Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 16 апреля 2024
Евгений Купко

Сделали первый шаг на пути построения международного бренда

СЕО BlinBerry Group и основатель брендов «СушиВесла» и «БлинБери» специально для исследования рынка общественного питания 2023

— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

— Так сложилось, что любой кризис становится для нас временем новых возможностей и роста. Не стал исключением и 2022 год. С началом СВО и уходом большой тройки высвободилось огромное количество аудитории (или, как принято говорить в отрасли, «гостей»), и мы максимально использовали эту возможность.

— Какое влияние оказали волатильность рубля и уход с рынка иностранных дистрибуторов на формирование меню и ценовую политику компании?

— Безусловно, волатильность рубля и уход огромного количества ключевых дистрибьюторов в корне изменили правила игры для многих компаний. Но для нас эта ситуация не была критичной, так как еще в 2014 году мы взяли курс на переход на продукцию локальных поставщиков. Так, в «БлинБери» и «СушиВесла» большую часть сырья мы закупаем в России и Беларуси. Единственная категория, в которой мы остро почувствовали изменения  это лосось и, как ни странно, картон. 

— Как Вы оцениваете результаты компании в первой половине 2023 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка Вы видите? Как изменилась маржинальность бизнеса в 2023 году?

— 2022 год стал для нас годом беспрецедентного роста, и в 2023 году эта тенденция только усилилась. С начала 2023 года мы открыли уже более 30 новых локаций, и в нашей команде появилось больше 10 новых партнеров-франчайзи из самых дальних уголков России. Также с брендом «БлинБери» мы сделали первый шаг на пути построения международного бренда, и уже этой осенью открываем первую блинную в Дубае. 

— Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2022 годом? Какие блюда и концепции набирают популярность?

— В прошлом году мы отмечали некоторое падение количества заказов и чека в первом полугодии — порядка 8,5%, но во втором полугодии мы вышли на положительную динамику.

Если говорить о среднем чеке, то он из года в год растет. В среднем годовой рост чека составляет 10–15%. Незначительный и постепенный рост цен не отпугивает гостей от заказа привычных позиций, что не может не радовать. 

— Как Вы оцениваете ситуацию в сфере доставки? Изменился ли спрос на услугу в связи с окончанием пандемии коронавируса? Планируете ли развивать данное направление?

— В 2022 году мы отмечали падение спроса на доставку. В целом, эта тенденция сохранилась и в 2023 году. В связи с этим, в 2023 году мы взяли курс на открытие больших ресторанов с посадочными местами.

Для нас всегда было и будет приоритетом развитие собственной доставки. Благодаря развитой IT-инфраструктуре мы сумели сохранить долю доставки в выручке на высоком уровне. К тому же ситуация в сегменте агрегаторов, как нам кажется, тупиковая. Монополия на рынке может привести к стремительному росту цен на услуги агрегаторов, так что сейчас мы рассчитываем только на собственные силы. 

— Насколько успешно развивается франчайзинговое направление? Сохранился ли спрос на франшизу в текущей экономической ситуации? Оказываете ли поддержку партнерам?

— Франчайзинговое направление из года в год не перестает поражать нас. За этот год к нашей сети присоединилось 10 партнеров. Половина из запланированных локаций уже работают в полную силу и показывают впечатляющие результаты по выручке. 

Как нам кажется, экономическая ситуация только подталкивает предпринимателей становиться франчайзи, а не открывать собственный бизнес. Мы даем понятный гайдлайн и полную поддержку своим партнерам. Предпринимателям не нужно проходить этот путь самостоятельно, ведь мы прошли его за них и предлагаем комплекс эффективных решений, которые проверили на себе. 

— Изменился ли ваш подход к выбору локаций из-за падения трафика в торговых центрах? Какова стратегия развития вашей сети?

— За последний год мы запустили всего две точки на фудкортах. Мы стараемся поддерживать отношения с торговыми центрами, но, конечно, большие форматы с посадкой сейчас нам более интересны. При открытии в любом новом городе мы всегда начинаем с большого ресторана/блинной на центральных проспектах.

— Получила ли ваша компания какие-либо преимущества от ухода с рынка иностранных сетей? Например, приток новой аудитории или помещения в удачных локациях?

— Да, безусловно. Крупные игроки освободили очень интересные площади, которые мы стараемся осваивать. Достаточно упомянуть одну только локацию «БлинБери» на Невском проспекте, 54 с красивой посадкой и вкусной едой по демократичному ценнику. Ранее это помещение занимал Starbucks.

Также после ухода большой тройки мы смогли занять топовые локации в Москве: на Тверской, Покровке.

В момент ухода больших игроков крайне важно было принимать быстрые решения и подстраиваться под новую реальность. Мы считаем, что с этой задачей нам удалось справиться на 100% только благодаря уже выстроенным бизнес-процессам, над которыми мы работали более 10 лет. 

— Изменились ли маркетинговая политика, рекламный бюджет вашей компании за последний год? Как вы адаптировались к запрету в России крупных социальных сетей и отключению рекламы в Google?

— Отключение рекламы в Google значительно повлияло на распределение рекламных бюджетов в компании. Но мы прошли этот этап без больших потерь. Сейчас активно развиваем сотрудничество со структурами «Яндекса», делаем упор на директ-маркетинг и работу с репутацией.

Плюсом было то, что мы еще с 2020 года активно развивали наши сообщества в Telegram. Поэтому, когда многие бренды только начали переходить в него, у нас уже было огромное комьюнити и отработанные механики взаимодействия с ним. Так что потерь в сфере социальных сетей мы не почувствовали. 

— Используете ли вы в своем бизнесе новые технологические решения (например, роботов, доставку дронами, решения на основе AI и т. д.)?

— Мы всегда старались внедрять все передовые food-tech технологии. Например, первыми в нашем сегменте подключили Apple Pay в доставке. 

Сейчас мы не видим смысла в «инновациях» и скорее расцениваем их как интересные решения для привлечения внимания. Но мы считаем возможным использование нейросетей в будущем, например для упрощения сбора заказов со всех источников в единый хаб. Хотя говорить об этом серьезно пока рано. 

— Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2023–2024 годах?

— До конца 2023 года мы открываем первую локацию в ОАЭ, а если точнее  в Dubai Marina Mall. Для нас это гигантский шаг. 

В первой половине 2024 года откроем уже вторую локацию в Дубае (на Bluewaters Island).

Планов много, но приоритетом так и останется развитие франчайзинговой сети и расширение географии присутствия.

РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2023 110 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2023 85 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще