Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 19 октября 2022
Надежда Ованесова

Мы начали процесс изменения формата бизнеса

Директор по маркетингу и продукту «Папа Джонс» специально для исследования рынка общественного питания 2022

― Каким был 2021 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию? 

― Прошлый год был достаточно сложным, но тем не менее, рестораны смогли достичь не только таргетных значений, но и показать плюс в LFL продажах. Мы успешно открыли одиннадцать ресторанов, но нам важно найти действительно надежных партнеров в развитии бизнеса, а не гнаться за их количеством.

― Какое влияние на рынок и компанию оказали новые антироссийские санкции?

― Наши региональные партнеры планируют в этом году открыть от 20 до 40 ресторанов, но этому, конечно, может помешать нестабильная ситуация.

Безусловно, санкции оказали серьезное влияние на несколько сфер. В первую очередь, разорваны логистические цепочки, что привело к нарушению поставок продуктов. И хотя уже много лет 98% продуктов, которые мы используем, ― российского производства, нас тоже затронула эта проблема. Нарушена и система ценообразования у поставщиков. Это объясняется тем, что многие ингредиенты были импортные, и цены взлетели буквально в одночасье. При этом даже после недавнего укрепления рубля они не приблизились к изначальным значениям.

Интересно как повел себя рынок труда после приостановки деятельности многих компаний. Часть из них продолжили выплачивать зарплату своим сотрудникам, часть провели сокращения и выплатили большие компенсации, поэтому притока кандидатов на офисные позиции мы не заметили. Однако появилось много соискателей на должность водителей и доставщиков пиццы, многие из которых, как мы знаем, перешли от агрегаторов. 

― Как вы оцениваете результаты компании в I квартале 2022 года, а также отдельно в марте-апреле 2022 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней?

― В прошлом году мы начали серьезный процесс изменения формата бизнеса, отказавшись от собственных ресторанов. В первом квартале двадцать второго года партнерские рестораны по всей сети показывают уверенный рост, от 10 до 30% LFL к прошлому году. В начале марта мы видели серьезную просадку продаж, но уже к концу месяца они восстановились и даже пошли вверх, опережая план. В апреле и мае позитивная тенденция сохраняется. В прошлом году такого роста не наблюдалось.

― Удалось ли вам воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса? Как оцениваете их эффект?

― Да, нам удалось воспользоваться льготами, предоставляемыми во время пандемии (отсрочками по уплате налогов и выплате кредитов). Безусловно это дало положительный эффект в сложные времена. Меры поддержки, которые были предоставлены бизнесу, в последние месяцы нашей компании не коснулись.

― Насколько повлияли на маржинальность бизнеса новые санкции и волатильность рубля? Какую ценовую политику планируете применять до конца 2022 года?

― Конечно, маржинальность бизнеса сильно просела в марте по причине резкого повышения цен. Постепенно ситуация восстанавливается.

Если говорить о ценах на пиццу, мы стараемся удерживать их на прежнем уровне. Последний раз повышение производилось в конце 2021 года. Будем стараться держать ситуацию с сырьем под контролем и существенно не менять цены до конца года.

― Как складываются ваши отношения с поставщиками? Возникали ли за последнее время перебои в поставках продуктов?

― У нас 98% российских поставок на настоящий момент. Из импорта только то, что не произрастает у нас: оливки, перцы пепперончини, халапеньо. Их мы и дальше будем искать возможности импортировать. В недавнем времени мы перешли на российского поставщика мясных колбасок из свинины и говядины. В общем и целом, ситуация повлияла на всех. Несмотря на то, что в каждой сфере возникли сложности в работе, перебои с поставками удается предотвращать.

― Заметили ли вы изменения в поведении гостей? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2021 годом?

― В течение 2020–2021 года произошло много изменений, и ситуация так до конца и не вернулась к прежним временам. Например, в этот период на второй план ушли залы, хотя это и компенсировалось приростом в доставке. В начале этого года мы начали возрождать залы, но посещаемость упала вновь. Тем не менее, мы видим уверенный рост транзакций и стабильность среднего чека. В меню «Папа Джонс» были запущены ряд новых пицц для low сегмента, которые помогли удержать показатель Items Per Check на уровне в среднем трех наименований, как и в прошлом году.

― Как вы считаете, продолжится ли рост сегмента доставки, и как вы планируете развивать данное направление в компании?

― Доля доставки в нашей компании занимает более 85%, при этом собственная доставка продолжает расти. В зависимости от региона есть рост или снижение доли агрегаторов, но в целом, доставка была и будет нашим ключевым фокусом, и, конечно, собственная служба ― в приоритете. Мы считаем, что привычка заказывать еду домой или на мероприятие будет только увеличивать свое распространение в массах и как показывает тенденция в Европе и Америке, рост продолжится и в будущем.

― Как вы считаете, продолжится ли рост сегмента доставки, и как вы планируете развивать данное направление в компании?

― Конечно, текущая ситуация особо остро сказывается на развитии южного округа. Но несмотря на все обстоятельства в 2022 году сеть достигла прироста LFL выручки к прошлому году в +16,5% в апреле и в +20,9% в мае. Это является наилучшим показателем за последние 6,5 лет.

Для поддержания партнеров в такой непростой период мы предоставили скидку на роялти на три месяца. Также мы устанавливаем лояльные условия по открытиям в текущем году как для действующих, так и для новых франчайзи.

― Как вы оцениваете влияние от ухода или приостановки работы в России ряда иностранных компаний и операторов общепита?

― Уход популярных ресторанных концепций, отсутствие возможности давать рекламу в запрещенных соцсетях и так далее стал очередным этапом развития для «Папа Джонс». Мы видим новые возможности в построении коммуникации с нашей целевой аудиторией, в частности выросла роль direct–маркетинга.

Также мы ощутили заметный прирост выручки, хотя и сложно сказать, что именно повлияло на рост продаж. Мы понимаем, что скорее всего это временная ситуация. И если не вернутся иностранные операторы, то появятся новые. Но тем интереснее вести бизнес.

При этом конкуренция на рынке общепита и тем более доставки будет оставаться высокой. Всегда будет большой выбор, а у брендов ― возможность проявить себя и заинтересовать клиента.

Мы делаем все, чтобы при желании заказать пиццу, клиент думал в первую очередь о «Папа Джонс» и получал горячую вкусную пиццу высокого качества.

― Какие инструменты маркетинга вы оцениваете как наиболее эффективные? На какие каналы коммуникации с клиентами делаете сейчас ставку?

― Первый приоритет для нас ― развитие продукта, приложения и сайта. Мы доработали апсейл, ввели новую программу лояльности, подключаем альтернативные способы оплаты для удобства клиентов.

В конце прошлого года мы изменили маркетинговую стратегию, стали больше вкладывать в охватные проекты. У нас получилось отличное сотрудничество с Warner Brothers и The Matrix. Создав коробки с дополненной реальностью, мы провели благотворительный проект «Кусочек счастья», собрав значительную сумму для фонда «Больничные Клоуны». Даже успели создать свой небольшой летательный аппарат со студентами МАИ и запустить конопляные палочки! Все эти и многие другие инициативы привлекли много внимания и увеличили знание о бренде.

Сейчас мы активно используем программатик-платформы, рекламируем мобильное приложение в различных источниках, работаем с «ВКонтакте» всеми доступными способами. Готовим несколько интересных проектов в сотрудничестве с известными брендами и с нетерпением ждем момента, когда сможем представить результаты работы!

― Какие направления деятельности будут в фокусе компании в 2022–2023 гг.? Есть ли планы по открытиям ресторанов и экспериментам с новыми форматами работы?

― Планы по развитию в регионах пока остаются неизменными. Однако в настоящий момент сложно что-либо прогнозировать в целом. При этом процесс оптимизации и адаптации к быстро меняющимся, особенно в последние 2 года, условиям рынка идет непрерывно.

― Какое влияние на рынок и компанию оказали новые антироссийские санкции? Как оцениваете перспективы развития отрасли в ближайшие 1-2 года?

― Как показывают исследования, широко публикуемые в интернете, модель поведения гостей существенно не изменилась. Люди продолжают посещать рестораны и развлекательные мероприятия. Бизнес подстраивается под ситуацию и учится максимально комфортно работать и взаимодействовать с внешними факторами. Поэтому я думаю, что в ближайшие 1-2 года и далее рост отрасли продолжится, появится много интересных проектов, вернутся бренды, которые приостановили деятельность, и появятся новые идеи у тех, кто на рынке уже давно.

РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2022 92 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2022 80 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще