По данным «Анализа рынка электровозов и тепловозов в России», подготовленного BusinesStat в 2021, в 2016-2020 гг их производство в стране увеличилось на 37% – с 576 до 789 шт. В течение пяти лет показатель демонстрировал разнонаправленную динамику, наибольший прирост был отмечен в 2018 г – на 32,7% к предыдущему году. В 2019 г производство достигло максимального значения за период – 921 шт, но в 2020 г показатель сократился сразу на 14,3% и составил 789 шт.
Железнодорожный вид транспорта всегда играл огромную роль в экономике России по причине обширной территории страны. Ни развитие сетей автомобильных дорог, ни наращивание протяженности трубопроводов не может обусловить снижение потребности в грузовых и пассажирских железнодорожных перевозках. В связи с этим производство электровозов и тепловозов в России налажено в большом объеме, и продукция отечественного производства превалирует в структуре продаж.
Участники рынка говорят о том, что на сети российских железных дорог накоплена большая численность парка локомотивов со значительным сроком службы. При этом ко всем типам обслуживаемых тепловозов и электровозов предъявляются одинаковые требования по готовности, в том числе и к устаревшим локомотивам. В связи с этим основная задача железнодорожной отрасли состоит в том, чтобы плавно перейти от эксплуатации устаревшего тягового парка к технике нового поколения. Как ожидается, это поддержит спрос на технику на высоком уровне, что будет способствовать наращиванию объемов российского производства. При этом производители тепловозов и электровозов стремятся осуществлять научные исследования и разработки с целью модернизации производимой ими техники, в частности, в направлении создания экологически чистых локомотивов и повышения уровня цифровизации разрабатываемого подвижного состава.