После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.
👉 Рост ключевой ставки, которая только за 2024 год увеличилась с 16 до 21%, с одной стороны снизил доступность кредитов для предпринимателей, желающих открыть новое заведения, а с другой — негативно сказался на привлекательности инвестиций в ресторанный бизнес из-за высоких ставок по депозитам. На фоне снизившейся из-за инфляции маржинальности ресторанного бизнеса, потенциальные инвесторы и франчайзи стали чаще предпочитать хранение средств на депозитах.
👉 Несмотря на очевидные барьеры для расширения сетей, крупнейшие игроки рынка активно открывали новые рестораны в 2023 и 2024 годах. Так, сеть Rostic’s (с учетом KFC) за год приросла на 33 ресторана, «Вкусно — и точка» – на 31 ресторан, «Додо Пицца» – на 128 точек, а Burger King – на 88 ресторанов.
Сложная макроэкономическая ситуация также не мешает крупным операторам ставить перед собой амбициозные планы по открытиям. В частности, «Додо пицца» в 2023 году принял стратегию по удвоению количества ресторанов на домашнем рынке (Россия, Беларусь и Казахстан), для чего планируется ежегодно прирастать на 150–200 точек.