентах (показатель CAGR) будет составлять около **% в год. В результате, объём отрасли в денежном выражении к 202* году достигнет *** млрд долл.
Согласно опросу, проведённому «TAdviser», русские эксперты, представители ИТ-компаний, которые выполняют проекты в сфере IoT, озвучивают показатели рынка в диапазоне от ** до *** млрд рублей по итогам 2017 года. Доля промышленного интернета вещей оценивается ими в диапазоне от **% до **% от общего объема рынка. Относительно большой диапазон объясняется нечёткими границами рынка и отсутствием единого перечня технологий Интернета вещей.
По данным исследования рынка, опубликованного аналитической компанией «International Data Corporation» (IDC) 24 января 2018 года, Россия является крупнейшим рынком в Центральной и Восточной Европе. На долю России приходится треть расходов на оборудование, программное обеспечение и сервисы в сфере IoT.
По итогам 2017 года затраты на интернет вещей в Центральной и Восточной Европе достигли ** млрд долл. В 2018 году ожидается рост на 15,5% до *** млрд долл., из которых на российский рынок будет приходиться порядка
4 млрд долл. инвестиций.
Сдерживающие факторы и стимулы развития рынка IoT в России
Массовый рынок (B2C) традиционно восприимчив к новым инновационным технологиям и продуктам на базе этих технологий. Частные потребители зачастую совершают покупки под влиянием трендов или на основании сиюминутного импульса.
Значительно ухудшает ситуацию низкий уровень дохода населения, который продолжает сокращаться. Например, средняя заработная плата в РФ на 75% ниже, чем в странах Европейского Союза. Потребители чаще всего тратят деньги на базовые услуги, от которых невозможно отказаться, и откладывают покупки продвинутых товаров или услуг. В зависимости от сегментации рынка можно выделить следующие сдерживающие факторы, которые представлены в таблице ниже.
Таблица 13. Сдерживающие факторы развития рынка IoT
****
Несмотря на сдерживающие факторы развития рынка IoT, существует несколько стимулов, которые будут обеспечивать дальнейшее развитие рынка системы «Умный дом» в России.
Таблица 14. Стимулы для развития рынка системы «Умный дом»
****
Целевая аудитория продукта
Основными покупателями систем «Умный дом» являются:
**% покупателей систем «умный дом» имеют доход выше среднего уровня (**% припадает на потребителей с высоким уровнем доходов, **% на потребителей с уровнем доходов выше среднего и *% на людей с низкими доходами).
Если отталкиваться от статистики «Росстата» по распределению населения по величине доходов, то целевая аудитория рынка составляет **** млн человек.
Повышения интереса согласно поисковых систем припадает на осень, но помимо этого, в 2018 году количество запросов «Умный дом» увеличилось вдвое даже на фоне самых высоких показателей предыдущих периодов.
Аренда офиса
Предварительно, организация ****** офиса предполагается в бизнес-центре *******.
Ориентировочная стоимость аренды офисных площадей в ******** составляет примерно ****-**** рублей в месяц. Стоимость эксплуатационных расходов составляет 1-5% от стоимости аренды помещения. Стартовая комфортная площадь офиса в начале работы может составлять **-*** кв. м. На площади до ** кв. м будет располагаться персонал в количестве 10-ти человек. Остальная часть данной площади будет выделена под оборудование, демонстрационные образцы и помещения.
Примерные средние затраты на аренду офиса площадью ** кв. м стоимостью **** рублей за кв. м в месяц составят ****** рублей в месяц, плюс эксплуатация ***** рублей в месяц, итого ****** рублей в месяц.
Анализ поисковых запросов
WordStat Yandex
Используя сервис WordStat Yandex, можно проследить тенденцию повышения интереса людей к системам «Умный дом». В 2018 году количество запросов «Умный дом» увеличилось вдвое даже на фоне высоких показателей в предыдущие периоды.
Диаграмма 11. История показов по фразе «Умный дом»
****
Google trends
Ниже приведена оценка популярности запроса «Умный дом» по субрегионам от Google trends. Согласно правилам оценки, Google trends, запросам присваиваются баллы от 0 до 100, где 100 баллов присваиваются местоположению с наибольшей долей популярности запроса, 50 баллов – местоположению, уровень популярности запроса в котором вдвое ниже, чем в первом. Ноль баллов присваивается местоположению, по которому недостаточно данных о рассматриваемом запросе. Чем больше баллов, тем выше доля соответствующих запросов от всех запросов, а не их абсолютное количество.
Диаграмма 1. Оценка популярности запроса «Умный дом» по субрегионам, кол-во баллов
****
Наибольшая популярность запроса «Умный дом» демонстрируют пользователи **** области. Количество баллов для *** области почти вдвое выше, чем в остальных лидирующих областях, за исключением ****, который уступает на 22%.
Содержание |
2 |
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Глоссарий |
7 |
Резюме проекта |
10 |
Раздел 1. Описание проекта |
12 |
1.1. Развитие IoT технологий |
12 |
1.2. Описание системы |
15 |
1.2.1. Общие положения |
15 |
1.2.2. Характеристики объекта автоматизации |
16 |
1.2.3. Верхнеуровневая схема архитектуры системы |
16 |
1.2.4. Доступность и надёжность системы |
20 |
1.2.5. Защита от несанкционированного доступа |
22 |
1.2.6. Тарификация и оплата |
23 |
1.2.7. Работа с устройствами |
26 |
Раздел 2. Анализ рынка |
30 |
2.1. Состояние отрасли IoT в мире |
30 |
2.1.1. Тенденции развития рынка IoT-технологий в мире |
32 |
2.1.2. Объем сегмента IoT- продукции «Умный дом» и перспективы его развития в мире |
33 |
2.2. Рынок IoT в России |
35 |
2.2.1. Сдерживающие факторы рынка IoT в России |
35 |
2.2.2. Стимулы развития рынка IoT в России |
36 |
2.3. Целевая аудитория продукта |
38 |
2.4. Анализ поисковых запросов |
48 |
2.5. Ценовые предложения на рынке |
49 |
2.6. Выводы |
52 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
54 |
3.1. Анализ основных конкурентов системы «Умный дом» |
54 |
3.2. Выводы |
62 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
63 |
4.1. Поисковое продвижение и контекстная реклама |
63 |
4.2. Партнерство с производителями и магазинами |
67 |
4.3. Участие в выставках и конференциях |
68 |
4.4. Создание имиджевой презентации |
73 |
4.5. Выводы |
74 |
Раздел 5. Материально-техническое обеспечение |
76 |
5.1. Аренда офиса |
76 |
5.2. Организационно-правовая форма и система налогообложения |
78 |
Раздел 6. План найма персонала |
80 |
Раздел 7. Финансовый план |
81 |
7.1. Допущения проекта |
81 |
7.2. Цены |
83 |
7.3.Обьем реализации услуг |
83 |
7.4. Выручка |
84 |
7.5. Персонал |
85 |
7.6.Затраты |
86 |
7.7. Налоги |
87 |
7.8. Инвестиции |
88 |
7.9. Капитальные вложения |
88 |
7.10. Отчет о прибылях и убытках |
89 |
7.11. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
91 |
7.12. Отчет о движении денежных средств |
92 |
7.13. Показатели эффективности проекта |
94 |
Раздел 8. Анализ рисков |
97 |
8.1. Анализ чувствительности |
97 |
8.2. Анализ безубыточности |
102 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
106 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Рейтинг технологий, составленный с учётом их инвестиционной привлекательности |
31 |
Диаграмма 2. Динамика количества подключенных устройств (IoT) в мире с 2016 до 2025 года (в млрд шт.) * |
32 |
Диаграмма 3. Домохозяйства с «умной» системой (количество и ежегодные расходы) |
34 |
Диаграмма 4. Продажи систем «умный дом» по различным рыночным сегментам |
39 |
Диаграмма 5. Причины покупки устройства системы «умных» домов по результатам опроса потребителей |
40 |
Диаграмма 6. Причины покупки устройства системы «умных» домов по результатам опроса потребителей (продолжение) |
41 |
Диаграмма 7. Уровень доходов покупателей систем «умный дом» в России |
42 |
Диаграмма 8. Рейтинг регионов с наивысшим процентом зарплат населения свыше 100 тыс. руб. |
44 |
Диаграмма 9. Структура нового предложения офисов в региональных городах-миллионниках |
45 |
Диаграмма 10. Лидеры в совокупном объёме офисного предложения |
46 |
Диаграмма 11. История показов по фразе «умный дом» |
48 |
Диаграмма 12. Оценка популярности запроса «умный дом» по субрегионам, кол-во баллов |
49 |
Рисунки |
|
Рисунок 1. Пример SEO-оптимизации, поисковая выдача по запросу «комплектация умного дома» |
64 |
Рисунок 2. Пример контекстной рекламы, выдача по запросу «умный дом» |
67 |
Таблица 1. Глоссарий |
7 |
|
Таблица 2. История развития IоТ |
13 |
|
Таблица 3. Общие положения |
15 |
|
Таблица 4. Нормативные документы, используемые при разработке |
15 |
|
Таблица 5. Компоненты платформы |
17 |
|
Таблица 6. Показатели назначения системы |
20 |
|
Таблица 7. Атрибуты оплаты в пользовательском интерфейсе |
24 |
|
Таблица 8. Атрибуты оплаты в пользовательском интерфейсе (оплата осуществляется помесячно) |
25 |
|
Таблица 9. Атрибуты оплаты в пользовательском интерфейсе (оплата за больший период) |
25 |
|
Таблица 10. Атрибуты устройства |
26 |
|
Таблица 11. Уведомления |
28 |
|
Таблица 12. Доступ |
29 |
|
Таблица 13. Сдерживающие факторы развития рынка IoT |
36 |
|
Таблица 14. Стимулы для развития рынка системы «Умный дом» |
37 |
|
Таблица 15. ТОП-10 городов России по стоимости квадратного метра жилой недвижимости по итогам 2017 года |
38 |
|
Таблица 16. Составляющие «умного» дома |
40 |
|
Таблица 17. Расчёт количества потенциальных потребителей |
42 |
|
Таблица 18. Расчёт целевой аудитории |
43 |
|
Таблица 19. Категории целевой аудитории с доходом выше среднего |
43 |
|
Таблица 20. Итоги исследования целевой аудитории |
47 |
|
Таблица 21. Готовые системы «Умный дом» |
50 |
|
Таблица 22. Факторы, влияющие на ценообразование |
51 |
|
Таблица 23. Среднестатистические рыночные цены для установки систем «Умный дом» |
52 |
|
Таблица 24. HDL - https://www.hdlautomation.ru, ООО «Хдл Автоматизация» |
57 |
|
Таблица 25. Умный дом - http://www.dom-electro.ru, ООО «Дом Бизнес Строй» |
58 |
|
Таблица 26. Рэлкон Строй - http://www.relconstroy.ru, ООО "Рэлкон Строй" |
59 |
|
Таблица 27. Будущее - http://умноебудущее.рф, ООО «Будущее» |
60 |
|
Таблица 28. Умный дом - https://mimismart.ru, ООО МимиСмарт |
61 |
|
Таблица 29. Ключевые слова для SEO-оптимизации |
64 |
|
Таблица 30. Примерная стоимость кликов по ключевым фразам тематики «Умный дом» |
66 |
|
|
Таблица 31. Выставки и конференции тематики «Умный дом» |
69 |
Таблица 32. Стоимость некоторых услуг выставочной площадки Экспоцентр |
72 |
|
Таблица 33. Примерная стоимость услуг выставочной площадки Экспоцентр за 1 день участия в выставке |
72 |
|
Таблица 34. Примерные плановые расходы на маркетинг и продвижение в месяц |
75 |
|
Таблица 35. Необходимое оборудование проекта на одно рабочее место |
77 |
|
Таблица 36. Необходимое оборудование проекта на офис |
77 |
|
Таблица 37. Ежемесячные расходы на ведение проекта |
77 |
|
Таблица 38. Персонал проекта |
80 |
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.
Российский рынок битумов показывает положительную тенденцию роста своей объемности, рост средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и корректировку контрактных цен на импортируемую продукцию.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?