― Как Вы можете охарактеризовать результаты работы компании за 2022 год? Какое влияние оказали антироссийские санкции, волатильность рубля, нарушение логистических цепочек и др. факторы на ваш бизнес и на сегмент в целом? Какие меры вы предпринимаете для адаптации к возникшей ситуации? Пришлось ли вносить коррективы в планы по развитию?
― В 2022 году мы продолжили развивать Wildberries как площадку для малого бизнеса и покупателей, стремились поддерживать как предпринимателей, так и потребителей. За 11 месяцев 2022 года предоставили за свой счет дополнительные скидки на товары на общую сумму 203 млрд рублей, что на 25% больше, чем за аналогичный период 2021 года.
В 2022 году продолжили улучшать работу региональной логистики и повышали доступность складских центров для предпринимателей. Для этого в преддверии высокого сезона продаж – в июле-ноябре – запустили свыше 200 000 кв. м новых складских площадей. Всего за 9 месяцев 2022 года вложили порядка 20,8 млрд руб. в строительство новых логистических центров, открытие пунктов выдачи заказов по всей стране.
В целом по итогам 2022 года откроем совокупно 100 тыс. новых рабочих мест и вложим еще около 9,4 млрд руб. в развитие инфраструктуры.
Более 90% заказов наши покупатели предпочитают получать именно в пунктах выдачи заказов, поэтому мы продолжили открывать новые пункты самовывоза как самостоятельно, так и в партнерстве с малым бизнесом. В 2022 года стартовала программа субсидирования новых партнерских точек выдачи: владельцы ПВЗ получают повышенные выплаты до 7,3% от оборота точки в приоритетных локациях, где сильнее всего ощущается их нехватка для покупателей. В результате этого, по итогам 11 месяцев Wildberries обладает самой широкой сетью партнерских пунктов выдачи заказов среди всех онлайн-ретейлеров страны – их общее количество превышает уже 13,3 тыс., а общее число пунктов самовывоза компании – более 27,5 точек.
В целях улучшения покупательского сервиса мы усилили и контроль за качеством продукции на Wildberries. Разработали собственную уникальную систему «Цифровой арбитраж», которая значительно усилила защиту предпринимателей от возможных нарушений их авторских прав со стороны других участников рынка, а покупателей – от возможного проникновения контрафактной продукции. Кроме того, провели интеграцию с реестрами Роскачества и Росаккредитации для дополнительной верификация товаров на площадке.
Также совместно с другими маркетплейсами создали единую информационную систему «Антриконтрафакт».
Одним из ключевых вызовов, с которым в 2022 году столкнулись как мы, так и все другие игроки рынка, стал существенный рост расходов на логистику. Это происходит из-за повышения стоимости всех ее компонентов, начиная от складского оборудования и коммерческого транспорта, доступность которого продолжает снижаться, заканчивая материалами и компонентами для строительства новых логистических объектов, с 2020 года их стоимость возросла примерно на 40-50%.
― Как менялось потребительское поведение россиян в течение года? Наблюдался ли ажиотажный спрос в марте, сентябре или в другое время? Ожидаете ли Вы перехода россиян к сберегательной стратегии, сокращения трат, количества импульсивных и дорогостоящих покупок?
― Наблюдаем, что российские потребители сейчас действительно проявляют экономность, однако это не сказывается на общих продажах Wildberries. Например, в ноябре 2022 году покупатели приобретали как более дорогостоящую продукцию – бытовую технику (рост числа заказов + 101% год к году), ювелирные украшения (+64%), ноутбуки и компьютеры (+246%), так и с более низким средним чеком – одежду (+107%), косметику (+89%) и канцелярские товары (+78%).
При этом основной покупательский спрос в большинстве товарных категориях зафиксирован именно в массовом сегменте, что, на наш взгляд, связано с сужением ассортимента брендов средне-высокого и премиального ценовых сегментов, которые сокращают свое присутствие на российском рынке.
― Какие товарные категории демонстрируют наиболее высокую динамику роста, а какие, напротив, проседают? Как ведут себя продажи в сегментах fashion, продуктов питания, детских товаров, цифровой и бытовой техники? Какова их доля в вашем обороте? Появились ли новые категории товаров на вашей площадке? Как оцениваете перспективы их развития?
― За 9 месяцев 2022 года оборот Wildberries вырос на 95% год к году, до 1,1 трлн руб. (GMV, оборот от продаж товаров и услуг с учетом возвратов и скидок), рост продаж в штуках составил 76%.
Наибольшие объемы продаж за 9 месяцев 2022 года отмечены в категориях fashion-товаров (382,7 млрд руб., +70% год к году), продукции для благоустройства дома и дачи (159 млрд руб., +136%), детских товаров (117,4 млрд руб., +59%), бытовой техники и электроники (90,9 млрд руб., +93%), а также косметики и парфюмерии (90,1 млрд руб., +94%). Впервые оборот Wildberries в категории бытовой техники и электроники превысил показатель сегмента косметики и парфюмерии, что связано с расширением ассортимента и ростом покупательской активности на онлайн-площадке. Наиболее динамичными же темпами росли продажи оборудования для умного дома и безопасности (+259% год к году), строительных материалов (+187%), фото- и видеотехники (+181%), садовой техники (+178%), а также спортивного инвентаря (+175%).
Продолжаем развивать сотрудничество с российским бизнесом, в 2022 году покупателям Wildberries стали доступны автозапчасти с удобным каталогом по марке автомобиля, был расширен ассортимент мебели и крупногабаритных товаров, а также появилась возможность бронирования алкогольных напитков в винотеках через нашу онлайн-платформу.
― Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2023 г.? Есть ли планы по расширению географии доставки, наращиванию логистической инфраструктуры, экспериментам с новыми форматами работы? Или же вы сосредоточитесь на оптимизации бизнеса и адаптации деятельности компании к текущей кризисной ситуации?
― В 2023 году мы сосредоточимся на дальнейшем развитии онлайн-платформы для российского бизнеса – для развития предпринимательства в стране. Будем и дальше улучшать собственную логистическую инфраструктуру, улучшать бизнес-процессы, создавать новые рабочие места для россиян и сервисы для покупателей.