Отчет представляет собой аналитический обзор покупательского поведения россиян на основе результатов маркетингового исследования. В отчете идет речь о покупке основных товаров для всей семьи (продукты питания и непродовольственные товары).
Цель исследования: изучение практик покупательского поведения россиян в условиях кризиса.
Задачи исследования:
1.Определить доли приверженцев определенных покупательских моделей
2.Определить объем затрат в месяц на покупку товаров для всей семьи (Россия 100 тыс.+, Москва и Санкт-Петербург)
3.Определить размер средней суммы одной покупки для всей семьи (Россия 100 тыс.+, Москва и Санкт-Петербург)
4.Описать состав потребительской корзины в разрезе товарных категорий
5.Выявить виды товарных категорий продуктовых и непродуктовых, которые покупателям не удалось найти. Вычислить долю ненашедших. Определить причины отсутствия товаров на полках магазина по мнению покупателей.
6.Определить виды товарных категорий продуктовых и непродуктовых, которые опрошенные стали покупать реже или отказались от покупок. Вычислить долю таких покупателей
7.Выявить основное, предпочитаемое, рекомендуемое и нежелаемое места покупок. Вычислить индекс потребительской лояльности (NPS).
8.Определить причины выбора основного места покупки.
9.Определить значимость атрибутов в процессе выбора основного места покупки
10.Определить долю экономящих на продуктах питания
11.Выявить практики поведения, направленные на экономию
12.Вывить стратегии экономии и определить долю приверженцев каждой из стратегий экономии
13.Определить степень доверия производителям продуктов питания из различных стран
14.Охарактеризовать настроения и ожидания покупателей относительно ассортимента, качества, цен на продукты питания и их материального положения. Вычислить индекс текущего и ожидаемого положений.
15.Определить каналы коммуникации: реальных (где видели рекламу) и желаемых (как хотели бы получать информацию)
16.Портрет покупателей Россия 100 тыс.+, Москва, Санкт-Петербург.
Метод сбора информации: для сбора данных и решения поставленных задач был выбран метод телефонного опроса (с использованием технологии CATI на базе собственного колл-центра Mix Research).
Целевая группа: жители городов России численностью населения более100 тыс. человек в возрасте 18-64 лет, ответственные за принятие решения о покупке основных продуктов питания для домохозяйства (полностью или в равной степени с другими членами).
Описание исследования
Методология исследования
Основные понятия
Список диаграмм
Покупательские модели
Частота совершения покупок
Объём затрат в месяц на покупку товаров для всей семьи. Средняя сумма покупки
Доля приверженцев определённых покупательских моделей
Состав потребительской корзины
Состав потребительской корзины по товарным категориям
Виды товарных категорий продуктовых и непродуктовых, которые покупателям не удалось найти. Доля ненашедших. Причины отсутствия товаров на полках по мнению покупателей
Виды товарных категорий продуктовых и непродуктовых, которые опрошенные стали покупать реже или отказались от покупок. Доля таких покупателей
Места покупок
Основное, предпочитаемое, рекомендуемое и нежелаемое места покупки (Индекс потребительской лояльности NPS)
Причины выбора основных мест покупки
Важность характеристик в процессе выбора основных мест покупки
Стратегии экономии
Доля экономящих на продуктах питания
Практики поведения, ориентированных на экономию
Доля приверженцев определенных стратегий экономии
Степень доверия производителям
Настроения и ожидания покупателей
Индекс текущего и ожидаемого положений
Ассортимент: настроения и ожидания
Качество: настроения и ожидания
Цены: настроения и ожидания
Материальное положение: настроения и ожидания
Каналы коммуникации
Каналы коммуникации, где видели рекламу
Каналы коммуникации, посредством которых хотят получать рекламу
Портрет покупателей
Портрет покупателей Россия 100 000+
Портрет покупателей г. Москва
Портрет покупателей г. Санкт-Петербург
Социально-демографические характеристики
Социально-демографические характеристики покупателей Россия 100 000+
Социально-демографические характеристики покупателей г. Москва
Социально-демографические характеристики покупателей г. Санкт-Петербург
Основные выводы
Рис. 1 Частота совершения покупок в разбивке по полу и возрасту, % от числа всех опрошенных
Рис. 2 Объем затрат на одну покупку товаров для всей семьи за последний поход в магазин в разбивке по полу и возрасту, % от числа всех опрошенных
Рис. 3 Объем затрат в месяц на покупку товаров для всей семьи в месяц в разбивке по полу и возрасту, % от числа всех опрошенных
Рис. 4 Доля приверженцев определенных покупательских моделей в разбивке по полу и возрасту, % от числа всех опрошенных
Рис. 5 Доля приверженцев определенных покупательских моделей в разбивке по размеру города, % от числа всех опрошенных
Рис. 6 Доля приверженцев определенных покупательских моделей в разбивке по средней сумме покупки, % от числа всех опрошенных
Рис. 7 Доля приверженцев определенных покупательских моделей в разбивке по размеру семьи и наличию детей, % от числа всех опрошенных
Рис. 8 Состав потребительской корзины в разбивке по полу, % от числа всех опрошенных
Рис. 9 Состав потребительской корзины в разбивке по возрасту, % от числа всех опрошенных
Рис. 10 Состав потребительской корзины в разбивке по доходу на 1 члена семьи, % от числа всех опрошенных
Рис. 11 Доля не нашедших товары, % от числа всех опрошенных
Рис. 12 Ненайденные товары, % от числа не нашедших товар
Рис. 13 Изменение ассортимента, % от числа всех опрошенных
Рис. 14 Причины снижения ассортимента, % от сказавших, что ассортимент снизился
Рис. 15 Что стали делать, если не нашли товар, % от числа не нашедших товар
Рис. 16 Доля отказавшихся или тех, кто стал покупать реже некоторые товары в разбивке по полу, % от числа всех опрошенных
Рис. 17 Продукты, от которых отказались или стали покупать реже, % от тех, кто стал покупать реже или вовсе отказался от некоторых товаров
Рис. 18 Основное, рекомендуемое, предпочитаемое и нежелаемое место покупок, % от числа всех опрошенных
Рис. 19 NPS (индекс потребительской лояльности)
Рис. 20 Количество посещаемых магазинов для основных покупок, % от числа всех опрошенных
Рис. 21 Уровень лояльности покупателей в городах с населением свыше 100 тыс. человек, % от числа всех опрошенных
Рис. 22 Уровень лояльности покупателей в Москве, % от количества опрошенных из Москвы
Рис. 23 Уровень лояльности покупателей в Санкт-Петербурге, % от количества опрошенных из Санкт-Петербурга
Рис. 24 Основное место покупок товаров для всей семьи в разбивке по полу и возрасту, % от числа всех опрошенных
Рис. 25 Основное место покупок товаров для всей семьи в разбивке по размеру города, % от числа всех опрошенных
Рис. 26 Основное место покупок товаров для всей семьи в разбивке по средней сумме покупки, % от числа всех опрошенных
Рис. 27 Основное место покупок товаров для всей семьи в разбивке размеру семьи и наличию детей, % от числа всех опрошенных
Рис. 28 Список товарных категорий, которые покупатели не нашли в магазине в разбивке по основному месту покупки, % от числа не нашедших товар
Рис. 29 Причины выбора основного места покупки в разбивке по полу (вся Россия, Москва, Санкт-Петербург), % от числа всех опрошенных, % от количества опрошенных из Москвы, % от количества опрошенных из Санкт-Петербурга
Рис. 30 Причины выбора основного места покупки в разбивке по возрасту, % от числа всех опрошенных
Рис. 31 Оценка важности характеристик при выборе гипермаркета, % от числа всех опрошенных
Рис. 32 Оценка важности характеристик при выборе дискаунтера, % от числа всех опрошенных
Рис. 33 Уровень экономии на продуктах питания в разбивке по полу, % от числа всех опрошенных
Рис. 34 Уровень экономии на продуктах питания в разбивке по возрасту, % от числа всех опрошенных
Рис. 35 Уровень экономии на продуктах питания в разбивке по размеру города, % от числа всех опрошенных
Рис. 36 Стратегии экономии, % от числа всех опрошенных
Рис. 37 Практики поведения, направленные на экономию в разбивке по возрасту (вся Россия, Москва, Санкт-Петербург), % от числа всех опрошенных, % от количества опрошенных из Москвы, % от количества опрошенных из Санкт-Петербурга
Рис. 38 Стратегии экономии в разбивке по полу и возрасту, % от числа всех опрошенных. Средняя сумма покупки
Рис. 39 Стратегии экономии в разбивке по размеру города, % от числа всех опрошенных
Рис. 40 Стратегии экономии в разбивке по составу семьи и наличию детей, % от числа всех опрошенных
Рис. 41 Стратегии экономии в разбивке по основному месту покупки, % от числа всех опрошенных
Рис. 42 Оценка важности характеристик при выборе магазина, % от числа всех опрошенных
Рис. 43 Состав потребительской корзины в разбивке по стратегии экономии, % от числа всех опрошенных
Рис. 44 Доверие производителям в разбивке по полу, % от числа всех опрошенных
Рис. 45 Доверие производителям в разбивке по возрасту, % от числа всех опрошенных
Рис. 46 Доверие производителям в разбивке по образованию, % от числа всех опрошенных
Рис. 47 Доверие производителям в разбивке по уровню дохода, % от числа всех опрошенных
Рис. 48 Доверие производителям в разбивке по размеру города, % от числа всех опрошенных
Рис. 49 Доверие производителям в разбивке по основному месту покупки, % от числа всех опрошенных
Рис. 50 Настроения и ожидания покупателей, % от числа всех опрошенных
Рис. 51 Ассортимент. Настроения и Ожидания в разбивке по полу, возрасту и образованию, % от числа всех опрошенных
Рис. 52 Ассортимент. Настроения и Ожидания в разбивке по размеру города и составу семьи, % от числа всех опрошенных
Рис. 53 Ассортимент. Настроения и Ожидания в разбивке по уровню дохода и стратегиям экономии, % от числа всех опрошенных
Рис. 54 Цены. Настроения и Ожидания в разбивке по полу, возрасту и образованию, % от числа всех опрошенных
Рис. 55 Цены. Настроения и Ожидания в разбивке по размеру города и составу семьи, % от числа всех опрошенных
Рис. 56 Цены. Настроения и Ожидания в разбивке по уровню дохода и стратегиям экономии, % от числа всех опрошенных
Рис. 57 Качество. Настроения и Ожидания в разбивке по полу, возрасту и образованию, % от числа всех опрошенных
Рис. 58 Качество. Настроения и Ожидания в разбивке по размеру города и составу семьи, % от числа всех опрошенных
Рис. 59 Качество. Настроения и Ожидания в разбивке по уровню дохода и стратегиям экономии, % от числа всех опрошенных
Рис. 60 Материальное положение. Настроения и Ожидания в разбивке по полу, возрасту и образованию, % от числа всех опрошенных
Рис. 61 Материальное положение. Настроения и Ожидания в разбивке по размеру города и составу семьи, % от числа всех опрошенных
Рис. 62 Материальное положение. Настроения и Ожидания в разбивке по уровню дохода и стратегиям экономии, % от числа всех опрошенных
Рис. 63 Каналы коммуникации: реальные и желаемые в разбивке по полу, % от числа всех опрошенных
Рис. 64 Каналы коммуникации: реальные и желаемые в разбивке по возрасту, % от числа всех опрошенных
Рис. 65 Каналы коммуникации: реальные и желаемые в разбивке по основному месту покупки, % от числа всех опрошенных
Рис. 66 Профиль покупателя. Россия 100 тыс.+
Рис. 67 Профиль покупателя. Москва
Рис. 68 Профиль покупателя. Санкт-Петербург
Рис. 69 Социально-демографические характеристики, все опрошенные
Рис.70Социально-демографические характеристики, все опрошенные (продолжение)
Рис. 71 Социально-демографические характеристики, респонденты из Москвы
Рис. 72 Социально-демографические характеристики, респонденты из Москвы (продолжение)
Рис. 73 Социально-демографические характеристики, респонденты из Санкт-Петербурга
Рис. 74 Социально-демографические характеристики, респонденты из Санкт-Петербурга (продолжение)
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.
Российский рынок битумов показывает положительную тенденцию роста своей объемности, рост средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и корректировку контрактных цен на импортируемую продукцию.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?