Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 9 апреля 2024

Наша компания сосредоточена на развитии в странах СНГ

Генеральный директор СДЭК специально для исследования российского рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023

— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь целей и финансовых показателей, намеченных на 2022 год?

— В 2022 году мы ощутили существенный удар по нашему портфелю. Ряд крупных клиентов, которые занимали в нем весомую долю, покинули российский рынок, а значит прекратили отправки через нас. Население начало приобретать оставшиеся товары, поэтому март и апрель были активными месяцами. Однако затем началось падение.

Если говорить о результатах, то, начиная с сентября, ситуация стала улучшаться, особенно в онлайн-ритейле, который охватывает различные сферы бизнеса, включая продажи товаров первой необходимости.

Что касается целей и результатов 2022 года, они получились чуть консервативнее, чем мы ожидали, но выше, чем те оценки, которые давались в начале второго и третьего кварталов.

В финансовом плане ситуация была стабильной, хотя стоимость запчастей и международной доставки оказали умеренно негативное влияние на наши результаты. В целом, мы достигли поставленных показателей.

— Как вы оцениваете динамику операционных показателей компании в 2023 году? В какой мере удается сгладить воздействие неблагоприятных факторов? Какие драйверы и барьеры для развития рынка вы видите?

— 2023 год стал для нас довольно успешным. Несмотря на сложности 2022 года, мы не изменили тарифную и сервисную политику для клиентов, что привело к значительному притоку новых. Кроме того, действующие клиенты увеличили объем заказов.

В 2023 году произошла реструктуризация на рынке курьерской доставки, многие игроки его покинули. Это создало возможности для роста нашей компании, так как мы смогли привлечь клиентов из освободившихся сегментов. Что касается неблагоприятных факторов, то ими стали нехватка персонала и складских площадей. Мы успели подготовиться к этим вызовам. В плане персонала мы разнообразили свой гендерный состав: стали принимать на работу женщин, что дало нам дополнительные возможности для оперативного решения возникающих проблем.

Если говорить о драйверах и барьерах в 2024 году, то, по нашему мнению, существенное влияние на ретейл окажут курс доллара, цены на бензин и степень укомплектованности автопарка (а также наличие необходимых запчастей и возможностей для обслуживания автомобилей).

Сейчас осторожные шаги по выходу на российский рынок делает Китай. Однако надо понимать, что помимо самой техники необходимы запчасти и обслуживание, а насчет этих аспектов пока нет ясности.

В дальнейшем рынок электронной коммерции будет расти за счет маркетплейсов и крупных продавцов, осуществляющих продажи через собственные сайты. Важным фактором останется развитие российских брендов и производства на территории России, СНГ и других дружественных стран. Ситуация с потребительским спросом стабилизировалась, и рост зарплат оказывает положительное воздействие на электронную коммерцию.

— Изменилась ли работа вашей компании (объем грузоперевозок и география) в направлении международных грузоперевозок? Были ли скорректированы сроки и стоимость поставок по сравнению с 2021 годом? Если да, то как?

— География изменилась. Пришлось перестроить сеть транспорта в те города России, куда мы раньше доставляли груз по воздуху, а теперь этого сделать не можем. Вырос грузопоток внутри СНГ, особенно в направлении Казахстана и обратно.

— Увеличился ли объем внутренних перевозок? Если да, то благодаря каким факторам? Компании из каких отраслей предъявляют наибольший спрос на автомобильные перевозки?

— Мы ежегодно прирастаем примерно на 40–50%. Текущий год не стал исключением, особенно на фоне ухода крупных конкурентов. Действительно большая доля клиентов перешла к нам. При этом нужно понимать, что основная часть нашего бизнеса — это именно перевозка посылок. Доля сборных грузов не превышает 0,5% от общего объема.

— Как вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году? Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые были потребителями логистических услуг?

— Спрос есть, причем он начал опережать предложение. Особенно явно это будет видно в сезон (ноябрьдекабрь).

— Осуществляет ли ваша компания поставки товаров по схеме параллельного импорта? Какие маршруты наиболее популярны?

— Мы занимаемся посылочным бизнесом, поэтому и опыт у нас соответствующий. По параллельному импорту мы ввозим все, что покупают для клиентов CDEK.Shopping и CDEK Forward. То есть это не грузовые партии отправлений, а именно посылки для частных лиц в России. Рост объема покупок значителен — в 2023 году мы выросли примерно на 300%. Что касается направлений, то наша логистика сейчас очень динамична. Не так просто осуществлять перевозку грузов из ОАЭ или США в Россию, поэтому часто приходится импровизировать.

— Как уход с российского рынка иностранных логистических операторов сказался на конкурентной ситуации в отрасли?

— Уровень конкуренции не изменился. Клиенты ушедших компаний просто перераспределились между российскими логистическими операторами.

— Как ваша компания справляется с задачей содержания и обновления автопарка в условиях санкций и ухода иностранных вендоров?

— Мы переключились на продукцию из дружественных стран, что позволило нам снизить зависимость от иностранных организаций и производителей. Автомобили, которые были куплены до ухода иностранных брендов, обслуживаем за счет параллельного импорта. Затраты на содержание парка выросли, конечно, примерно на 40%. Оцениваем такой рост как стимул для повышения эффективности, стремимся минимизировать издержки и сдерживаем рост тарифов для конечного клиента в пределах возможного.

— Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от чат-ботов до ИИ-решений)?

— Начиная с июня мы наблюдаем большую нехватку кандидатов на рынке труда. Особенно это касается производственных вакансий (для нас это курьеры, кладовщики, грузчики). Это связано с оттоком населения из страны, демографической ямой, а также сезонным периодом отпусков. Конкуренция за персонал сильно выросла. Стало очевидным, что и мы должны меняться. Важную роль заняла скорость работы наших рекрутеров, поэтому мы внедрили чат-бота в процесс подбора персонала, чтобы сократить время реакции на резюме новых соискателей до 5 минут. Кроме того, мы провели исследование, чтобы понять, на каких основаниях кандидаты принимают решение о выборе работодателя. Мы выявили 3 основных фактора  это условия труда, отношения в коллективе и возможности роста и развития. На основе этой информации мы проиндексировали заработную плату, организовали доставку персонала до удаленных мест работы (где это ранее отсутствовало), предоставили питание для сотрудников и провели ряд других мер для улучшения условий труда. Кроме этого, мы ввели гибкий график там, где это было возможно.

— Может ли цифровизация бизнеса стать реальным ответом на текущие вызовы? Какие решения уже внедрены в компании (электронный документооборот, оптимизация складских процессов, системы управления транспортом и т. п.)?

— Да, конечно, может. Мы в СДЭК постоянно внедряем новые технологии.

Например, в доставке мы работаем над построением оптимальных маршрутов для курьеров, чтобы они могли доставлять и забирать максимальное количество грузов за день, при этом сокращая свои пробеги по городу.

Все наши курьеры используют мобильное приложение СДЭК, которое позволяет полностью управлять их работой и помогать им в различных ситуациях.

Что касается складского хранения, то мы разработали и продолжаем улучшать собственную систему управления складом (WMS), которая позволяет сотрудникам склада быстро и без ошибок распределять грузы по направлениям отправок, а также отслеживать задержки грузов на складе.

Мы активно роботизируем наши склады при помощи огромных умных и быстрых сортировочных линий и даже автономных роботов-сортировщиков. 

В транспорте мы используем и развиваем чат-боты для наших водителей, которые позволяют оперативно передавать информацию с дорог или о прибытии на склад. 

Мы оптимизируем маршруты для междугородних или международных отправлений с помощью информационных систем, чтобы груз максимально быстро был доставлен до пункта назначения. Также используем и внедряем системы электронного документооборота (ЭДО) и цифровизируем наши процессы так, чтобы в ближайшем будущем у нас не было бумажной документации.

— Насколько болезненным был уход из России иностранных поставщиков программного обеспечения (Oracle и SAP)? Осуществлен ли в компании переход на продукты российских компаний, и ведется ли разработка собственного ПО?

— Уход иностранных компаний типа SAP, Oracle или Microsoft не повлиял на нашу эффективность. Все наши продукты разрабатываются нами. Мы изначально придерживались этой стратегии, и развиваем нашу основную систему управления предприятием (ERP) с самого основания компании. Мы непрерывно модернизируем ее, активно используя OpenSource технологии, что дает нам скорость и гибкость, которые не могут дать «коробочные решения».

— Планируется ли в компании внедрение новейших технологических решений на основе ИИ (например, беспилотного транспорта)? Насколько подобные эксперименты актуальны для компании?

— Мы оценивали работу дронов и роверов, но пока hardware технологии недостаточно развиты, чтобы полностью переводить доставку на автопилот. Тем не менее, на наших складах мы используем автономных роботов-сортировщиков. Мы внимательно следим за подобными решениями уже несколько лет и считаем их очень актуальными.

— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года? Каким направлениям деятельности в вашей компании будет уделено основное внимание? Планируется ли расширение географии работы и наращивание логистической инфраструктуры?

— Последние несколько лет отрасль демонстрирует стабильный рост. В перспективе нескольких лет ситуация не изменится, особенно учитывая текущий дефицит ресурсов для грузоперевозок.

В настоящее время наша компания сосредоточена на развитии в странах СНГ: мы направляем основные усилия на расширение маршрутов, увеличение грузопотока и продаж в этих регионах.

Что касается новых логистических направлений за пределами России, мы идем по пути развития сети франчайзи и партнерской сети. В то же время в России мы наращиваем наши ресурсы органически, и год от года наблюдаем прирост примерно на 40%.

РБК Исследования рынков Российский рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023 170 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 15 мая 2024 Компания Гидмаркет Железнодорожные перевозки лидируют на рынке транспортно-логистических услуг в России В структуре видов транспорта на рынке лидирует железнодорожный с долей 84,4%

В последнем отчете по анализу рынка транспортно-логистических услуг в России были обнародованы свежие данные, согласно которым доминирующую позицию в общем объеме услуг занимают грузоперевозки, составляя 49,2%. При этом наблюдается стабильный спрос и на комплексные логистические услуги, которые занимают значительную долю рынка 45,0%. Складские услуги также играют важную роль, обеспечивая 5,8% от общего объема.

Отчет подчеркивает доминирование железнодорожного транспорта, который уверенно занимает лидирующие позиции с долей рынка в 84,4%. Это значительно превышает доли других видов транспорта, с автомобильным транспортом на втором месте, который составляет 12,3% и внутренним водным транспортом, замыкающим тройку лидеров с 1,8%.

Эксперты отмечают, что такое распределение свидетельствует о стабильности и эффективности железнодорожных перевозок в стране, что делает их предпочтительным выбором для перемещения крупных объемов грузов на дальние расстояния. Одновременно, высокий спрос на логистические услуги отражает растущую потребность рынка в интегрированных решениях, обеспечивающих управление цепочками поставок на всех этапах от производства до конечного потребителя.

Показать еще