Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 11 мая 2023

Сервисы доставки продуктов питания расширяют аудиторию в небольших городах

Увеличение числа покупателей является главным драйвером рынка e-grocery.

По оценкам «РБК Исследований рынков», приведенным в обзоре «Российский рынок интернет-торговли продуктами питания 2022», за 2022 год аудитория сервисов доставки продуктов питания в России выросла почти на четверть и составила 30,9 млн человек. При этом ключевыми рынками для большинства игроков остаются Москва и Санкт-Петербург. Согласно результатам опроса, в 2022 году в столицах было сконцентрировано 40% аудитории ретейлеров. 

Тем не менее, ситуация постепенно меняется: столичные рынки постепенно насыщаются, а потенциал дальнейшего роста аудитории падает. Данный тезис подтверждается результатами опроса «РБК Исследований рынков»: среди респондентов из Москвы доля новых онлайн-покупателей (тех, кто воспользовался услугой доставки продуктов впервые в течение последнего года) составила только 5,9%, в Санкт-Петербурге – 10,3%, а в городах с численностью населения до 1 млн человек – превысила 16%. При этом важно отметить, что в опросе участвовали только активные онлайн-покупатели, в реальности разрыв в темпах роста аудитории в столицах и регионах может быть еще выше. О постепенном насыщении столичных рынков говорят и сами ретейлеры. «Темпы роста в регионах выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку эти города ближе к насыщению рынка. Мы считаем, что регионы очень перспективное направление, там много новой аудитории, пользователи пробуют разные сервисы», – отмечает в интервью директор по продажам и маркетингу в электронной коммерции розничной сети «Магнит» Евгений Николаев.

Многие операторы понимают, что ключ к наращиванию доли рынка находится в регионах, и уже в 2021 году многие из них начали активную географическую экспансию. Именно на 2021 год пришелся пик роста количества городов работы у многих онлайн-ретейлеров: «Самокат» расширился с 4 городов в 2020 году до 43 в 2021, «Яндекс.Лавка» – с 5 до 8, X5 Group – с 13 до 79, «ВкусВилл» – с 144 до 173, «Магнит» – с 60 до 241, «СберМаркет» – с 83 до 154, Ozon Fresh (бывший Ozon Express) – с 1 до 9. Расширение географии работы дало свои плоды и привлекло в сервисы новую аудиторию из регионов за пределами столиц, что фиксируют результаты опроса. В первой половине 2022 года на фоне начала нового кризиса операторы стали пересматривать свои стратегии развития и некоторые из них приостановили запуск сервисов в новых городах. Однако к осени процесс экспансии возобновился. 

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли продуктами питания 2022 99 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще