― Каковы итоги 2020 года? Насколько сильно пандемия и ковидные ограничения сказались на финансовых показателях компании? Какие антикризисные меры были предприняты для адаптации к работе в условиях пандемии COVID-19?
― Пандемия и ограничения сказались на показателях, но ситуация была лучше, чем мы предполагали. На начальном этапе, когда ввели локдаун мы, как и все растерялись, но в дальнейшем активно начали поиски источников продаж. Весь 2020 год был наполнен у нас разного рода инициативами, в итоге, мы закрыли год по продажам примерно минус 40%. Сильно выручила доставка, она поддержала нас материально и морально, это бы единственный источник доходов, который рос. Осознание этого, дало нам толчок к тому, что надо двигаться, действовать и все получится. Ключевыми антикризисными мерами было сокращение затрат по всем фронтам, это позволило нам как-то регулировать процесс и сводить концы с концами.
― Как вы оцениваете результаты работы в первом полугодии 2021 года? Насколько новые антиковидные меры, введенные в июне, сопоставимы по эффекту с локдауном?
― 2021 год был по сравнению с 2020 подарком, мы поняли, что мы возвращаемся к прошлой жизни. Поэтому все дальнейшие мероприятия и ограничения, связанные с антиковидными мерами, не казались уже такими карающими и не походили по эффекту на локдаун.
― Какими государственными и региональными мерами поддержки вам удалось воспользоваться с начала пандемии? Насколько они оказались эффективными?
― Мы старались воспользоваться всеми предложениями, которые были на рынке, нам не все удалось, но мы понизили налоговое бремя, воспользовались отсрочкой по налоговым платежам и воспользовались льготными кредитами под 2% годовых, когда в случае сохранения количества занятых сотрудников кредиты «прощались». Нам это удалось сделать, и мы благодарны тем, кто разрабатывал эти программы.
― Как изменилось поведение гостей? Какие потребительские тренды актуальны для ресторанной индустрии и для вашего сегмента, в частности? Какие из них получат развитие в ближайшие 2-3 года?
― Гости и накануне пандемии не были очень расточительными, а в условиях пандемии и сегодня они постоянно экономят. Потребительский тренд сегодня – это жить по средствам и думать о завтрашнем дне, экономить средства, не «разбазаривать». В ближайшие 2-3 года ситуация вряд ли изменится, так как никто не собирается наполнять экономику деньгами.
― Пандемия COVID-19 ускорила процесс диджитализации бизнеса. Какие действия в этой сфере были предприняты в вашей компании и каковы их результаты?
― Процесс диджитализации бизнеса нас также коснулся. У нас уже много мест продаж с киосками самообслуживания и работает собственное мобильное приложение, где можно оформить заказ в любом формате.
― Первые волны коронавируса поспособствовали стремительному развитию рынка доставки. Ожидаете ли Вы дальнейшего роста доставочного бизнеса и его доли в обороте вашей компании? Как намерены развивать данное направление и на какие тренды в сфере доставки Вы будете ориентироваться?
― Наша доставка сыграла действительно значительную роль в сохранении компании на рынке, она нас очень сильно поддержала в начале и в процессе сложного периода. Доставка показала рост с начала локдауна, и сейчас мы имеем уровень продаж, который не упал и продолжает расти. Сегодня доля нашей доставки от всех продаж компании составляет примерно 15%, и эта доля растет, мы полагаем увеличить ее до 20%. Относительно трендов, важную роль играет время/скорость доставки, оно должно быть управляемым. Кроме того, именно у нас, как у оператора нескольких собственных брендов есть уникальная возможность объединять все виды еды в одном заказе. Таким образом, мы сами являемся агрегатором всех своих концептов и кухонь, что позволяет увеличивать чек и популярность у гостей.
― Как COVID-19 повлиял на темпы открытия новых заведений? Корректировали ли вы стратегию развития сетевого бизнеса на 2021-2022 гг.?
― Ковид естественно повлиял на темпы открытия новых мест продаж, задача была выжить в этот период, не растерять персонал, сохранить позиции на рынке, а если и была еще возможность открыть новые места продаж, то это уже был успех. Мы открыли в пандемию 2 новых кафе. Стратегическим планированием мы занимаемся, и стратегию развития, естественно, пришлось корректировать.
― На какие финансовые показатели вы ожидаете выйти по итогам 2021-2022 гг.? Что для этого намерены предпринять? Планируется ли увеличение количества заведений и расширение представленности сети?
― По итогам 2021-2022 гг. мы собираемся вернуться к цифрам допандемийного периода, и к нашим планам по открытию новых заведений. Работа с затратами и грамотное планирование позволяет нам продолжать развитие и расширение нашей сети на рынке.
― Ожидаете ли вы возврата ресторанного рынка (посещаемости, размера и глубины среднего чека) на допандеймийный уровень в 2021 году? Если нет, то когда это, по вашему мнению, произойдёт?
― Вероятность того, что к концу 2021 года мы вернемся на уровень допандемийного периода большая, по всем операционным показателям мы к этому приближаемся.