Согласно результатам мониторинга «РБК Исследований рынков», отраженным в обзоре «Российский сетевой рынок общественного питания 2024», по состоянию на июль 2024 года в России насчитывалось 36 305 сетевых ресторанов, кафе и баров. По сравнению с июлем 2023 года число объектов выросло на 1 691 точку (+4,9%). Ограничивающими факторами для расширения сетей стали рост цен, дорогие кредиты и дефицит кадров, усложняющие открытия новых точек.
- Наибольший вклад в общую динамику рынка по числу открытий сетевых заведений внес сегмент кофеен. За июль 2023 – июль 2024 года представленность формата расширилась на 924 объекта, что составляет более половины от общего прироста сетевых точек питания. Значительный повлияла на рост сегмента активизация франчайзингового направления, а также эффект отложенных открытий проектов, перенесенных с кризисного 2022 года. При этом наиболее активно продолжают наращивать представленность кофейни формата to go, требующие минимальных вложений в открытие от франчайзи, а также формат кафе-кондитерских и пекарен.
- Чуть менее динамично развивались сегменты стрит- и фаст-фуда. За рассматриваемый период число сетевых заведений данных форматов прибавило 381 и 392 точки соответственно, что составило примерно по 23% от общего прироста заведений общепита. В сегменте уличного общепита наибольшую активность демонстрирует ниша кафе при АЗС, включая собственные сети кафе операторов АЗС, тогда как многие представители рынка, развивающие отдельно стоящие заведения, напротив, сокращали розницу.
- Сегмент ресторанов среднего ценового сегмента по числу заведений показал небольшой рост, прибавив за анализируемый период 52 ресторана. Однако, несмотря на слабую динамику, для рассматриваемого сегмента это свидетельство улучшения ситуации. Увеличение числа сетевых ресторанов casual dining на российском рынке наблюдается впервые с 2020 года.
- В отличие от другие сегментов, в нише take away наблюдается сокращений числа сетевых заведений. За июль 2023 – июль 2024 года представленность формата уменьшилась на 58 точек. Наиболее значительное число закрытий продемонстрировали сети Mealty и Суши wok. За рассматриваемый период розница брендов уменьшилась на 65 и 36 точек соответственно.