Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 15 декабря 2021
Татьяна Рахманова

Наша цель достичь доли готовой еды вместе с командой «Перекрестка» в РТО (розничного товарооборота) сети до 8,5%

По итогам 2021 года мы ожидаем рост РТО в категории более чем на 50% и рост доли до 3,8%, рассказывает управляющий директор X5 Ready Food

― Первые волны коронавируса поспособствовали увеличению спроса на готовые блюда. Ожидаете ли Вы дальнейшего роста данной ниши? Как намерены развивать этот сегмент и на какие тренды будете ориентироваться?

 Закрытие ресторанов дало естественный прирост новых потребителей готовой еды. Люди искали альтернативу, пользовались доставками, открывали для себя разные варианты облегчения ежедневной рутины и готовки. Благодаря пандемии фокус потребителя сместился в сторону более демократичного предложения, при этом без потери в качестве. Более того, готовая еда, приготовленная на большом производстве с соблюдением многоэтапного контроля, лишь подтолкнула спрос в условиях недоверия к безопасности фудсервиса. Теперь спрос на готовую еду растет уже за счет регулярных покупок.

Наша цель достичь доли готовой еды вместе с командой «Перекрестка» в РТО (розничного товарооборота) сети до 8,5%. Уже сейчас для реализации цели мы значительно увеличиваем полочное пространство в магазинах, расширяем ассортимент в Москве и регионах, закрывая при этом все больше глубинных потребностей – например, национальные блюда, для диетического питания, большие увеличенные порции для всей семьи. 

Мы также полностью изменили вид упаковки, сделав его более чистым и понятным, показав сам продукт без лишней информации. Внедрили цветовую дифференциацию, использовав для этого результаты научных исследований. 

 Какая доля в выручке компании приходится на продажи кулинарии по итогам 2020 года и первой половины 2021 года? Каких показателей ожидаете по окончании 2021 года?

 Доля всей готовой еды в РТО по итогам 2020 года 2,3%. Конечно, планы были более грандиозными, но пандемия внесла свои коррективы. По итогам 2021 года мы ожидаем рост РТО в категории более чем на 50% и рост доли до 3,8%.

 Как показывает себя сегмент онлайн-продажи готовых блюд? Какая доля выручки на него приходится? Ожидаете ли роста показателя по итогу текущего года?

 Сегмент онлайн-продаж показывает устойчивый рост в категории. Так, доля готовой еды в приложении «Перекресток» сейчас составляет 1,2%, при этом стабильно растет каждый месяц. Также мы наблюдаем и устойчивый рост РТО категории. 

Мы ожидаем, что данный канал продаж будет исключительно расти. Для этого в настоящее время мы предпринимаем ряд мер, чтобы готовая еда была еще ближе, доставлялась быстрее. Работаем над сервисной составляющей, а также значительно расширяем предложение весовой готовой еды в регионах РФ, где становимся хорошей демократичной альтернативой доставке локальных фудсервисов.

 Как менялось потребительское поведение покупателей кулинарии на разных этапах пандемии: во время локдауна, после него и с усложнением эпидемической обстановки осенью-зимой и текущим летом (имеется в виду количество покупателей готовых блюд, уровень проникновения в чеки, средний чек на кулинарию)?

 Во время локдауна только запустился онлайн-сервис доставки готовой еды из магазинов «Перекресток», и требовалось время, чтобы отработать операционную эффективность и вообще приучить потребителя к тому, что можно спокойно сидеть дома и ждать доставку из любимого магазина. Конечно же сразу появилась и готовая еда. В то же время траффик в магазинах существенно сократился, и мы потеряли значительную долю и в РТО. Снизилась пенетрация категории, выросли списания. Именно поэтому мы начали быстро переориентироваться в онлайн-каналы, которые не зависели от негативных условий пандемии и вводимых ограничений. 

По мере снятия ограничений покупатели вернулись в магазины, а рост категории восстановился до прежних показателей и продолжает уверенно идти вверх.

 Какие типы готовых блюд пользуются наибольшей популярностью у потребителей? Наблюдаете ли какие-то тренды в кулинарных предпочтениях покупателей? 

 Наибольшей популярностью пользуются понятные и знакомые всем блюда, которыми можно надолго утолить голод. Среди салатов это конечно же оливье и селедка под шубой, причем лидерство они сохраняют круглый год, и особенно вырываются вперед в праздничный период. Также в топах продаж находится салат «Цезарь». Среди основных блюд особой популярностью пользуются различные биточки из курицы, говядины и другие блюда с картофельным пюре. Уж очень его любят наши потребители. 

Мы постоянно следим за трендами и формируем наш ассортимент, предлагая не только всем известные блюда, но и новые вкусы и сочетания. В этом году в нашем ассортименте появилось 4 национальных линейки: кавказской кухни, итальянской, Восточной и Средней Азии. Также мы, несомненно, расширяем ассортимент блюд для здорового питания и ресторанной линейки, которая сделана в партнерстве с Novikov Group. 

Работаем и над сезонным предложением. Это расширенный ассортимент блинов в период масленицы, например. Окрошка летом, и специальные праздничные блюда к Новому году.

 Собираетесь ли Вы трансформировать ассортимент готовых блюд? Есть ли планы по развитию нишевых направлений кулинарии, таких как ЗОЖ/вегетарианские блюда/детское питания и другие?

 Для удобства разработок и дальнейшей коммуникации с клиентами мы определили ключевые направления в еде, которые в 2021 и 2022 годах планируем охватить:

  • Grab & Go – линейка еды и перекусов с функциональным уклоном на движение, то есть взял и пошел.
  • Energy – питательная еда, которая точно поможет не переживать наешься ты или нет. 
  • Balance – позиции с щадящим способом приготовления – на пару, без фритюра и тд.
  • Fitness – позиции с четким подсчетом килокалорий ориентированные на снижение веса.
  • Green – еда для вегетарианцев.
  • Fly to – различные национальные линейки от азиатской до итальянской.
  • 4Kids – позиции, которые подходят для детей с филигранно отточенным вкусом, чтобы детям это точно понравилось.
  • И, конечно, Family size – самые топовые позиции в увеличенном весе на семью и компанию. 

Отдельно стоит упомянуть линейку ready-to-cook, это подготовленные к запеканию блюда на несколько порций. Нужно просто вскрыть упаковку и на несколько минут поставить в горячую духовку, то есть – доготовить. Горячая, свежеприготовленная еда, на которую вы потратите очень мало времени и получите совершенно потрясающий результат. Никто не догадается, что это сделали не вы сами.

 С какими компаниями-поставщиками готовых блюд Вы сотрудничаете? Есть ли партнерства с ресторанными проектами? Планируете ли расширять число партнеров?

 Наша продукция готовится на собственной, одной из крупнейших в России площадке, а также на аудированных партнерских производствах. Мы тщательно отбираем партнеров, еда проходит несколько этапов контроля качества, а производство должно соответствовать особым требованиям безопасности X5 Group.

Что касается брендов, то в настоящее время мы производим совместную линейку ресторанных блюд с Novikov Group, а также линейку ready-to-cook с признанным на рынке наборов для приготовления командой Elementaree.

В зоне наших кафе «Перекресток» открыты суши-поинты совместно с командой «Много Лосося».

 Развиваете ли Вы собственное производство кулинарии? Насколько оправдывают себя усилия, вложенные в создание собственной производственной базы? Какая доля продаж кулинарии приходится на готовые блюда собственного производства?

 Все, о чем шла речь выше, относится именно к продукции собственного производства. У нас есть своя фабрика-кухня X5 ready food. Мы регулярно увеличиваем количество производимой продукции и ассортиментный перечень. Собственная производственная база нужна в первую очередь для того, чтобы контролировать качество. Быть уверенными в свежести и соблюдении всех норм безопасности на всех этапах – от закупки сырья до полки. Как говорится: хочешь сделать хорошо – сделай сам. 

Наши основные инвестиции – инновационное оборудование, отборные ингредиенты и профессиональные сотрудники. И да, эти вложения окупаются – как в финансовом, так и в репутационном плане.

Также мы сохраняем и собственные производственные площадки на базе магазинов. В Москве мы видим повышенный спрос именно на упакованную готовую еду, поэтому собственное производство в магазинах модернизируется и сокращается, а в регионах это все еще очень устойчивое и востребованное направление.

 Некоторые FMCG-ретейлеры развивают формат кафе при магазинах, где представлены готовые блюда, в том числе собственного производства. Расскажите, насколько перспективным Вы видите данное направления? Есть ли у Вашей сети планы по развитию такого формата?

 В настоящее время мы активно развиваем кафе и кофе-поинты в «Перекрёстке». Мы разработали новый и эргономичный дизайн кафе, учли все технические нюансы без ущерба комфорту потребителя. Потребление кофе в России продолжает расти, поэтому мы развиваем и малые форматы как кофе-поинты, где можно помимо кофе приобрести чай и различную выпечку. Это удобные для гостей форматы, безусловно мы будем развивать направление и дальше и открывать новые точки кафе в магазинах «Перекрёсток» и реконструировать текущие.

 Осуществляете ли Вы дистрибуцию готовых блюд через партнеров? Планируете ли расширять каналы продаж кулинарии, например, за счет вендинга, сотрудничества с онлайн-ретейлерами, b2b-направления?

 Сейчас готовую продукцию X5 ready food можно встретить в магазинах X5 Group: «Пятёрочке» и «Перекрёстке». 

Есть ряд проектов в активной стадии проработки, но детали я пока не назову.

 Ощущаете ли Вы конкуренцию в сегменте готовых блюд со стороны онлайн-ретейлеров и сервисов доставки из ресторанов? Каковы Ваши преимущества в сравнении с данными игроками?

 Доставка из ресторанов, как мы уже говорили выше, дороже и имеет слишком короткий срок хранения. Для многих позиций повторный разогрев не годится. Наша продукция, не уступает в качестве, более доступна по цене, а в расфасованном виде может спокойно храниться пару дней в холодильнике без потери свойств. 

Еще одно из преимуществ нашей кулинарии – возможность взять не только одну порцию упакованной еды, а, например, большой формат сразу на всю семью. Килограмм оливье или селедки под шубой не так-то просто найти в ресторанах. У нас же можно взять ровно столько – сколько хочется: хоть 100 граммов, хоть пару килограммов.

Покупатели «Перекрёстка» могут с готовыми блюдами заказать и другие продукты, и товары домой. То есть достаточно широкий круг потребностей можно закрыть в одном приложении.

 Какие у Вас планы по развитию направления кулинарии в перспективе ближайших 2-3 лет? Намерены ли увеличивать долю сегмента в выручке компании? Намерены ли расширять производственную базу и географию продаж категории?

 В ближайшие годы мы планируем активную экспансию упакованной готовой еды под брендом «Шеф Перекресток» в регионы в основном за счет аудированных партнерских производств. 

Также мы активно наблюдаем за стартапами на рынке food-tech, ищем новые возможности, которые можно было бы применить в нашем направлении.

РБК Исследования рынков Прогноз рынка общественного питания 2021-2022 40 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2021. База сетей 89 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2021 89 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 29 ноября 2022 РБК Исследования рынков Почти 28% сетевых ресторанов присутствуют сразу в нескольких федеральных округах После ухода иностранных компаний этот показатель вырастет

Согласно исследованию «Российского сетевого рынка общественного питания 2022», количество сетевых кафе и ресторанов в России за период с сентября 2021 года по июнь 2022 года выросло лишь на 0,5%. Динамика открытий оказалась самой низкой за последнее десятилетие. Снижение темпов стало следствием переоценки потенциала развития в России со стороны международных, преимущественно западных сетевых проектов. До 2022 года именно они являлись драйвером отечественной ресторанной индустрии, однако текущий геополитический кризис заставил иностранные компании пересмотреть свои взгляды и планы. Уход McDonald’s, Starbucks и ряда других иностранных брендов сказался на доле глобальных игроков на российском рынке. Если в сентябре 2021 года на них приходилось 38,4% всех сетевых ресторанов в стране, то в июне 2022 года ― их доля снизилась до 35,6%. Падение стало результатом сокращения розницы междурядных операторов: за рассматриваемый период были закрыты 899 заведений.

Показать еще