Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 25 марта 2022
Владимир Палий

Прирост продавцов по сравнению с прошлым годом составил 33%

Генеральный директор ООО «СДЭК.МАРКЕТ» специально для исследования рынка онлайн-торговли 2021

 Как Вы можете охарактеризовать результаты работы компании за 2021 год? Какие факторы препятствовали развитию бизнеса, а какие, напротив, сыграли положительную роль?

 Компания СДЭК предложила своим клиентам собственный маркетплейс как практиченый и незатратный инструмент онлайн-продаж для бизнеса и одновременно удобную площадку для покупателей, на которой можно выбрать товары у тысячи продавцов с доставкой на домашний адрес или в ближайший пункт выдачи. Исходя из цели соблюдения баланса практичности для продавцов и комфорта для потребителей мы развиваем площадку и новые сервисы. В этом году мы запустили важные для компании проекты. Прежде всего, это мобильное приложение «СДЭК.Маркет» для iOS. Следующий этап ― мобильное приложение для Android. Кроме того, на маркетплейсе заработал купонный сервис для покупателей, в рамках которого действуют разные скидочные механики, в том числе, скидка на доставку. Купоны предоставляют сами продавцы. Чтобы получить купон, покупатель должен зарегистрироваться.

При запуске неожиданностью для нас оказалось то, в каких товарных категориях было создано больше всего купонов. Ими стали вовсе не драйверы наших продаж, например, автотовары. Больше всего купонов было создано в категории «женские платья», «аксессуары», «кухонные наборы», «постельное белье» и «поливочные шланги» (сервис запускался летом, поэтому сказалась сезонность). Что касается «номинала» скидки, то в основном наши интернет-магазины используют фиксированную скидку в размере от ₽350 до ₽1 500. Многие также предоставляют купон на бесплатную доставку при покупке от определенной суммы.

Также мы запустили в этом году акцию «Бесплатная доставка», в рамках которой любой покупатель вне зависимости от суммы заказа и типа покупки мог получить бесплатную доставку от маркетплейса в пункт выдачи заказов либо постамат при оплате онлайн. В первую неделю количество зарегистрированных пользователей выросло на 160% по сравнению с предыдущей неделей. В дальнейшем этот показатель вырос еще значительнее. На фоне увеличения регистраций произошел рост показателей продаж. В этот же период количество новых ретейлеров также выросло на 45%.

Что касается барьеров, то рост доли рынка электронной коммерции усилил конкуренцию внутри нашего сегмента не только в коммуникационном поле, но и во многих других направлениях.

 Как в целом оцениваете состояние российского e-commerce в вашем сегменте?

 На сегодняшний момент сфера e-commerce развивается довольно быстро. Толчком для этого стала пандемия. Запрет на посещение торговых и развлекательных центров подтолкнул многих людей совершать покупки в сети. Интересно, что и после снятия ограничений спрос на онлайн коммерцию не упал. Люди убедились, что покупки онлайн — это удобно, просто, безопасно и выгодно. 

Возросший интерес к интернет-торговле заставил всех игроков рынка совершенствовать свои сервисы, предлагать покупателям и продавцам комфортные условия, развивать фулфилмент и пробовать новые техники продаж. Все это существенно изменило рынок и привлекло большое количество новых клиентов в онлайн.

 Осталась ли эпидемиологическая ситуация ключевым фактором, влияющим на потребительское поведение в 2021 году?

 Пандемия внесла весомый вклад в развитие интернет-ретейла, так как вынудила людей совершать покупки, не выходя из дома. Но на сегодня есть другие факторы, которые влияют на потребительскую активность в онлайн. Это в первую очередь большой выбор товаров, возможность сравнить аналогичные продукты у разных продавцов и выбрать более выгодный для себя вариант. Это бесплатная или недорогая доставка, возможность примерки перед покупкой и легкий возврат товара при необходимости. Не последнюю роль играет понятный, удобный и привлекательный интерфейс интернет-магазинов, возможность быстро найти необходимый товар, нужного размера, в нужной ценовой категории путем фильтрации. Все это позволяет приобретать товары дистанционно, из любой точки страны, у разных продавцов, без рисков и проблем. Такие покупки закрывают базовые потребности покупателей и существенно экономят их время.

 Как менялось потребительское поведение на разных этапах пандемии?

 В марте 2020 года, в первый месяц пандемии, мы наблюдали значительный прирост уникальных пользователей, и, как следствие, количество заказов увеличилось на 35%. Также повысился средний чек. В дальнейшем показатели держались на стабильно высоком уровне, с небольшими падениями и новым ростом, связанными скорее не с коронавирусными ограничениями и их послаблением, а с сезонностью, гендерными и другими праздниками, маркетинговой активностью маркетплейса и акциями. Так, к примеру, в мае 2021 года мы запустили акцию «Бесплатная доставка до ПВЗ и постаматов» на товары, оплаченные онлайн. В этот период количество заказов увеличилось на 30%.

 Как ведут себя продажи в разных товарных категориях?

Продажи бытовой и цифровой техники, детских товаров (особенно развивающих игр и игрушек), одежды, в том числе верхней одежды для мужчин и женщин, показывают стабильный рост. Что касается продуктов питания, то в 2021 году этот сегмент имеет отрицательную динамику, за исключением таких товаров как чай и кофе.

Высоким спросом пользуются видеорегистраторы и автотовары, климатическая техника, комплектующие для компьютеров и смартфонов.

 В пандемию многие игроки стали усиливать онлайн-канал продаж за счет выхода на маркетплейсы. Насколько за последний год удалось расширить ассортимент и увеличить количество продавцов на площадке?

 По нашим данным, прирост продавцов по сравнению с прошлым годом составил 33%. Количество товаров, в среднем приходящихся на одного ретейлера, приросло на 22%. При этом общее число товаров на маркетплейсе выросло на 64%. Для своих партнеров мы предлагаем комфортные условия работы: бесплатный стартовый период, продажи без комиссии (взимается только процент за эквайринг и фиксированные ₽25 рублей за каждую транзакцию). В этом году мы улучшили купонный сервис, который позволяет привлекать новых клиентов и увеличивать лояльность, активно внедряем новые механики продаж и разрабатываем масштабные маркетинговые кампании.

 Как развивается ситуация в интернет-торговле в регионах за пределами Москвы и Санкт-Петербурга?

 В 2021 году доля заказов из регионов составляет 76%, из Москвы — около 16%, из Санкт-Петербурга — около 8%. Доля регионов растет из года в год в основном за счет Москвы.

Региональные покупатели активно участвуют в онлайн торговле. Этому способствует разветвленная сеть ПВЗ и постаматов. На сегодняшний момент компания имеет более 3 500 пунктов самовывоза и более 800 постаматов в разных регионах РФ.

 Какие меры предпринимает Ваша компания для сохранения лояльности клиентов?

 Как уже говорилось, мы запустили мобильное приложение «СДЭК.Маркет», недавно начал работать купонный сервис. На постоянной основе мы проводим конкурсные активности с нашими партнерами, предлагаем покупателям выгодные акции на разные категории товаров. Для информирования постоянных клиентов используем e-mail-рассылки. Также делаем персональные рассылки для покупателей, которые оставили товары в корзине, предлагаем им подборку аналогичной продукции в нужной ценовой категории.

В рамках своей глобальной политики компания СДЭК позволяет клиентам получить персональный идентификационный номер ― CDEK ID. Клиенты, пройдя процедуру регистрации, могут получить больше сервисов как в офлайне, так и в онлайне. Например, при получении посылок не нужно предъявлять удостоверение личности, а при оформлении заказа на маркетплейсе можно будет за несколько минут приобрести товар в кредит или в рассрочку без похода банк.

 Используете ли Вы социальные медиа (в том числе блогеров) в качестве инструмента маркетинга и как площадку для реализации продукции?

 Социальные сети — мощный инструмент для развития бизнеса. С этим тяжело не согласиться. Что касается присутствия нашей компании в соцсетях, то, конечно, мы активно работаем в этом направлении. На сегодняшний момент мы ведем свои аккаунты в Instagram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», Facebook, «Яндекс. Дзен» и YouTube.

Что касается социальной коммерции, то сейчас у нас в разработке находится система оплаты товаров через социальные сети. Мы стремимся сделать покупки быстрыми и простыми, поэтому хотим, чтобы у каждого покупателя была возможность купить понравившийся товар сразу. Для этого ему нет необходимости выходить из соцсетей и идти на наш сайт. Все можно оплатить на месте. Это удобно и для покупателя, и для продавца. 

 Какие опции доставки и оплаты пользуются наибольшим спросом? Возросла ли популярность экспресс-доставки?

 Большинство клиентов маркетплейса выбирают доставку до ПВЗ или постаматов. Доля экспресс-доставки составляет 5%.

Чуть меньше, чем 60% заказов оплачиваются картой онлайн, но средний чек таких заказов ниже более чем в 1,5 раза по сравнению со средним чеком заказов, оплачиваемых при получении.

 Расскажите, пожалуйста, о планах компании по развитию на 2022 год. На каких направлениях деятельности сфокусируетесь?

 В 2022 год мы планируем продолжить разработку и внедрение нового функционала на площадку, в том числе и реализовать возможность для покупателей приобрести товар в кредит или в рассрочку. 

Совсем недавно мы запустили мобильное приложение «СДЭК.Маркет» для IOS. В будущем году будем разрабатывать приложение и для Android. 

Планируем работать над интеграцией услуги фулфилмент для всех партнеров маркетплейса. А также создавать масштабные рекламные кампании и маркетинговые активности для клиентов и ретейлеров.

Еще одна задача — подключение международных продавцов не только из ЕАЭС, но и из ЕС и Китая, ее мы планируем реализовать также в 2022 году.

 Каковы Ваши прогнозы по дальнейшему развитию российского рынка e-commerce? Какие сценарии Вы рассматриваете?

 Сейчас развитие электронного ретейла идет семимильными шагами. В ближайшем будущем эта сфера будет стабильно развиваться: будет создана мощная складская и логистическая инфраструктура, которая позволит осуществлять быструю доставку товаров не только в города-миллионники, но и в регионы. Возможно внедрение новых технологий в логистические процессы. Пример тому можно наблюдать в Москве, например. Уже сейчас тестируется доставка товаров беспилотными дронами. Звучит невероятно, но это вполне может стать реалиями нашего ближайшего будущего.

Кроме того, уже намечается тенденция в сторону развития целой экосистемы крупными представителями рынка. Сейчас маркетплейсы хотят продавать не только товары, но и услуги, билеты на транспорт, образовательные курсы. Т.е. лояльно настроенные клиенты смогут решать все возникающие жизненные вопросы, используя одну платформу, с которой уже выстроены доверительные отношения. Развиваться будут и нишевые маркетплейсы.

Конечно, вероятность снижения темпов развития сферы e-commerce есть. Но те масштабные процессы, которые уже запущены на рынке, вряд ли можно остановить.

 

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли 2021 105 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 24 апреля 2024 AnalyticResearchGroup (ARG) Искусственный интеллект и бизнес «под ключ»: интересные новинки функционала дистанционных сервисов для юридических лиц Российские банки продолжают воплощать в жизнь инновационные концепции, развивая сервисы интернет-банкинга и мобильного банкинга для юридических лиц.

В двенадцатой волне исследования рынка систем дистанционного обслуживания для бизнеса в России, выпущенной в прошлом году, аналитики «ARG» разобрались, какие новинки в этой сфере были выпущены на отечественном рынке. Проанализировав 200+ сообщений об обновлениях систем и запуске нового функционала, анонсированных 20-ю российскими банками, авторы пришли к выводу, что среди видов дистанционного обслуживания больше всего новостей касалось систем мобильного банкинга. При этом почти половина новостей относится к развитию услуг и расширению функционала существующих сервисов, а по числу размещенных новостей лидировали Бланк Банк, ВТБ и УРАЛСИБ.

Показать еще