Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 24 октября 2022

Современные реалии рынка шоколада в России

Фокус отечественных производителей на экспорт шоколадной продукции в Китай, и чего ожидать в ближайшей перспективе от российского рынка?

По итогам 2021 года в России было произведено на 5,6% больше, шоколада и шоколадных изделий чем в 2020 году при расчете в натуральном выражении. Что касается первого полугодия 2022 года, то здесь наметилась отрицательная динамика относительно аналогичного периода годом ранее. Так, в январе-июле 2022 года было изготовлено на 26 тыс тонн меньше шоколада. Однако, такая тенденция была вызвана нестабильной политической и экономической обстановкой в стране и мире. Ожидается, что во втором полугодии ситуация на рынке шоколада стабилизируется и продемонстрирует рост выпуска товара.

В структуре производства в разрезе товарных категориий лидерские позиции в 2021 году занимал шоколад в упакованном виде, при этом ежегодно объемы выпуска увеличиваются. По сравнению с 2020, в прошедшем году было изготовлено на 3,3% больше продукции.

Отметим, что сегодня наиболее значим барьером развития отечественного производства является сырьевая импортозависимость. Импорт в Россию какао-бобов демонстрировал отрицательную динамику уже в 2021, в 2022 ситуация существенно усугубилась.

Среди прочих актуальных тенденций рынка шоколада стоит выделить активный рост экспортных отгрузок. Так, в ретроспективе 2017-2021 гг. среднегодовой темп роста составил 14,8%. При этом прирост в 2021 году относительно 2020 равен 9,7%.

В 2021-2022 гг. основной объем изготавливаемой в России продукции отправляется в страны ближнего зарубежья: Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Азербайджан, Кыргызстан. Среди прочих перспективных направлений стоит выделить поставки в Китай и Саудовскую Аравию. Доля этих стран составляет 13,5% и 4,1% соответственно в тоннажном выражении.

По итогам 2021 года Россия входит в топ-10 стран-экспортеров шоколада в мире, занимая 9 позицию. Интересно отметить, что в прошедшем году доля РФ на мировом рынке составляла 3,63% при том, что в 2017 году этот показатель был чуть больше 2%.

Согласно мнению экспертов, на сегодняшний день Китай является наиболее перспективным направлением для поставок отечественного шоколада. Процент экспорта в Китай составил 13,5% от общего объема в натуральном выражении.

Примечательно, что в региональной структуре импортных поставок Китая наша страна занимает первое место. Показатель в натуральном выражении по итогам 2021 года превышал аналогичный для 2020 на 35% и на 253% 2017 года. Такая динамика объясняется ростом спроса в Китае на российский шоколад. Стоит отметить, что второй страной по объему поставок фокусной продукции в Китай была Бельгия, ввоз шоколада оттуда был на 11,4 тыс тонн меньше, чем из России.

Помимо увеличения объемов экспорта, в качестве драйвера роста производства шоколада, стоит выделить актуальный для российского рынка тренд на популяризацию здорового питания. Так, рынок здорового питания в России в среднем растет на 8,5% в год. По итогам деятельности таких магазинов как «Азбука Вкуса» и «СберМаркет», спрос на «правильные» сладости вырос на 15-25%. Ожидается, что популяризация ЗОЖ повлечет за собой не только спрос на шоколад с повышенным содержанием какао (более 70%), но и на кондитерские изделия из категорий, подходящих для вегетарианцев, людей, у которых есть непереносимость лактозы и т. п.

Согласно оценке «Смарт Консалт», прогноз развития рынка шоколада и шоколадной продукции в России является весьма благоприятным. В период с 2022 по 2026 гг. ожидается сдержанное наращивание объемов производства и потребления.

Так, совокупный CAGR в рассматриваемой ретроспективе составит около 4% в натуральном выражении, при этом производство увеличится до отметки в 1,3 млн тонн.

SmartConsult Анализ российского рынка шоколада 30 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 15 мая 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Россияне тратят больше на посуду: рынок демонстрирует уверенный рост Российский рынок розничной торговли посудой и товарами для дома заметно увеличился, а доля онлайн-продаж и интерес к отечественным брендам продолжили расти.

В 2023 году совокупная выручка российских компаний, работающих в сегменте розничной торговли посудой и товарами для дома, достигла рекордных 17,8 млрд рублей. Это в 5,2 раза больше, чем годом ранее — столь резкий скачок может объясняться как реальным ростом продаж, так и особенностями выборок и методологии официальной статистики. Среднегодовой темп роста (CAGR) за период с 2005 по 2023 год составил 18,6%, что подчеркивает уверенное развитие отрасли на протяжении последних лет. В январе–сентябре 2024 года совокупная выручка отрасли достигла 11,6 млрд рублей, и, по предварительным оценкам, по итогам года рынок вырос примерно на 13%, вплотную приблизившись к отметке в 20 млрд рублей.

Статья, 15 мая 2025 NeoAnalytics Анализ российского рынка замороженных полуфабрикатов: итоги 2024 г., прогноз до 2028 г. В апреле 2025 года исследовательская компания NeoAnalytics завершила проведение маркетингового исследования российского рынка замороженных полуфабрикатов.

В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок замороженных полуфабрикатов: итоги 2024 г., прогноз до 2028 г.», выяснилось, что в 2024 г.  объем рынка составил около более 350 млрд. руб. и увеличился на 12%. На фоне положительной динамики основных макроэкономических показателей, таких как прирост оборота розничной торговли и денежные доходы населения, объем рынка полуфабрикатов в 2024 г. также демонстрировал рост.  Данная продукция всегда имеет спрос со стороны покупателей, что сказывается на интенсивной динамике ее потребления. При этом, наибольший прирост был зафиксирован в 2021 г. после замедления динамики в 2020 г. 

Показать еще