Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 11 мая 2023

Сервисы доставки продуктов питания расширяют аудиторию в небольших городах

Увеличение числа покупателей является главным драйвером рынка e-grocery.

По оценкам «РБК Исследований рынков», приведенным в обзоре «Российский рынок интернет-торговли продуктами питания 2022», за 2022 год аудитория сервисов доставки продуктов питания в России выросла почти на четверть и составила 30,9 млн человек. При этом ключевыми рынками для большинства игроков остаются Москва и Санкт-Петербург. Согласно результатам опроса, в 2022 году в столицах было сконцентрировано 40% аудитории ретейлеров. 

Тем не менее, ситуация постепенно меняется: столичные рынки постепенно насыщаются, а потенциал дальнейшего роста аудитории падает. Данный тезис подтверждается результатами опроса «РБК Исследований рынков»: среди респондентов из Москвы доля новых онлайн-покупателей (тех, кто воспользовался услугой доставки продуктов впервые в течение последнего года) составила только 5,9%, в Санкт-Петербурге – 10,3%, а в городах с численностью населения до 1 млн человек – превысила 16%. При этом важно отметить, что в опросе участвовали только активные онлайн-покупатели, в реальности разрыв в темпах роста аудитории в столицах и регионах может быть еще выше. О постепенном насыщении столичных рынков говорят и сами ретейлеры. «Темпы роста в регионах выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку эти города ближе к насыщению рынка. Мы считаем, что регионы очень перспективное направление, там много новой аудитории, пользователи пробуют разные сервисы», – отмечает в интервью директор по продажам и маркетингу в электронной коммерции розничной сети «Магнит» Евгений Николаев.

Многие операторы понимают, что ключ к наращиванию доли рынка находится в регионах, и уже в 2021 году многие из них начали активную географическую экспансию. Именно на 2021 год пришелся пик роста количества городов работы у многих онлайн-ретейлеров: «Самокат» расширился с 4 городов в 2020 году до 43 в 2021, «Яндекс.Лавка» – с 5 до 8, X5 Group – с 13 до 79, «ВкусВилл» – с 144 до 173, «Магнит» – с 60 до 241, «СберМаркет» – с 83 до 154, Ozon Fresh (бывший Ozon Express) – с 1 до 9. Расширение географии работы дало свои плоды и привлекло в сервисы новую аудиторию из регионов за пределами столиц, что фиксируют результаты опроса. В первой половине 2022 года на фоне начала нового кризиса операторы стали пересматривать свои стратегии развития и некоторые из них приостановили запуск сервисов в новых городах. Однако к осени процесс экспансии возобновился. 

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли продуктами питания 2022 99 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Ипотечный рынок стабилизируется после бума 2020-2021 гг. После отличных для ипотечного рынка 2020 и 2021 годов, в 2022 году наблюдается падение показателей объемов выданных ипотечных кредитов более чем на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации. 

Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Траты россиян на бытовую технику росли значительно медленнее цен Согласно результатам опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в рамках подготовки обзора «Российский рынок интернет-торговли бытовой техникой 2022», средние единовременные затраты на бытовую технику в онлайн-канале с ноября 2021 года по ноябрь 2022 года выросли на 3,7% и составили ₽11 159.

Рост затрат зафиксирован в 16 из 23 изученных категориях бытовой техники. В то же время, стоит отметить, что рост затрат россиян на бытовую технику оказался существенно ниже, чем рост цен. По данным Росстата, за 2022 год, рост потребительских цен на бытовые холодильники составил 24,6%, на стиральные машины – 32,2%, электропылесосы – 20,5%, микроволновые печи – 21,7%, бытовые плиты – 14,4%, в среднем бытовая техника подорожала на 22,6%. В 2021 году, когда цены на бытовую технику росли под влиянием логистического кризиса и дефицита чипов, потребительские расходы отреагировали ростом на 16,8% (при росте цен на 12,2%).

Показать еще