― Как в целом оцениваете состояние российского e-commerce?
― Один из явных трендов года: универсальные маркетплейсы стали доминировать среди других каналов продаж. Пять ведущих маркетплейсов обеспечили 4/5 годового прироста рынка e-commerce в России по количеству заказов и 4/7 – по объёму продаж в денежном выражении. Также развитие получили классифайды.
Мы отметили рост количества доставок на склады онлайн-площадок – в среднем на 50% по сравнению с прошлым годом. Это связано с тем, что многие интернет-продавцы, которые раньше продавали в основном через социальные сети, переставшие работать в России, стали использовать новые пути выхода на покупателей. Маркетплейсы и классифайды стали альтернативой для малого и среднего бизнеса, и сами площадки в течение года фиксировали аномальный рост числа селлеров и заказов.
― Как в течение 2022 года складывалась ситуация в сегменте трансграничных перевозок? Удалось ли в какой-то степени преодолеть последствия санкций? Как изменилось количество отправлений за последний год?
― Поток трансграничных отправлений начал значительно снижаться с марта. Основные причины – это ограничение прямых продаж от зарубежных брендов в Россию и международных платежей с использованием карт, выпущенных российскими банками. Также на трафик повлияло падение реальных располагаемых доходов населения (-1,7% за 9 месяцев 2022).
Сокращение покупательского спроса на товары из китайских онлайн-магазинов было связано с увеличением сроков доставки: снизилась доступность авиационных емкостей и пропускная способность пограничных переходов из-за COVID в Китае.
В мае из-за низкого курса доллара и евро к рублю и стабилизации альтернативных логистических маршрутов спрос постепенно восстанавливался и уже в сентябре показал минимальное отставание от 2021 года. Однако по результатам 2022 года объём перевозок все равно будет ниже уровня прошлого года, примерно, на 33%.
― Как события 2022 года повлияли на структуру трансграничных онлайн-заказов по странам? Насколько выросла доля Китая? Совсем ли пропали поставки из Евросоюза и Северной Америки? Появились ли новые популярные направления? Имеются ли прогнозы по изменению структуры экспорта в Россию?
― Доля Китая в общем объёме трансграничных отправлений «Почты» за 10 месяцев 2022 года увеличилась на 6 п.п. до 94,1%. Количество отправлений из Европы и США сократилось с 2,3% до 1,5%. На наш взгляд, перспективны для роста международного трафика такие направления, как Турция и страны Юго-Восточной Азии. Они могут предложить ушедшим зарубежным брендам альтернативный способ попадания на российский рынок.
― В 2022 году в России стали появляться новые сервисы-посредники, которые позволяют приобрести товары ушедших брендов в зарубежных онлайн-магазинах. Подобный сервис запустили и в «Почте России». Как Вы считаете, являются ли сервисы-посредники временным решением или такая модель работы станет основной на российском рынке трансграничной онлайн-торговли?
― «Почта Global» – партнерский проект компании. Выкупом товаров занимаются наши партнеры. Доставкой до границы с Россией – надежные логистические операторы, с которыми мы сотрудничаем через дочерние компании. «Почта России» выполняет таможенное декларирование отправлений и доставку до отделений и получателя.
На фоне изменений в трансграничной торговле подобные сервисы переживают новую волну популярности. Если курс доллара и евро к рублю останется на текущем уровне, а зарубежные бренды сохранят ограничения и оплата российскими картами будет недоступна, не исключено, что подобные платформы станут самым распространенным способом для покупки товаров производителей, ушедших из России.
― Какое влияние на трансграничные перевозки оказало повышение тарифов беспошлинной торговли и легализация параллельного импорта? Как в перспективе на рынке интернет-торговли скажется либерализация таможенного законодательства?
― Повышение тарифов беспошлинной торговли положительно повлияло на объём трансграничных отправлений. Клиенты, которые привыкли покупать товары в зарубежных интернет-магазинах, продолжают оформлять заказы через посредников, несмотря на отсутствие прямой доставки. Если курсы валют останутся на текущем уровне, это простимулирует спрос. При этом сдерживать развитие канала будет увеличение стоимости и срока доставки, а также более сложный клиентский путь.
Эксперимент по запуску бондовых складов участники рынка и регуляторы прорабатывали в течение двух лет. Почта России запустит площадки с 1 апреля 2023 года. Согласованные параметры склада не в полной мере отвечают требованиям наших клиентов. Тем не менее, результаты эксперимента выявят направления для изменения и развития этого типа складов на территории РФ в будущем.
― Как Вы оцениваете ситуацию в сегменте экспортных отправлений из России? Как за последний год изменилось количество отправлений в этом сегменте? Какие направления были наиболее популярны, и какие товарные группы пользуются спросом за рубежом?
― Ограничения, с которыми российские продавцы столкнулись на зарубежных маркетплейсах, и трудности с приемом платежей от покупателей привели к сокращению объемов экспорта на 70%. Мы прогнозируем дальнейшее снижение количества отправлений после введения очередного пакета санкций с расширенным списком категории товаров, запрещенных к ввозу в ЕС. Несмотря на то, что США, Китай и Израиль остаются лидерами по приему