Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 26 апреля 2023

Россияне все чаще предпочитают ПВЗ другим способам доставки

Как показывают результаты опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в ходе подготовки обзора «Российский рынок интернет-торговли 2022», в 2022 году в России продолжился рост популярности самовывоза заказов из ПВЗ.

С ноября 2021 года по ноябрь 2022 года данным способом доставки воспользовались 86,9% онлайн-покупателей – на 4,4 процентных пункта больше, чем годом ранее. Среди преимуществ ПВЗ можно отметить возможность примерки, визуальной оценки соответствия товара ожиданиям, а также простой возврат в случае изменения решения о покупке. Еще более важный фактор – доступность ПВЗ. Количество пунктов ежегодно растет и уже существенно превосходит количество магазинов крупных FMCG-сетей. Высокая плотность сетей ПВЗ упрощает процесс самовывоза до уровня похода в супермаркет у дома. При этом, в отличии от курьерской доставки, покупателю не нужно подстраиваться под время ожидаемой доставки. В период пандемии популярность ПВЗ по объективным причинам снижалась, что зафиксировал опрос, проведенный в 2020 году. Тогда данным способов доставки пользовались только 67,6% респондентов. Тем временем, результаты 2022 года превзошли допандемийные на 16,2 процентных пункта.

На фоне роста доли доставок в пункты выдачи заказов, популярность альтернативных вариантов сокращается второй год подряд. Так, доля респондентов, предпочитающих курьерскую доставку, сократилась с 39% в 2021 году до 30% в 2022 году. Снижение популярности отмечается не только у курьерской доставки, но и у самовывоза (за исключением ПВЗ). Так, свои заказы из отделений «Почты России» в 2022 году забирали 30,7% респондентов, годом ранее данный вариант ответа отметили 37% россиян, а в 2020 году почти 43%. Доставкой в постаматы в 2022 году воспользовались 25,8%, годом ранее – 30,9%.

В целом, можно проследить такой тренд: по мере накопления опыта онлайн-покупок россияне выбирают для себя один-два удобных способа доставки, и чаще всего, первым выбором становится ПВЗ. Об этом свидетельствуют результаты опросов: второй год подряд все варианты доставки кроме ПВЗ синхронно теряют популярность. Также стоит отметить, что вопрос, который задается респондентам в рамках соцопроса позволяет отметить несколько вариантов ответа, и среднее количество вариантов, которые отмечает один респондент ежегодно снижается: до пандемии один респондент отмечал в среднем 2,2 варианта доставки, в 2020 году – 2,1 варианта, в 2021 году 2,0 варианта, а в 2022 году – 1,9 вариантов. Вероятно, что по мере роста количества заказов, которые делает средний покупатель, он выбирает для себя один удобный способ получения заказа, которым чаще всего становится конкретный ПВЗ. Другие способы доставки выбираются опционально, в зависимости от вида груза, локации в которой его надо получить и других ситуаций.

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли 2022 105 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще