— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь целей и финансовых показателей, намеченных на 2022 год?
— Рынок логистики одним из первых столкнулся с вызовами текущей экономической ситуации. Во-первых, игрокам пришлось полностью перестроить свои логистические цепочки: как международные, так и внутри страны. Во-вторых, сократился спрос на перевозки в результате приостановки деятельности в России ряда зарубежных FMCG-компаний. В-третьих, изменилось законодательство: в частности, ужесточился документооборот и правила перевозки в страны ЕАЭС.
Ситуация на рынке осложнилась еще и уходом из страны некоторых транспортных компаний, в частности, IML, UPS, TNT. С сентября планируется приостановка деятельности Ozon Roсket и уход с российского рынка DHL. В результате конкурентная борьба между оставшимися будет нарастать.
Команда DPD в России обладает многолетним опытом и знанием международных стандартов качества. Кроме того, DPD неоднократно признавалась ключевым игроком рынка экспресс-доставки в России, поэтому сейчас мы чувствуем себя уверенно. В частности, в 2021 году жюри премии «Логистика года» объявило DPD в России «Лучшим оператором экспресс-доставки», а в 2023 году — победителем в номинации «Логистика (склад)» на премии «Большой Оборот».
Вместе с тем сейчас идет активная цифровизация логистического рынка. И выиграет тот, кто будет следовать этому тренду. Так, например, в 2022 году DPD в России полностью обновила личный кабинет отправителя, что в результате привело к сокращению времени на оформление посылки в два раза. Регулярно обновляется мобильное приложение для получателей. Одно из последних нововведений — онлайн-отслеживание передвижений курьера.
— Как вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году? Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые были потребителями логистических услуг?
— В 2023 году динамика операционных показателей DPD положительная. В числе прочего это связано с позитивными изменениями на рынке e-commerce: особенностью 2023 года стал рост доли рынка российских компаний в этом сегменте. В целом, рост онлайн-ретейла формирует сектор FMCG. Этот рынок до конца не освоен. Пока его активно занимают маркетплейсы, а не сами бренды, но рано или поздно бренды начнут развивать доставку для потребителей, что будет способствовать увеличению объема рынка. Высоких темпов роста мы ждем и от сегмента одежды, поскольку уход международных брендов освободил емкие ниши для российских компаний, и они уже работают над тем, чтобы увеличивать свое присутствие онлайн. Причем не только через маркетплейсы.
По статистике DPD в России, доля доставок онлайн-заказов за последний год выросла с 58 до 63%. В основном такие посылки получают в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Ростове-на-Дону. Качество и своевременность доставки находятся на уровне 96%.
Вместе с тем растет количество доставок до маркетплейсов. За последний год показатель увеличился в два раза. Топ-5 городов доставки: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар и Казань. Самые популярные виды товаров при доставке до маркетплейсов — это одежда, обувь, текстиль, косметика и парфюмерия.
Также стоит отметить рост затрат на рынке логистики, в частности, на топливо и персонал, который сказывается на стоимости услуг всех транспортных компаний в России.
Что касается DPD, то в 2023 году, в рамках подготовки к высокому сезону, мы реализовали стратегию распределения ресурсов под потребности клиентов. Переместили ряд терминалов в новые локации, которые более удобны клиентам, находятся в соседних городах и упрощают логистические цепочки, перестроили и упростили процессы, связанные с сортировкой и обработкой посылок на терминалах. Кроме того, оснастили крупный терминал DPD в Москве новой современной сортировочной линией. В результате выросла скорость обработки посылок, их количество, увеличены габариты посылок. Появилась автоматическая сортировка по направлениям — все это упрощает сортировку отправлений, собранных в столице. Поэтому инфраструктура DPD готова росту отправок в предстоящий высокий сезон.
— Изменилась ли работа вашей компании (объем грузоперевозок и география) в направлении международных грузоперевозок? Были ли скорректированы сроки и стоимость поставок по сравнению с 2021 годом? Если да, то как?
— С точки зрения географии международных перевозок, DPD, как и в 2021 году, оказывает услуги импорта, экспорта и таможенного оформления в более чем 200 странах мира. При этом изменился объем доставок по разным направлениям. Так, например, грузооборот с Европой упал. В то же время показатель вырос по таким направлениям как страны СНГ и Юго-Восточной Азии. При этом изменилась структура доставки: если в 2022 году бизнес чаще всего перевозил посылки из России в страны СНГ, то в 2023 году наоборот — наибольшую долю занимает ввоз в нашу страну. Так, рост грузооборота из СНГ в Россию составил 49% за год. При этом основной рост произошел по отправлениям из Казахстана — 106%, Киргизии — 41% и Армении — 20%. В топ-3 популярных групп товаров для ввоза в Россию вошли бытовая и промышленная химия, косметика и парфюмерия, бытовая техника.
— Увеличился ли объем внутренних перевозок? Если да, то благодаря каким факторам? Компании из каких отраслей предъявляют наибольший спрос на автомобильные перевозки?
— Если говорить о внутрироссийских перевозках, то топ-5 регионов-получателей посылок DPD в течение 2023 года не изменился — это Москва, Санкт-Петербург, Свердловская и Новосибирская области, Краснодарский край. В топ-10 произошло перераспределение с 6 по 10 место одних и тех же регионов: Нижегородской, Ростовской, Воронежской областей, Республики Татарстан и Красноярского края, что подтверждает тренд на изменение покупательского поведения с течением времени.
В топ-5 отраслей с наибольшим спросом на перевозки входят интернет-магазины, площадки C2C, ювелирные изделия, телекоммуникации и IT, электроника и бытовая техника.
Популярными решениями для интернет-магазинов стали те сервисы, которые мы внедрили по запросу наших клиентов: доставка до маркетплейсов и «Москва 24» с забором груза до полуночи.
— Осуществляет ли ваша компания поставки товаров по схеме параллельного импорта? Какие маршруты наиболее популярны?
— Мы осуществляем доставку товаров тех брендов, которые разрешены для параллельного импорта. Это означает, что при импортном таможенном оформлении не требуется разрешение правообладателей. Большинство таких товаров импортируется из Китая, Турции и ОАЭ. При этом DPD является логистическим партнером для участников ВЭД, но не оказывает услуги по закупке таких товаров.
— Может ли цифровизация бизнеса стать реальным ответом на текущие вызовы? Какие решения уже внедрены в компании (электронный документооборот, оптимизация складских процессов, системы управления транспортом и т. п.)?
— Себестоимость доставки продолжает расти. При этом большинство проектов, которые привлекают курьеров, находятся в инвестиционной фазе и не экономят деньги, что создает проблемы для остальных логистов и отрасли доставки в целом. Такой дорогой ресурс, в свою очередь, дал толчок к цифровизации отрасли и стремлению организовать работу с клиентом через цифровые каналы коммуникации (чтобы, например, пользователь управлял заказом в мобильном приложении без обращения в контактные центры, где каждый звонок обходится в ₽20–25). DPD уже несколько лет развивает приложение, где пользователь может выбрать удобную дату и интервал доставки, узнать, где находится его посылка, уточнить или изменить адрес, связаться с курьером, задать вопрос в чате, не пытаясь дозвониться. Количество пользователей приложения только с начала года выросло на четверть.
В DPD принята долгосрочная программа развития ИТ-сервисов компании для улучшения клиентского опыта отправителей и получателей посылок, а также развития новых продуктов и опций для В2В и В2С-рынков. У нас в компании большой департамент ИТ, порядка 200 человек. Мы разрабатываем очень много различных модулей, связанных со сборкой и доставкой. Например, наше приложение для курьеров позволяет выйти на работу «день-в-день», а не учиться неделями, как это было раньше. Есть приложение для получателей, в котором видно, где заказ находится сейчас, и когда планируется доставка. При этом пользователь может менять параметры заказа, например, перенести день доставки или уточнить ее детали через чат-бот. Для тех, кто не хочет скачивать приложение, есть сайт с аналогичным функционалом. Для В2В-клиентов есть удобный личный кабинет MyDPD, где присутствует весь необходимый функционал: от расчета стоимости до распечатки счетов и связи с нами. Есть большой ИТ-модуль, связанный с диспетчеризацией и планированием доставки, который позволяет централизованно управлять десятками тысяч отправок ежедневно. С помощью этого модуля тысячи курьеров ежедневно получают маршрут в приложении. Мы, со своей стороны, знаем точно, когда он будет в той или иной точке, и можем сообщить об этом клиенту.
На сегодняшний день порядка 60% входящих запросов в DPD Россия как отправителей и представителей бизнеса, так и получателей, физических лиц, приходится на автоматизированные системы управления. Так что, действительно, логистическая компания — это теперь больше про ИТ, чем про перевозку. Инвестиции DPD в ИТ кратно выше расходов на погрузчики, машины или их обслуживание.
— Насколько болезненным был уход из России иностранных поставщиков программного обеспечения (Oracle и SAP)?
— Мы пользуемся собственным ПО, собственной внутренней разработкой ИТ-департамента DPD.
— Планируется ли в компании внедрение новейших технологических решений на основе ИИ (например, беспилотного транспорта)? Насколько подобные эксперименты актуальны для компании?
— Мы периодически тестируем В2В-рынок на потребность таких разработок и в зависимости от этого точечно пилотируем новые технологические решения. Однако, на текущий момент это не массовая история.
— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года? Каким направлениям деятельности в вашей компании будет уделено основное внимание? Планируется ли расширение географии работы и наращивание логистической инфраструктуры?
— Маркетплейсы сейчас заняли огромную долю рынка и сильно потеснили многих игроков в сфере онлайн-торговли, особенно небольших. Последним довольно тяжело с ними соперничать. И, тем не менее, нишевые интернет-магазины, например, детских вещей, игрушек, косметики, спортивного инвентаря или товаров для стройки довольно неплохо себя чувствуют. Их товары удобнее получать дома. Например, молодым мамам затруднительно идти в пункты выдачи заказов с коляской — проще заказать доставку курьером. Сегментные маркетплейсы растут хорошо — вот они и работают с нами. Поэтому наш рынок продолжает расти и развиваться. Так, с начала 2023 года объем доставок DPD для нишевых маркетплейсов вырос почти на 60%. Чаще всего товары отправляют из Москвы, Уральского и Сибирского округов. Среди получателей с большим отрывом лидирует Москва, затем следуют Юг России и Урал. Основные отрасли нишевых маркетплейсов, с которыми мы работаем — одежда и детские товары, промышленное оборудование, а также бьюти сегмент.
Мы также считаем, что в ближайшие год-два многие крупные бренды займутся собственной онлайн-продажей. Сейчас большинство российских фешен-ретейлеров заняты разработкой своих сайтов и приложений. Ведь продажи через маркетплейсы, с одной стороны, дают вал объемов, но при этом можно продать много брюк или рубашек, но это будут не ваши клиенты, а клиенты маркетплейса, который в следующий раз поставит рекламу другого бренда или продаст собственные брюки и рубашки, заказанные на соседней фабрике. С собственной же клиентской базой можно создавать программу лояльности: этим покупателям можно предлагать новые коллекции, звать их в магазины или предлагать стоковые товары — все это невозможно с маркетплейсом. Игроки рынка начинают это понимать.
В результате года через два доля маркетплейсов в онлайн-продажах снизится на 20–30%, а отыгравшим этот рынок B2C-брендам понадобятся курьерские компании. Они сами не будут выстраивать службы доставки, в отличие от маркетплейсов, потому что это не их бизнес: это тяжело и сложно. Как раз мы и будем им нужны. Так что наша основная задача состоит в том, чтобы предоставлять услуги доставки лучше, чем это делают маркетплейсы, для того, чтобы клиентский опыт покупки на официальном сайте бренда был отличным, и покупателю хотелось его повторить. В этом случае B2C-бренды выиграют, а мы им в этом поможем.