Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 24 октября 2022

Современные реалии рынка шоколада в России

Фокус отечественных производителей на экспорт шоколадной продукции в Китай, и чего ожидать в ближайшей перспективе от российского рынка?

По итогам 2021 года в России было произведено на 5,6% больше, шоколада и шоколадных изделий чем в 2020 году при расчете в натуральном выражении. Что касается первого полугодия 2022 года, то здесь наметилась отрицательная динамика относительно аналогичного периода годом ранее. Так, в январе-июле 2022 года было изготовлено на 26 тыс тонн меньше шоколада. Однако, такая тенденция была вызвана нестабильной политической и экономической обстановкой в стране и мире. Ожидается, что во втором полугодии ситуация на рынке шоколада стабилизируется и продемонстрирует рост выпуска товара.

В структуре производства в разрезе товарных категориий лидерские позиции в 2021 году занимал шоколад в упакованном виде, при этом ежегодно объемы выпуска увеличиваются. По сравнению с 2020, в прошедшем году было изготовлено на 3,3% больше продукции.

Отметим, что сегодня наиболее значим барьером развития отечественного производства является сырьевая импортозависимость. Импорт в Россию какао-бобов демонстрировал отрицательную динамику уже в 2021, в 2022 ситуация существенно усугубилась.

Среди прочих актуальных тенденций рынка шоколада стоит выделить активный рост экспортных отгрузок. Так, в ретроспективе 2017-2021 гг. среднегодовой темп роста составил 14,8%. При этом прирост в 2021 году относительно 2020 равен 9,7%.

В 2021-2022 гг. основной объем изготавливаемой в России продукции отправляется в страны ближнего зарубежья: Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Азербайджан, Кыргызстан. Среди прочих перспективных направлений стоит выделить поставки в Китай и Саудовскую Аравию. Доля этих стран составляет 13,5% и 4,1% соответственно в тоннажном выражении.

По итогам 2021 года Россия входит в топ-10 стран-экспортеров шоколада в мире, занимая 9 позицию. Интересно отметить, что в прошедшем году доля РФ на мировом рынке составляла 3,63% при том, что в 2017 году этот показатель был чуть больше 2%.

Согласно мнению экспертов, на сегодняшний день Китай является наиболее перспективным направлением для поставок отечественного шоколада. Процент экспорта в Китай составил 13,5% от общего объема в натуральном выражении.

Примечательно, что в региональной структуре импортных поставок Китая наша страна занимает первое место. Показатель в натуральном выражении по итогам 2021 года превышал аналогичный для 2020 на 35% и на 253% 2017 года. Такая динамика объясняется ростом спроса в Китае на российский шоколад. Стоит отметить, что второй страной по объему поставок фокусной продукции в Китай была Бельгия, ввоз шоколада оттуда был на 11,4 тыс тонн меньше, чем из России.

Помимо увеличения объемов экспорта, в качестве драйвера роста производства шоколада, стоит выделить актуальный для российского рынка тренд на популяризацию здорового питания. Так, рынок здорового питания в России в среднем растет на 8,5% в год. По итогам деятельности таких магазинов как «Азбука Вкуса» и «СберМаркет», спрос на «правильные» сладости вырос на 15-25%. Ожидается, что популяризация ЗОЖ повлечет за собой не только спрос на шоколад с повышенным содержанием какао (более 70%), но и на кондитерские изделия из категорий, подходящих для вегетарианцев, людей, у которых есть непереносимость лактозы и т. п.

Согласно оценке «Смарт Консалт», прогноз развития рынка шоколада и шоколадной продукции в России является весьма благоприятным. В период с 2022 по 2026 гг. ожидается сдержанное наращивание объемов производства и потребления.

Так, совокупный CAGR в рассматриваемой ретроспективе составит около 4% в натуральном выражении, при этом производство увеличится до отметки в 1,3 млн тонн.

SmartConsult Анализ российского рынка шоколада 30 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 11 июля 2024 SmartConsult Рынок карьерных самосвалов: китайская экспансия и рост спроса Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, 2023 год продемонстрировал позитивные приросты спроса на карьерные самосвалы. Основу предложения составили китайские бренды. Сохранится ли тенденция?

По итогам 2023 г. рынок карьерных самосвалов в РФ увеличился в натуральном эквиваленте (шт.) почти на 7%. При этом новая геополитическая реальность с 2022 года в значительной степени способствовала изменению структуры спроса на карьерные самосвалы. Позиции ведущих зарубежных брендов, таких как Hitachi, Komatsu, John Deere, Caterpillar и пр., существенно ослабли с марта 2022 года после того, как данные компании приостановили продажи и поставку техники на российском рынке. По оценкам «Смарт Консалт» в таможенных декларациях 2022-2023 гг., по-прежнему, фиксируются поставки таких импортных брендов как CATERPILLAR, KOMATSU и VOLVO, но моделей бывших в употреблении.

Показать еще