Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 19 апреля 2023
Вячеслав Иващенко

Наблюдаем, что российские потребители сейчас действительно проявляют экономность, однако это не сказывается на общих продажах Wildberries

Директор по развитию Wildberries специально для исследования рынка онлайн-торговли 2022

 Как Вы можете охарактеризовать результаты работы компании за 2022 год? Какое влияние оказали антироссийские санкции, волатильность рубля, нарушение логистических цепочек и др. факторы на ваш бизнес и на сегмент в целом? Какие меры вы предпринимаете для адаптации к возникшей ситуации? Пришлось ли вносить коррективы в планы по развитию?

 В 2022 году мы продолжили развивать Wildberries как площадку для малого бизнеса и покупателей, стремились поддерживать как предпринимателей, так и потребителей. За 11 месяцев 2022 года предоставили за свой счет дополнительные скидки на товары на общую сумму 203 млрд рублей, что на 25% больше, чем за аналогичный период 2021 года. 

В 2022 году продолжили улучшать работу региональной логистики и повышали доступность складских центров для предпринимателей. Для этого в преддверии высокого сезона продаж – в июле-ноябре – запустили свыше 200 000 кв. м новых складских площадей. Всего за 9 месяцев 2022 года вложили порядка 20,8 млрд руб. в строительство новых логистических центров, открытие пунктов выдачи заказов по всей стране. 

В целом по итогам 2022 года откроем совокупно 100 тыс. новых рабочих мест и вложим еще около 9,4 млрд руб. в развитие инфраструктуры.

Более 90% заказов наши покупатели предпочитают получать именно в пунктах выдачи заказов, поэтому мы продолжили открывать новые пункты самовывоза как самостоятельно, так и в партнерстве с малым бизнесом. В 2022 года стартовала программа субсидирования новых партнерских точек выдачи: владельцы ПВЗ получают повышенные выплаты до 7,3% от оборота точки в приоритетных локациях, где сильнее всего ощущается их нехватка для покупателей. В результате этого, по итогам 11 месяцев Wildberries обладает самой широкой сетью партнерских пунктов выдачи заказов среди всех онлайн-ретейлеров страны – их общее количество превышает уже 13,3 тыс., а общее число пунктов самовывоза компании – более 27,5 точек.  

В целях улучшения покупательского сервиса мы усилили и контроль за качеством продукции на Wildberries. Разработали собственную уникальную систему «Цифровой арбитраж», которая значительно усилила защиту предпринимателей от возможных нарушений их авторских прав со стороны других участников рынка, а покупателей – от возможного проникновения контрафактной продукции. Кроме того, провели интеграцию с реестрами Роскачества и Росаккредитации для дополнительной верификация товаров на площадке. 

Также совместно с другими маркетплейсами создали единую информационную систему «Антриконтрафакт». 

Одним из ключевых вызовов, с которым в 2022 году столкнулись как мы, так и все другие игроки рынка, стал существенный рост расходов на логистику. Это происходит из-за повышения стоимости всех ее компонентов, начиная от складского оборудования и коммерческого транспорта, доступность которого продолжает снижаться, заканчивая материалами и компонентами для строительства новых логистических объектов, с 2020 года их стоимость возросла примерно на 40-50%.

 Как менялось потребительское поведение россиян в течение года? Наблюдался ли ажиотажный спрос в марте, сентябре или в другое время? Ожидаете ли Вы перехода россиян к сберегательной стратегии, сокращения трат, количества импульсивных и дорогостоящих покупок?

 Наблюдаем, что российские потребители сейчас действительно проявляют экономность, однако это не сказывается на общих продажах Wildberries. Например, в ноябре 2022 году покупатели приобретали как более дорогостоящую продукцию – бытовую технику (рост числа заказов + 101% год к году), ювелирные украшения (+64%), ноутбуки и компьютеры (+246%), так и с более низким средним чеком – одежду (+107%), косметику (+89%) и канцелярские товары (+78%).

При этом основной покупательский спрос в большинстве товарных категориях зафиксирован именно в массовом сегменте, что, на наш взгляд, связано с сужением ассортимента брендов средне-высокого и премиального ценовых сегментов, которые сокращают свое присутствие на российском рынке.

 Какие товарные категории демонстрируют наиболее высокую динамику роста, а какие, напротив, проседают? Как ведут себя продажи в сегментах fashion, продуктов питания, детских товаров, цифровой и бытовой техники? Какова их доля в вашем обороте? Появились ли новые категории товаров на вашей площадке? Как оцениваете перспективы их развития?

 За 9 месяцев 2022 года оборот Wildberries вырос на 95% год к году, до 1,1 трлн руб. (GMV, оборот от продаж товаров и услуг с учетом возвратов и скидок), рост продаж в штуках составил 76%. 

Наибольшие объемы продаж за 9 месяцев 2022 года отмечены в категориях fashion-товаров (382,7 млрд руб., +70% год к году), продукции для благоустройства дома и дачи (159 млрд руб., +136%), детских товаров (117,4 млрд руб., +59%), бытовой техники и электроники (90,9 млрд руб., +93%), а также косметики и парфюмерии (90,1 млрд руб., +94%). Впервые оборот Wildberries в категории бытовой техники и электроники превысил показатель сегмента косметики и парфюмерии, что связано с расширением ассортимента и ростом покупательской активности на онлайн-площадке. Наиболее динамичными же темпами росли продажи оборудования для умного дома и безопасности (+259% год к году), строительных материалов (+187%), фото- и видеотехники (+181%), садовой техники (+178%), а также спортивного инвентаря (+175%).

Продолжаем развивать сотрудничество с российским бизнесом, в 2022 году покупателям Wildberries стали доступны автозапчасти с удобным каталогом по марке автомобиля, был расширен ассортимент мебели и крупногабаритных товаров, а также появилась возможность бронирования алкогольных напитков в винотеках через нашу онлайн-платформу. 

 Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2023 г.? Есть ли планы по расширению географии доставки, наращиванию логистической инфраструктуры, экспериментам с новыми форматами работы? Или же вы сосредоточитесь на оптимизации бизнеса и адаптации деятельности компании к текущей кризисной ситуации?

 В 2023 году мы сосредоточимся на дальнейшем развитии онлайн-платформы для российского бизнеса – для развития предпринимательства в стране. Будем и дальше улучшать собственную логистическую инфраструктуру, улучшать бизнес-процессы, создавать новые рабочие места для россиян и сервисы для покупателей.

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами 2022 95 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли 2022 105 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще