Исследование РБК.research «Российский рынок кофеен 2013» является вторым изданием одноименной серии исследований и посвящено анализу российского рынка общественного питания.
В обзоре существенное внимание уделено выделению основных трендов и тенденций развития рынка, полученных в ходе всестороннего анализа: масштабного опроса профессионального сообщества при поддержке «Национальной Гильдии Шеф-поваров», а также анкетирования почти 5000 российских посетителей ресторанов и кафе. Кроме того, впервые РБК.research представляет результаты исследования тональности высказываний в социальных сетях о ведущих предприятиях общественного питания в России, в том числе крупнейших кофейнях и кафе-кондитерских.
В обзоре выделены ключевые факторы, оказывающие влияние на выбор кофеен и кафе-кондитерских. Описан социально-экономический портрет посетителей. Представлены такие показатели, как частота посещения и средний чек среди опрошенных посетителей в разрезе по возрастным группам, полу, доходу и месту жительства.
В исследовании анализируются свыше 25 ведущих сетевых ресторанов casual-dining, работающих в сегменте кофеен и кафе-кондитерских. Приведены рейтинги, позволяющие сравнить известность и посещаемость крупнейших игроков рынка в динамике с 2012 года. Определены доли лояльных посетителей кофеен и кафе-кондитерских.
Также в аналитическом обзоре представлен помесячный прогноз развития рынка общественного питания до конца 2013 года. Данный прогноз был разработан с использованием экономико-статистических методов, в том числе сценарного анализа. Кроме того, проанализированы предпочтения россиян при выборе блюд и напитков в заведениях общественного питания, рассмотрены основные причины питания россиян «вне дома».
Наконец, в исследовании представлены профили посетителей самых крупных сетей кофеен и кафе-кондитерских, а также проанализировано их конкурентное окружение.
Исследование проведено в феврале-июне 2013 года.
Объем отчета - 171 стр.
Отчет содержит 48 таблиц и 125 графиков и диаграмм.
Объем выборки - 4 894 респондента.
Язык отчета - русский.
|
Список диаграмм |
6 |
|
Список таблиц |
13 |
|
Основные участники исследования |
16 |
|
Методология исследования |
17 |
|
Цель и задачи исследования |
17 |
|
Метод сбора информации |
17 |
|
Условия проведения опроса |
18 |
|
Характеристика выборки |
19 |
|
Объем и структура выборки |
19 |
|
Социально-демографический портрет респондентов |
20 |
|
Особенности проведения досуга в России |
24 |
|
Общее состояние и перспективы роста рынка общественного питания |
28 |
|
Основные тренды российского рынка общественного питания |
32 |
|
Технологические тенденции |
32 |
|
Усиление роли социальных медиа как канала продвижения |
36 |
|
Снижение эффективности скидочных купонов |
43 |
|
Тренды в ресторанном меню |
44 |
|
Последствия антитабачного закона |
50 |
|
Предпочтения потребителей относительно выбора кухни |
51 |
|
Предпочтения потребителей при выборе напитков |
56 |
|
Предпочтения потребителей при выборе кофе |
62 |
|
Предпочтения потребителей при выборе блюд |
65 |
|
Желаемые изменения в заведениях общественного питания |
71 |
|
Причины и отношение россиян к питанию вне дома |
77 |
|
Анализ поведения и предпочтений посетителей кофеен и кафе кондитерских |
91 |
|
Общая ситуация |
92 |
|
Социально-демографический портрет посетителей кофеен и кафе-кондитерских |
98 |
|
Частота посещения кофеен и кафе-кондитерских |
100 |
|
Расходы посетителей кофеен и кафе-кондитерских |
103 |
|
Факторы, оказывающие влияние на выбор кофеен и кафе кондитерских |
106 |
|
Способы оплаты |
113 |
|
Отношение к чаевым |
114 |
|
Рейтинги кофеен и кафе-кондитерских |
117 |
|
Россия 100 тыс. + |
117 |
|
Москва и Московская область |
123 |
|
Санкт-Петербург |
128 |
|
Другие города-миллионеры (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) |
132 |
|
Города с численностью населения 500 тыс. - 1 млн. чел. |
136 |
|
Города с численностью населения 100 - 500 тыс. чел. |
140 |
|
Профили основных участников рынка |
144 |
|
Cinnabon |
144 |
|
Портрет посетителей |
144 |
|
Основные конкуренты сети |
145 |
|
Coffee Bean |
146 |
|
Портрет посетителей |
146 |
|
Основные конкуренты сети |
147 |
|
CoffeeShop Company |
148 |
|
Портрет посетителей |
148 |
|
Основные конкуренты сети |
149 |
|
Starbucks |
150 |
|
Портрет посетителей |
150 |
|
Основные конкуренты сети |
151 |
|
Travelers coffee |
152 |
|
Портрет посетителей |
152 |
|
Основные конкуренты сети |
153 |
|
Кофе Хауз |
154 |
|
Портрет посетителей |
154 |
|
Основные конкуренты сети |
155 |
|
Анализ тональности высказываний о компании в социальных сетях |
156 |
|
МакКафе |
159 |
|
Портрет посетителей |
159 |
|
Основные конкуренты сети |
160 |
|
Пышка |
161 |
|
Портрет посетителей |
161 |
|
Основные конкуренты сети |
162 |
|
Шоколадница |
163 |
|
Портрет посетителей |
163 |
|
Основные конкуренты сети |
164 |
|
Анализ тональности высказываний о компании в социальных сетях |
165 |
|
Штолле |
168 |
|
Портрет посетителей |
168 |
|
Основные конкуренты сети |
169 |
|
Рис. 1. Распределение респондентов в зависимости от их пола, % от общего количества опрошенных |
20 |
|
Рис. 2. Распределение респондентов в зависимости от их возраста, % от общего количества опрошенных |
20 |
|
Рис. 3. Распределение респондентов в зависимости от их семейному положению, % от общего количества опрошенных |
21 |
|
Рис. 4. Распределение респондентов в зависимости от уровня их среднемесячного дохода на семью, % от общего количества опрошенных |
22 |
|
Рис. 5. Распределение респондентов в зависимости от их социально-профессионального статуса, % от общего количества опрошенных |
23 |
|
Рис. 6. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от опрошенных россиян |
24 |
|
Рис. 7. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от респондентов соответствующего ПОЛА |
25 |
|
Рис. 8. Помесячная динамика оборота общественного питания за 2004-2012 гг., млн. руб. (в ценах декабря 2012 года) |
28 |
|
Рис. 9. Относительный темп прироста оборота общественного питания (в ценах декабря 2012 года), % к соответствующему месяцу предыдущего года |
29 |
|
Рис. 10. Динамика оборота общественного питания в 2004-2012 гг., млрд. руб. (в ценах декабря 2012 года) |
30 |
|
Рис. 11. Проникновение смартфонов и планшетов в России 100 тыс.+, I полугодие 2009 - I полугодие 2012 года, % от россиян в возрасте 18-54 лет, проживающих в крупных городах России |
34 |
|
Рис. 12. «Какие технологические тренды в ресторанной индустрии Вы можете выделить?», % от опрошенных шеф-поваров |
35 |
|
Рис. 13. «Какие из перечисленных технологических новшеств УЖЕ внедрены в вашем ресторане?», % от опрошенных шеф-поваров |
36 |
|
Рис. 14. Динамика количества интернет-пользователей (месячная интернет-аудитория) в России в 2012-2020 гг., млн. чел. старше 18 лет |
37 |
|
Рис. 15. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему поведению?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания |
38 |
|
Рис. 16. Уровень доверия к различным источникам информации о товарах и услугах при принятии решения о покупке, усл. ед. (1 - совсем не доверяю, 7 - полностью доверяю) |
39 |
|
Рис. 17. «Укажите, пожалуйста, в каких социальных сетях, сайтах знакомств и иных ресурсах веб 2.0 Вы зарегистрированы?», % от опрошенных интернет-пользователей |
40 |
|
Рис. 18. Сравнение упоминаемости исследуемых кафе и ресторанов в социальных медиа, январь 2013 года, количество упоминаний без спама |
40 |
|
Рис. 19. Динамика упоминаемости исследуемых кафе и ресторанов в социальных медиа, количество упоминаний без спама |
41 |
|
Рис. 20. «Как Вы отнеситесь к купонам, предлагающим скидки на посещение ресторанов от 50% до 90%?», % от опрошенных шеф-поваров |
43 |
|
Рис. 21. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания (18-54 лет, Россия 100 тыс. +) |
46 |
|
Рис. 22. «Укажите, пожалуйста, какие из перечисленных утверждений наилучшим образом описывают настроение посетителей ресторанов?», % от опрошенных шеф-поваров |
46 |
|
Рис. 23. «Укажите, пожалуйста, какие из перечисленных утверждений наилучшим образом описывают настроение посетителей ресторанов?», % от опрошенных шеф-поваров |
47 |
|
Рис. 24. «Оцените, пожалуйста, какие национальные кухни будут в моде в 2013 - 2014 гг.?», % от опрошенных шеф-поваров |
48 |
|
Рис. 25. «Какую национальную кухню Вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания |
49 |
|
Рис. 26. «Укажите, пожалуйста, основные составляющие успеха любого ресторана?», % от опрошенных шеф-поваров |
50 |
|
Рис. 27. «По Вашему мнению, к каким последствиям приведет запрет курения в ресторанах?», % от опрошенных шеф-поваров |
51 |
|
Рис. 28. «Какую национальную кухню Вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания |
52 |
|
Рис. 29. «Какую национальную кухню Вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ПОЛА |
53 |
|
Рис. 30. «При посещении заведений общественного питания, какие безалкогольные напитки Вы чаще всего заказываете?», % от общего количества опрошенных посетителей заведений общественного питания |
57 |
|
Рис. 31. «При посещении заведений общественного питания, какие безалкогольные напитки Вы чаще всего заказываете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ПОЛА |
58 |
|
Рис. 32. «При посещении заведений общественного питания, какие виды кофе Вы обычно заказываете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания |
62 |
|
Рис. 33. «При посещении заведений общественного питания, какие виды кофе Вы обычно заказываете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ПОЛА |
63 |
|
Рис. 34. «При посещении заведений общественного питания, какие блюда вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания |
66 |
|
Рис. 35. «При посещении заведений общественного питания, какие блюда вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ПОЛА |
67 |
|
Рис. 36. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», % от общего количества опрошенных |
73 |
|
Рис. 37. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», % от респондентов соответствующего ПОЛА |
74 |
|
Рис. 38. Основные причины питания вне дома, % от опрошенных, посещавших заведения общепита в течение марта 2012 г. - марта 2013 г. |
77 |
|
Рис. 39. Основные причины питания вне дома, 2012-2013 гг., % от респондентов, посещавших заведения общепита |
78 |
|
Рис. 40. Основные причины питания вне дома, % от респондентов соответствующего ПОЛА, посещавших заведения общепита в течение марта 2012 г. - марта 2013 г. |
79 |
|
Рис. 41. Отношение россиян к питанию вне дома, % от респондентов, посещавших заведения общепита в течение марта 2012 г. - марта 2013 г. |
81 |
|
Рис. 42. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома - дорогое удовольствие», 2012-2013 гг., % от респондентов, посещавших заведения общепита |
81 |
|
Рис. 43. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома - дорогое удовольствие», % от респондентов соответствующего ВОЗРАСТА, посещавших заведения общепита |
82 |
|
Рис. 44. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома - дорогое удовольствие», % от респондентов с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА (на семью), посещавших заведения общепита |
82 |
|
Рис. 45. Отношение россиян к выражению «Питаться вне дома вредно для здоровья», 2012-2013 гг., % от респондентов, посещавших заведения общепита |
83 |
|
Рис. 46. Отношение россиян к выражению «Питаться вне дома вредно для здоровья», % от респондентов с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА (на семью), посещавших заведения общепита |
83 |
|
Рис. 47. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома - это часть моей повседневной жизни», 2012-2013 гг., % от респондентов, посещавших заведения общепита |
84 |
|
Рис. 48. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома - это часть моей повседневной жизни», % от респондентов соответствующего ВОЗРАСТА, посещавших заведения общепита |
84 |
|
Рис. 49. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома - это часть моей повседневной жизни», % от респондентов с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА (на семью), посещавших заведения общепита |
85 |
|
Рис. 50. Отношение россиян к процессу выбора заведений общепита и блюд, подаваемых в них, % от респондентов, посещавших заведения общепита в течение марта 2012 г. - марта 2013 г. |
86 |
Полный список иллюстраций в демо-версии исследования.
|
Табл. 1. Структура выборки по региону проживания, % от общего количества опрошенных |
19 |
|
Табл. 2. Структура выборки по городам проживания, % от общего количества опрошенных |
19 |
|
Табл. 3. Распределение респондентов в зависимости от их пола, % от опрошенных, проживающих в соответствующей географической зоне |
20 |
|
Табл. 4. Распределение респондентов в зависимости от их возраста, % от опрошенных, проживающих в соответствующей географической зоне |
21 |
|
Табл. 5. Распределение респондентов в зависимости от их семейного положения, % от опрошенных, проживающих в соответствующей географической зоне |
21 |
|
Табл. 6. Распределение респондентов в зависимости от уровня их среднемесячного дохода на семью и региона проживания, % от общего количества опрошенных в географической зоне |
22 |
|
Табл. 7. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от респондентов соответствующего ВОЗРАСТА |
26 |
|
Табл. 8. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от респондентов, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ |
26 |
|
Табл. 9. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от респондентов с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА на семью |
27 |
|
Табл. 10. Некоторые примеры положительных и отрицательных отзывов, оставленными посетителями исследуемых ресторанов и кафе (с модерацией) |
42 |
|
Табл. 11. «Укажите, пожалуйста, какие из перечисленных утверждений наилучшим образом описывают ключевые тенденции 2013 - 2014 гг., происходящие в ресторанной индустрии?», % от опрошенных шеф-поваров |
44 |
|
Табл. 12. «Какую национальную кухню Вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ВОЗРАСТА |
54 |
|
Табл. 13. «Какую национальную кухню Вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ |
55 |
|
Табл. 14. «Какую национальную кухню Вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА на семью |
55 |
|
Табл. 15. «При посещении заведений общественного питания, какие безалкогольные напитки Вы чаще всего заказываете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ВОЗРАСТА |
59 |
|
Табл. 16. «При посещении заведений общественного питания, какие безалкогольные напитки Вы чаще всего заказываете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ |
60 |
|
Табл. 17. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от респондентов с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА на семью |
61 |
|
Табл. 18. «При посещении заведений общественного питания, какие виды кофе Вы обычно заказываете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ВОЗРАСТА |
64 |
|
Табл. 19. «При посещении заведений общественного питания, какие виды кофе Вы обычно заказываете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА на семью |
64 |
|
Табл. 20. «При посещении заведений общественного питания, какие блюда вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ВОЗРАСТА |
68 |
|
Табл. 21. «При посещении заведений общественного питания, какие блюда вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ |
69 |
|
Табл. 22. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от респондентов с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА на семью |
70 |
|
Табл. 23. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ВОЗРАСТА |
75 |
|
Табл. 24. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему поведению?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ |
75 |
|
Табл. 25. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от респондентов с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА на семью |
76 |
|
Табл. 26. Основные причины питания вне дома, % от респондентов соответствующего ВОЗРАСТА, посещавших заведения общепита в течение марта 2012 г. - марта 2013 г. |
80 |
|
Табл. 27. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома - это часть моей повседневной жизни», % от респондентов, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ и посещавших заведения общепита |
85 |
|
Табл. 28. Доли посетителей кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных |
99 |
|
Табл. 29. Частота посещения кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ПОЛА |
101 |
|
Табл. 30. Частота посещения кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ВОЗРАСТА |
101 |
|
Табл. 31. Частота посещения кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА (на семью) |
101 |
|
Табл. 32. Частота посещения кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских, проживающих в соответствующих географических зонах |
102 |
|
Табл. 33. Распределение затрат посетителей кофеен и кафе-кондитерских за ОДНО посещение на ОДНОГО посетителя, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ПОЛА |
104 |
|
Табл. 34. Распределение затрат посетителей кофеен и кафе-кондитерских за ОДНО посещение на ОДНОГО посетителя, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ВОЗРАСТА |
104 |
|
Табл. 35. Распределение затрат посетителей кофеен и кафе-кондитерских за ОДНО посещение на ОДНОГО посетителя, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА (на семью) |
104 |
|
Табл. 36. Распределение затрат посетителей кофеен и кафе-кондитерских за ОДНО посещение на ОДНОГО посетителя, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских, проживающих в соответствующих географических зонах |
105 |
|
Табл. 37. Важность факторов, оказывающих влияние на выбор кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ВОЗРАСТА |
109 |
|
Табл. 38. Важность факторов, оказывающих влияние на выбор кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА на семью |
110 |
|
Табл. 39. Важность факторов, оказывающих влияние на выбор кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских, проживающих в соответствующих географических зонах |
110 |
|
Табл. 40. «Каким образом Вы обычно расплачиваетесь за заказ в кофейнях и кафе-кондитерских?», % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ПОЛА |
113 |
|
Табл. 41. «Каким образом Вы обычно расплачиваетесь за заказ в кофейнях и кафе-кондитерских?», % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ВОЗРАСТА |
114 |
|
Табл. 42. «Каким образом Вы обычно расплачиваетесь за заказ в кофейнях и кафе-кондитерских?», % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА (на семью) |
114 |
|
Табл. 43. «Каким образом Вы обычно расплачиваетесь за заказ в кофейнях и кафе-кондитерских?», % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских, проживающих в соответствующих географических зонах |
114 |
|
Табл. 44. «Сколько чаевых Вы обычно оставляете в кофейнях / кафе-кондитерских?», % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ПОЛА |
115 |
|
Табл. 45. «Сколько чаевых Вы обычно оставляете в кофейнях / кафе-кондитерских?», % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ВОЗРАСТА |
115 |
|
Табл. 46. «Сколько чаевых Вы обычно оставляете в кофейнях / кафе-кондитерских?», % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских, проживающих в соответствующих географических зонах |
116 |
|
Табл. 47. Некоторые примеры положительных и отрицательных отзывов, оставленными посетителями сети «Кофе Хауз» (с модерацией) |
156 |
|
Табл. 48. Некоторые примеры положительных и отрицательных отзывов, оставленными посетителями сети «Шоколадница» (с модерацией) |
165 |
Российский рынок ресторанов кофеен и кафе-кондитерских 2025
30 ноября 2025
30 ноября 2025
99 000
Российский рынок ресторанов кофеен и кафе-кондитерских 2024
03 декабря 2024
03 декабря 2024
93 000
Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2023
23 ноября 2023
23 ноября 2023
85 000
Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2022
16 сентября 2022
16 сентября 2022
75 000
Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2021
26 октября 2021
26 октября 2021
69 000
Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2020
30 октября 2020
30 октября 2020
69 000
Российский рынок кофеен 2019
26 сентября 2019
26 сентября 2019
65 000
Российский рынок кофеен 2018
03 сентября 2018
03 сентября 2018
59 000
Российский рынок кофеен 2017
31 июля 2017
31 июля 2017
59 000
Российский рынок кофеен 2016
20 июля 2016
20 июля 2016
59 000
Российский рынок кофеен 2015
28 июля 2015
28 июля 2015
55 000
Российский рынок кофеен 2014
25 июля 2014
25 июля 2014
52 000
Российский рынок кофеен 2012
26 июня 2012
26 июня 2012
39 000