77 000 ₽
Демоверсия
Ресторанные тренды 2024 – 2025
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков

Ресторанные тренды 2024 – 2025

Больше исследований по этой теме: rest2024
Дата выпуска: 16 декабря 2024
Количество страниц: 189
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 80161
77 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы Выпуски
Описание

Обзор «Ресторанные тренды 2024–2025» посвящен подробному анализу основных событий, динамики развития, а также тенденциям и прогнозам на российском рынке общественного питания. Отчет входит в серию исследований российского рынка общественного питания, выполненной командой аналитиков РБК Исследования рынков. Статистика была получена путем комплексного анализа данных 1 200 сетей общественного питания, работающих в России, мнений ведущих экспертов рынка, а также изучения потребительского поведения 4 000 российских посетителей ресторанов и кафе.
В исследовании рассмотрены драйверы и барьеры, оказывающие влияние на развитие ресторанного рынка. В обзоре подводятся итоги 2023 и 2024 годов. Приводится динамика оборота рынка общественного питания за 2017-2024 годы. Описываются стратегии развития сетевых операторов. 
Дополнительно подробно проанализированы изменения в поведении посетителей заведений общественного питания, произошедшие в 2023-2024 годах. Обзор также включает тренды развития отдельных сегментов ресторанного рынка и смежных с питанием вне дома форматов.
В отчете представлены эксклюзивные интервью топ-менеджмента ведущих ресторанных проектов. В исследовании 2024 года в роли экспертов выступили: Сергей Пименов, управляющий компании «Автосуши и Автопицца»; Наталья Пономарева, маркетинг-менеджер «ВкусОн Трейд»; Александр Никифоров, собственник группы компаний «Алендвик»; Дмитрий Соловьёв, CEO «Додо Пицца Евразия»; Илья Серов, генеральный директор компании «Фуд Мастер» (Food master); Денис Михайлик, основатель доставки еды «Михайлик kitchen»; Татьяна Фомина, президент ПАО «Национальные сети доступных кофеен «Подорожник»; Михаил Гончаров, основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок»; Хенрик Винтер, президент ресторанного холдинга «Тигрус»; Александра Артюшкина, руководитель управления ресторанного бизнеса «Яндекс Еды»; Мария Дмитриева, руководитель направления готовой еды «Яндекс Лавки»; Александр Муратов, директор по развитию франчайзинговой сети ресторанов «Якитория»; Михаил Немцан, сооснователь BeFit; Евгений Купко, CEO BLINBERRY GROUP, основатель брендов «СушиВесла» и «БлинБери»; Александр Якимец, директор по маркетингу и продукту Chibbis; Екатерина Федорова, собственник COFEFEST; Сергей Бунцевич, основатель Coffee Way Family; Екатерина Панова, директор по развитию Cofix в России и СНГ; Владимир Михеев, основатель, управляющий партнер компании DO.BRO COFFEE; Данил Еникеев, директор по развитию FARFOR; Артем Халимоненко, основатель ресторанов доставки еды FoodBand; Владислав Шабанов, генеральный директор и совладелец GrinDin; Михаил Ежов, генеральный директор сети Harat’s Pub; Глеб Марач, сооснователь ресторанной группы Joi Team; Евгения Головкова, управляющий партнер сетей Kuzina и NYP; Ольга Чекарева, создательница сети ShaurMeals; Павел Крупин, основатель стритфуд сети VЛАVАШЕ.

Развернуть
Содержание
Краткое оглавление 3
Полное оглавление 4
Предпоссылки развития ресторанного рынка 6
Рост доходов населения 6
Развитие внутреннего туризма 8
Демографический кризис: сокращение численности населения 12
Кадровый кризис будет провоцировать рост цен на готовую еду 17
Рекордный рост цен в общепите 21
Общее состояние российского рынка общественного питания 24
Ресторанный рынок в 2024 году 24
Драйверы российского ресторанного рынка в 2024 году прежде всего рост потребительского спроса, внутренний туризм и восстановление интереса к франчайзингу 26
Доступные ресторанные концепции демонстрируют наиболее динамичный рост как по обороту, так и по открытиям 32
В 2025–2026 годах продолжится консолидация ресторанного рынка после паузы, вызванной уходом международных операторов 34
Планы компаний на 2025 год 36
Тренды в потребительском поведении посетителей ресторанов и кафе 54
Омниканальное поведение посетителей ресторанов и кафе 54
Изменения в привычках питания 59
Какие изменения хотят видеть россияне в ресторанах и кафе 62
Тренды развития отдельных сегментов ресторанного рынка и Смежных с питанием вне дома форматов 70
Рынок готовой кулинарии 70
Объем продаж готовой кулинарии 70
Продажи готовой кулинарии в разрезе по каналам реализации 75
Интерес к готовой кулинарии проявляют онлайн-ретейлеры 79
Перспективы рынка, планы компаний на 2025 г. 80
Популярность кафе в продуктовых магазинах 83
Частота посещения кафе в продуктовых магазинах 87
Планы по посещению кафе в продуктовых магазинах в ближайший год 90
Расходы посетителей кафе в продуктовых магазинах 92
Рынок доставки готовой еды 95
Рынок доставки рационов питания 103
Мнения игроков о российском рынке общественного питания 106
Автосуши и Автопицца 106
ВкусON 108
ГК «Алендвик» 111
Додо Пицца 114
Компания «Фуд-Мастер» («Вилка Ложка», «Рыба.Рис») 117
Михайлик kitchen 121
Подорожник 123
Теремок 127
Ресторанный холдинг «Тигрус» 132
Яндекс Еда 134
Яндекс Лавка 137
Якитория 139
BeFit 143
BLINBERRY GROUP 144
Chibbis 148
COFEFEST 151
Coffee Way Family 153
Cofix 156
DO.BRO COFFEE 159
FARFOR 162
FoodBand 164
GrinDin 167
Harat’s Pub 170
Joi Team 172
Kuzina / New York Pizza 175
ShaurMeals 177
VЛАVАШЕ 180
Методология исследования 184
Список диаграмм 186
Список таблиц 189
Развернуть
Иллюстрации
Рис. 1. Динамика прироста реальных располагаемых доходов россиян, 2014–2023 гг., I кв. 2024 г.— II кв. 2024 г., % к предыдущему аналогичному периоду 7
Рис. 2. Прирост реальных располагаемых доходов россиян, 2017– 2023 гг., 9 мес. 2024 г., % к соответствующему периоду предыдущего года 7
Рис. 3. Прогноз прироста реальных располагаемых доходов россиян, 2024–2027 гг., % к предыдущему аналогичному периоду 7
Рис. 4. Динамика реального прироста оборота общепита и розницы, 2014–2023 гг., I полугодие 2024 г., % к аналогичному предыдущему периоду 8
Рис. 5. Ситуация на туристическом рынке России 11
Рис. 6. Динамика компонентов изменения численности населения в России в 1990–2023 гг., тыс. человек 14
Рис. 7. Суммарный коэффициент рождаемости, 1990–2023 гг., рождений на 1 женщину в течение жизни 15
Рис. 8. Возрастные коэффициенты рождаемости, 1990–2023 гг., число родившихся в среднем за год на 1 000 женщин в возрасте 15
Рис. 9. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, 1990–2023 гг., лет 16
Рис. 10. Прогноз динамики компонентов изменения численности населения в России в 2024–2030 гг., тыс. человек 16
Рис. 11. Прогноз изменение возрастной структуры населения в России, январь 2024 г. — январь 2031 г., млн чел. (% от общего числа жителей России) 17
Рис. 12. Уровень безработицы и численность занятых в экономике России, 2017–2027 гг., млн россиян 15–72 лет, % от рабочей силы 19
Рис. 13. Количество прибывших иностранных граждан в Российскую Федерацию с целью работы, 2019 — 2023 гг., IП 2023 г.— IП 2024 г., тыс., % 20
Рис. 14. Заработная плата работников компаний из сферы торговли оптовой и розничной; ремонта автотранспортных средств и мотоциклов, 2017 г. — июнь 2024 г., ₽ (%) 20
Рис. 15. Заработная плата работников компаний из сферы деятельности гостиниц и предприятий общественного питания, 2017 г. — июнь 2024 г., ₽ (%) 21
Рис. 16. Рост цен на общественное питание в России, 1 кв. 2022 года — 3 кв. 2024 г., % к соответствующему периоду предыдущего года 23
Рис. 17. Динамика оборота общественного питания в 2017–2024 гг., ₽ млрд с НДС (в текущих ценах), % 26
Рис. 18. Динамика количества ресторанов, кафе и баров в России, декабрь 2017 г. — октябрь 2024 г.*, тыс. шт., % относительно аналогичного периода предыдущего года 28
Рис. 19. Динамика количества сетевых ресторанов, кафе и баров, работающих на российском рынке, май 2017 г. — июль 2024 г., шт., % 30
Рис. 20. Ситуация на туристическом рынке России 31
Рис. 21. Объема и динамики развития основных сегментов российского рынка общественного питания, 2023–2024 гг., ₽ млрд, % (номинальный темп прироста по сравнению с предыдущим годом) 33
Рис. 22. Прирост сетевых ресторанов, кафе и баров по форматам, июнь 2022 г. — июль 2024 г., шт. 34
Рис. 23. Динамика прироста сетевых ресторанных компаний по сравнению с динамикой оборота рынка общественного питания в России, 2019–2024 гг., % (в текущих ценах) 36
Рис. 24. Динамика доли сетевых ресторанных компаний в обороте общепита, 2018–2024 гг., % 36
Рис. 25. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», август 2024 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе* 55
Рис. 26. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», июль 2023 г. – август 2024 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе (18-54 лет, жителей городов России с населением 100 тыс.+) 56
Рис. 27. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», август 2024 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ПОЛА 57
Рис. 28. «Как изменилась Ваши привычки в питании за ПОСЛЕДНИЙ ГОД?», август 2024 г., % от опрошенных, покупавших готовую еду 60
Рис. 29. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», август 2024 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе* 64
Рис. 30. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», август 2024 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ПОЛА 66
Рис. 31. Оборот розничной торговли продуктами питания (включая напитки и табачные изделия), 2019–2024 гг. 71
Рис. 32. Объем продаж готовой кулинарии в ретейле, 2022–2024 гг., ₽ млрд с НДС, % 71
Рис. 33. Доля готовой кулинарии в обороте продовольственной розницы (включая напитки и табачные изделия), 2022–2023 гг., % 72
Рис. 34. Объем офлайн- и онлайн-продаж готовой кулинарии, 2022–2024 гг., ₽ млрд с НДС, % 76
Рис. 35. Структура продаж готовой кулинарии, 2022–2024 гг., % 76
Рис. 36. Динамика объема российского рынка e-grocery, 2019–2023 гг., ₽ млрд с НДС, %* 77
Рис. 37. Проникновение готовой еды в онлайн-покупки продуктов питания, 2022–2023 гг., % от трат на продукты питания 78
Рис. 38. Структура онлайн-продаж готовой кулинарии, 2023 г., % 80
Рис. 39. Доля россиян, посещавших кафе в продуктовых магазинах (Пятёрочка, Магнит, ВкусВилл и др.) в период с августа 2023 года по август 2024 года, август  2024 г., % от опрошенных россиян (18-64 лет, жителей городов России с населением 100 тыс.+) 84
Рис. 40. Динамика доли россиян, кафе в продуктовых магазинах (Пятёрочка, Магнит, ВкусВилл и др.), июль 2022 г. – август 2024 г., % от опрошенных россиян (18–54 лет, жителей городов России с населением 100 тыс.+) 84
Рис. 41. Социально-демографический портрет посетителей кафе в продуктовых магазинах, август 2024 г. 85
Рис. 42. «Какие заведения общественного питания Вы посещали за последний ГОД (август 2023 – август 2024 гг.)?», % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах 87
Рис. 43. «Как часто Вы посещали кафе в продуктовых магазинах за ПОСЛЕДНИЙ ГОД (август 2023 г. – август 2024 г.)?», % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах* 88
Рис. 44. Частота посещения кафе в продуктовых магазинах, июль 2023 г. – август 2024 г., % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах (18-54 лет, жителей городов России с населением 100 тыс.+) 88
Рис. 45. «Как часто Вы НАМЕРЕНЫ посещать кафе в продуктовых магазинах в БЛИЖАЙШИЙ ГОД (август 2024 – август 2025 гг.)?», август 2024 г., % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах* 90
Рис. 46. Динамика ответов на вопрос: «Как часто Вы НАМЕРЕНЫ посещать кафе в продуктовых магазинах в БЛИЖАЙШИЙ ГОД?», июль 2023 г. – август 2024 г., % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах (18-54 лет, жителей городов России с населением 100 тыс.+) 91
Рис. 47. «Укажите, сколько Вы обычно тратите в СРЕДНЕМ за ОДНО посещение на ОДНУ персону в кафе в продуктовых магазинах?», % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах* 93
Рис. 48. Динамика ответа на вопрос: «Укажите, сколько Вы обычно тратите в СРЕДНЕМ за ОДНО посещение на ОДНУ персону в кафе в продуктовых магазинах?», июль 2023 г. – август 2024 г., ₽, опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ (18-54 лет, жителей городов России с населением 100 тыс.+) 93
Рис. 49. Динамика объема российского рынка доставки из ресторанов, 2015–2024 гг., ₽ млрд с НДС (в текущих ценах), %* 96
Рис. 50. Динамика доли рынка доставки готовой еды в обороте общественного питания, 2014–2024 гг., % 96
Рис. 51. Динамика доли сетевых ресторанных проектов, предоставляющих услугу доставки готовой еды, 2017–2024 гг., %* 97
Рис. 52. Динамика прироста располагаемых доходов населения РФ, 2018–2023 гг., 9 мес. 2024 г., % к предыдущему году (% к соответствующему периоду предыдущего года) 98
Рис. 53. Объем российского рынка доставки готовой еды по подписке, 2020–2023 гг., ₽ млн с НДС, % 105
Развернуть
Таблицы
Табл. 1. Демографический прогноз изменения численности населения РФ по отдельным возрастным группам, январь 2024 г. — январь 2031 г., млн человек 16
Табл. 2. Помесячная динамика оборота общественного питания за январь 2016 г. — сентябрь 2024 г., ₽ млрд (в текущих ценах) 25
Табл. 3. Развитие отдельных сегментов российского рынка общественного питания за 2017–2024 гг., ₽ млрд с НДС (в текущих ценах), % к предыдущему году 33
Табл. 4. Планы по развитию некоторых ресторанных проектов и сетей общественного питания на 2025 г. 39
Табл. 5. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», май 2016 г. – август 2024 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе (18-54 лет, жителей городов России с населением 100 тыс.+) 55
Табл. 6. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», август 2024 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ВОЗРАСТА 57
Табл. 7. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», август 2024 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 58
Табл. 8. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», август 2024 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 58
Табл. 9. «Как изменилась Ваши привычки в питании за ПОСЛЕДНИЙ ГОД?», август 2024 г., % от опрошенных, покупавших готовую еду, соответствующего ПОЛА 60
Табл. 10. «Как изменилась Ваши привычки в питании за ПОСЛЕДНИЙ ГОД?», август 2024 г., % от опрошенных, покупавших готовую еду, соответствующего ВОЗРАСТА 60
Табл. 11. «Как изменилась Ваши привычки в питании за ПОСЛЕДНИЙ ГОД?», август 2024 г., % от опрошенных, покупавших готовую еду, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 61
Табл. 12. «Как изменилась Ваши привычки в питании за ПОСЛЕДНИЙ ГОД?», август 2024 г., % от опрошенных, покупавших готовую еду, с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 61
Табл. 13. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», июль 2020 г. – август 2024 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе (18-54 лет, жителей городов России с населением 100 тыс.+) 65
Табл. 14. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», август 2024 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ВОЗРАСТА 67
Табл. 15. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», август 2024 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 67
Табл. 16. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», август 2024 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 68
Табл. 17. Доля онлайн-продаж в выручке некоторых сетевых FMCG-ретейлеров, 2020–2024 гг., % 77
Табл. 18. Доли посетителей кафе в продуктовых магазинах, август 2024 г., % от опрошенных 85
Табл. 19. Частота посещения кафе в продуктовых магазинах, август 2024 г., % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах соответствующего ПОЛА 88
Табл. 20. Частота посещения кафе в продуктовых магазинах, август 2024 г., % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах соответствующего ВОЗРАСТА 89
Табл. 21. Частота посещения кафе в продуктовых магазинах, июль 2023 г., % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 89
Табл. 22. Частота посещения кафе в продуктовых магазинах, август 2024 г., % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 89
Табл. 23. Динамика изменения частоты посещения кафе в продуктовых магазинах, июль 2022 – август 2024 гг., раз в год (18-54 лет, жителей городов России с населением 100 тыс.+) 90
Табл. 24. «Как часто Вы НАМЕРЕНЫ посещать кафе в продуктовых магазинах в БЛИЖАЙШИЙ ГОД (август 2024 – август 2025)?», август 2024 г., % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах соответствующего ПОЛА 91
Табл. 25. «Как часто Вы НАМЕРЕНЫ посещать кафе в продуктовых магазинах в БЛИЖАЙШИЙ ГОД (август 2024 – август 2025 гг.)?», август 2024 г., % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах соответствующего ВОЗРАСТА 91
Табл. 26. «Как часто Вы НАМЕРЕНЫ посещать кафе в продуктовых магазинах в БЛИЖАЙШИЙ ГОД (август 2024 – август 2025)?», август 2024 г., % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 91
Табл. 27. «Как часто Вы НАМЕРЕНЫ посещать кафе в продуктовых магазинах в БЛИЖАЙШИЙ ГОД (август 2024 – август 2025)?», август 2024 г., % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 92
Табл. 28. Средний чек в кафе в продуктовых магазинах, август 2024 г., ₽, % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 94
Табл. 29. Средний чек в кафе в продуктовых магазинах, август 2024 г., ₽, % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах соответствующего ПОЛА 94
Табл. 30. Средний чек в кафе в продуктовых магазинах, август 2024 г., ₽., % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах соответствующего ВОЗРАСТА 94
Табл. 31. Распределение затрат посетителей кафе в продуктовых магазинах за ОДНО посещение на ОДНОГО посетителя, август 2024 г., ₽., % от опрошенных посетителей кафе в продуктовых магазинах с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА 95
Развернуть
Выпуски
Материалы по теме
Показать еще