Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 23 декабря 2024
Александр Никифоров

Вопрос развития для нас всегда актуален, у нас всегда есть планы, мы расширяем и сеть, и бренды, и территории, добираемся до всех углов, где нас нет в рамка нашего Пермского края

Собственник ГК «Алендвик» специально для исследования рынка общественного питания 2024

 Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

 На фоне хорошего 2022 года, 2023 год был менее удачным, однако, нам удалось достичь финансовых показателей и планы по развитию мы в целом выполнили, пусть и не четко в запланированные сроки.

 Насколько повлияла на маржинальность бизнеса волатильность рубля и инфляция? Какие статьи расходов выросли сильнее всего? Как рост цен повлиял на формирование меню и ценовую политику компании?

 Маржинальность бизнеса стала меньше, на что значительным образом повлияли рост цен на сырье, на услуги, налоги и на прочие статьи, надо отметить, что весь затратный механизм начал сильно увеличиваться. Все это сказалось на марже и результатах деятельности с точки зрения прибыли. Пришлось серьезно заниматься ценовой политикой компании, мы пытались изменить ситуацию за счет своих ресурсов, не переходя границ, нашего гостя ценами не пугали и кошелек его не напрягали, иными словами, не перекладывали свое бремя на клиентов, решали проблемы своими ресурсами, понимая, что конкурентное окружение достаточно серьезное и этого делать нельзя. Рост цен на наше меню не повлиял, мы цены скорректировали, но абсолютно незначительно.

 Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2024 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите? 

 В первой половине 2024 года ситуация усугубилась, продолжился рост цен на продукты, на услуги, ситуация стала жестче, она начала поддавливать, и мы были вынуждены вернуться к вопросу изменения цен в наших кафе и ресторанах. Особых драйверов нет, но можно отметить продолжающийся рост популярности доставки, это хороший помощник для бизнеса, спрос растет и благодаря этому доставка закрывает прорехи в розничной торговле. Барьерами рынка по-прежнему выступают цены на сырье и зачастую отсутствие некоторых продуктов на рынке в регулярном варианте, потому приходится постоянно искать какие-то позиции и гоняться за ними и мириться с необоснованными ценами. 

 Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2023 годом? Какие блюда и концепции набирают популярность? Каких трансформаций в поведении и портрете клиентов ожидаете в будущем?

 Изменилось поведение, и мы чувствуем, как меняется наполняемость чека, казалось рынок в какой-то момент воспрял, гости стали гулять, сидеть в ресторанах, но вопрос экономии остался, сегодня это как раз проявляется в наполняемости чека. Средний чек продолжает расти в виду инфляции, по этой причине он все время расчет и изменяется. По-прежнему набирает популярность паназия, по сей день востребована морская тема. Растет грамотность и искушенность потребителей, они стали более разборчивы, придирчивы к внешней оценке блюд и вкусовых характеристик, требовательны к сервису. Сегодня большое значение имеет потребительский рейтинг на различных интернет-площадках, это влияет на посещаемость и отношение гостей к месту и бренду.

 Наблюдаете ли вы изменения в пищевых привычках гостей? Присутствует ли тенденция в сторону роста спроса на здоровую еду, диетические блюда, без лактозы/глютена и др. подобные категории? Видите ли перспективы развития для себя в этих нишах?

 Тенденция эта проявляется, но не носит повальный характер, так как при всех декларированиях за здоровую еду, приоритет, как показывает жизнь, отдается нашим блюдам (фаст фуд), они в продажах на первом месте. Имея в управлении несколько совершенно разных брендов и концепций, мы видим это по своей статистике продаж, по рейтингам блюд. Такие запросы периодически звучат, но никак не проявляются в продажах. Мы пока не видим для себя перспективы и не рассматриваем подобные категории блюд, ключевой наш бренд и наш локомотив это SFC-Express, фаст фуд, и мы пока не собираемся менять подходы. Рынок сам вырулит и даст понять, что необходимо клиенту и мы об этом узнаем.

 Как Вы оцениваете ситуацию в сфере доставки? Планируете ли развивать данное направление? Что у вас в приоритете – развитие собственной доставки или работа через сервисы-агрегаторы? Ожидаете ли роста продаж в доставке в 2024 году и как оцениваете дальнейшую динамику данного канала в перспективе 4-5 лет? 

 Доставка у нас есть, она занимает лидирующую позицию, это около 25% от всех наших продаж, услуга эта продолжает развиваться, тренд не изменился, это сейчас всегда флагман в зарабатывании денег. Мы развиваем оба пути, работаем с агрегаторами и имеем свой колл центр и своих курьеров, здесь главное соблюдать положительный баланс. В ближайшие 3 года доставка будет расти и здесь мы еще прибавим в объеме продаж.

 Внедряет ли ваша компания инновации в области упаковки еды (для продления сроков годности, повышения безопасности продукции, улучшение экологичности упаковки и др.)? Есть ли планы по развитию данного направления в перспективе 4-5 лет? Какие технологии вы считаете наиболее перспективными для развития в этой области?

 Мы пытаемся работать с упаковкой на вынос, что касается вопросов экологии, не все удается претворить в жизнь, в силу сегодняшних обстоятельств. Здесь мы пока ограничены в средствах и предложениях, работаем в этом направлении, но точечно.

 Насколько успешно развивается франчайзинговое направление? Восстановился ли спрос на франшизу после кризиса? Какие в настоящий момент у сети приоритеты в развитии франчайзингового направления?

 Франчайзингом мы не занимаемся, работаем только с собственными кафе.  

 Заметно ли снижение трафика в торговых центрах? Изменился ли ваш подход к выбору локаций или форматов заведений для новых открытий? Как бы вы охарактеризовали стратегию развития вашей сети?

 В силу того, что у нас на Урале большая часть времени зима, то торговые центры у нас всегда наполнены. Это по-прежнему место для досуга жителей города. Активности по строительству новых ТРЦ у нас в регионе нет, во всех существующих крупных торговых центрах мы представлены, сейчас мы рассматриваем зоны развития там, где нас нет и там, где наша доставка будет востребована и актуальна.  

 В последние годы FMCG-сети и онлайн-ретейлеры значительно расширили ассортимент готовой еды. Составляет ли по вашему мнению доступная готовая кулинария из магазинов конкуренцию классическому общепиту и будет ли она усиливаться в дальнейшем? Каким видите распределение рынка в разрезе игроков (рестораны, доставка, ретейл и др.)?

 Да, действительно, все ретейлеры усилили эту тему, сейчас можно в любом продуктовом магазине купить готовую еду на вынос. Такое предложение, на наш взгляд, касается поколения 35-40 плюс, а молодое поколение 20 плюс такие готовые обеды не сильно интересует. Мы, по крайней мере, это влияние на себе практически не ощущаем.

 Реализуете ли вы проекты по сотрудничеству с онлайн-ретейлерами или FMCG-сетями в качестве поставщика упакованной готовой еды? Есть ли планы по развитию в данном направлении? 

 Таких проектов у нас нет, мы знаем таких операторов, в этом деле есть свои нюансы, пока особой заинтересованности в таком партнерстве у нас нет.

 Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от технологий самообслуживания до ИИ-решений)?

 Это коснулось нас всех и на всех уровнях, от рядовых сотрудников и выше до управленцев. Сейчас нет выбора и отбора, сейчас мы вынуждены принимать на работу даже школьников. Темой автоматизации мы интересуемся, в частности, активно внедряем в нашу сеть киоски самообслуживания, это позволяет работать в кафе с меньшим штатом сотрудников. 

 Используете ли вы в своем бизнесе инновационные решения (например, роботы, доставка дронами, решения на основе AI и т.д.)? Видите ли сейчас перспективные идеи в данном направлении для индустрии общественного питания? Какие из них планируете внедрять в свой бизнес? 

 Пока мы используем мобильное приложение, бесконтактные заказы через интернет, навынос.

 Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2024-2025 гг.? Есть ли планы по открытиям новых ресторанов и расширению географии сети, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?

 Вопрос развития для нас всегда актуален, у нас всегда есть планы, мы расширяем и сеть, и бренды, и территории, добираемся до всех углов, где нас нет в рамка нашего Пермского края. Доставка для нас ключевой бренд, мы готовим территории и места продаж с соответствующим ассортиментом продуктов, который идет и в розницу, и в доставку, такое комплексное предложение позволяет нам удовлетворять спрос больших групп населения.

 Какие инновации на рынке общественного питания и готовой еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?

 В этом году мы запустили новый для компании формат ― Гастромаркет, где у нас представлена не только еда, но и событийность, когда каждый месяц мы анонсируем новую афишу с нашими мероприятиями, это наш новый формат, мы его сейчас тестируем, наши гости могут у нас не только вкусно поесть, но и чему то научится на Мастер классах и получить удовольствие от каких-то специально организованных для них зрелищ. 

РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2024 121 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще