Исследование РБК.research «Российский рынок кофеен 2013» является вторым изданием одноименной серии исследований и посвящено анализу российского рынка общественного питания.
В обзоре существенное внимание уделено выделению основных трендов и тенденций развития рынка, полученных в ходе всестороннего анализа: масштабного опроса профессионального сообщества при поддержке «Национальной Гильдии Шеф-поваров», а также анкетирования почти 5000 российских посетителей ресторанов и кафе. Кроме того, впервые РБК.research представляет результаты исследования тональности высказываний в социальных сетях о ведущих предприятиях общественного питания в России, в том числе крупнейших кофейнях и кафе-кондитерских.
В обзоре выделены ключевые факторы, оказывающие влияние на выбор кофеен и кафе-кондитерских. Описан социально-экономический портрет посетителей. Представлены такие показатели, как частота посещения и средний чек среди опрошенных посетителей в разрезе по возрастным группам, полу, доходу и месту жительства.
В исследовании анализируются свыше 25 ведущих сетевых ресторанов casual-dining, работающих в сегменте кофеен и кафе-кондитерских. Приведены рейтинги, позволяющие сравнить известность и посещаемость крупнейших игроков рынка в динамике с 2012 года. Определены доли лояльных посетителей кофеен и кафе-кондитерских.
Также в аналитическом обзоре представлен помесячный прогноз развития рынка общественного питания до конца 2013 года. Данный прогноз был разработан с использованием экономико-статистических методов, в том числе сценарного анализа. Кроме того, проанализированы предпочтения россиян при выборе блюд и напитков в заведениях общественного питания, рассмотрены основные причины питания россиян «вне дома».
Наконец, в исследовании представлены профили посетителей самых крупных сетей кофеен и кафе-кондитерских, а также проанализировано их конкурентное окружение.
Исследование проведено в феврале-июне 2013 года.
Объем отчета - 171 стр.
Отчет содержит 48 таблиц и 125 графиков и диаграмм.
Объем выборки - 4 894 респондента.
Язык отчета - русский.
Список диаграмм |
6 |
Список таблиц |
13 |
Основные участники исследования |
16 |
Методология исследования |
17 |
Цель и задачи исследования |
17 |
Метод сбора информации |
17 |
Условия проведения опроса |
18 |
Характеристика выборки |
19 |
Объем и структура выборки |
19 |
Социально-демографический портрет респондентов |
20 |
Особенности проведения досуга в России |
24 |
Общее состояние и перспективы роста рынка общественного питания |
28 |
Основные тренды российского рынка общественного питания |
32 |
Технологические тенденции |
32 |
Усиление роли социальных медиа как канала продвижения |
36 |
Снижение эффективности скидочных купонов |
43 |
Тренды в ресторанном меню |
44 |
Последствия антитабачного закона |
50 |
Предпочтения потребителей относительно выбора кухни |
51 |
Предпочтения потребителей при выборе напитков |
56 |
Предпочтения потребителей при выборе кофе |
62 |
Предпочтения потребителей при выборе блюд |
65 |
Желаемые изменения в заведениях общественного питания |
71 |
Причины и отношение россиян к питанию вне дома |
77 |
Анализ поведения и предпочтений посетителей кофеен и кафе кондитерских |
91 |
Общая ситуация |
92 |
Социально-демографический портрет посетителей кофеен и кафе-кондитерских |
98 |
Частота посещения кофеен и кафе-кондитерских |
100 |
Расходы посетителей кофеен и кафе-кондитерских |
103 |
Факторы, оказывающие влияние на выбор кофеен и кафе кондитерских |
106 |
Способы оплаты |
113 |
Отношение к чаевым |
114 |
Рейтинги кофеен и кафе-кондитерских |
117 |
Россия 100 тыс. + |
117 |
Москва и Московская область |
123 |
Санкт-Петербург |
128 |
Другие города-миллионеры (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) |
132 |
Города с численностью населения 500 тыс. - 1 млн. чел. |
136 |
Города с численностью населения 100 - 500 тыс. чел. |
140 |
Профили основных участников рынка |
144 |
Cinnabon |
144 |
Портрет посетителей |
144 |
Основные конкуренты сети |
145 |
Coffee Bean |
146 |
Портрет посетителей |
146 |
Основные конкуренты сети |
147 |
CoffeeShop Company |
148 |
Портрет посетителей |
148 |
Основные конкуренты сети |
149 |
Starbucks |
150 |
Портрет посетителей |
150 |
Основные конкуренты сети |
151 |
Travelers coffee |
152 |
Портрет посетителей |
152 |
Основные конкуренты сети |
153 |
Кофе Хауз |
154 |
Портрет посетителей |
154 |
Основные конкуренты сети |
155 |
Анализ тональности высказываний о компании в социальных сетях |
156 |
МакКафе |
159 |
Портрет посетителей |
159 |
Основные конкуренты сети |
160 |
Пышка |
161 |
Портрет посетителей |
161 |
Основные конкуренты сети |
162 |
Шоколадница |
163 |
Портрет посетителей |
163 |
Основные конкуренты сети |
164 |
Анализ тональности высказываний о компании в социальных сетях |
165 |
Штолле |
168 |
Портрет посетителей |
168 |
Основные конкуренты сети |
169 |
Рис. 1. Распределение респондентов в зависимости от их пола, % от общего количества опрошенных |
20 |
Рис. 2. Распределение респондентов в зависимости от их возраста, % от общего количества опрошенных |
20 |
Рис. 3. Распределение респондентов в зависимости от их семейному положению, % от общего количества опрошенных |
21 |
Рис. 4. Распределение респондентов в зависимости от уровня их среднемесячного дохода на семью, % от общего количества опрошенных |
22 |
Рис. 5. Распределение респондентов в зависимости от их социально-профессионального статуса, % от общего количества опрошенных |
23 |
Рис. 6. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от опрошенных россиян |
24 |
Рис. 7. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от респондентов соответствующего ПОЛА |
25 |
Рис. 8. Помесячная динамика оборота общественного питания за 2004-2012 гг., млн. руб. (в ценах декабря 2012 года) |
28 |
Рис. 9. Относительный темп прироста оборота общественного питания (в ценах декабря 2012 года), % к соответствующему месяцу предыдущего года |
29 |
Рис. 10. Динамика оборота общественного питания в 2004-2012 гг., млрд. руб. (в ценах декабря 2012 года) |
30 |
Рис. 11. Проникновение смартфонов и планшетов в России 100 тыс.+, I полугодие 2009 - I полугодие 2012 года, % от россиян в возрасте 18-54 лет, проживающих в крупных городах России |
34 |
Рис. 12. «Какие технологические тренды в ресторанной индустрии Вы можете выделить?», % от опрошенных шеф-поваров |
35 |
Рис. 13. «Какие из перечисленных технологических новшеств УЖЕ внедрены в вашем ресторане?», % от опрошенных шеф-поваров |
36 |
Рис. 14. Динамика количества интернет-пользователей (месячная интернет-аудитория) в России в 2012-2020 гг., млн. чел. старше 18 лет |
37 |
Рис. 15. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему поведению?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания |
38 |
Рис. 16. Уровень доверия к различным источникам информации о товарах и услугах при принятии решения о покупке, усл. ед. (1 - совсем не доверяю, 7 - полностью доверяю) |
39 |
Рис. 17. «Укажите, пожалуйста, в каких социальных сетях, сайтах знакомств и иных ресурсах веб 2.0 Вы зарегистрированы?», % от опрошенных интернет-пользователей |
40 |
Рис. 18. Сравнение упоминаемости исследуемых кафе и ресторанов в социальных медиа, январь 2013 года, количество упоминаний без спама |
40 |
Рис. 19. Динамика упоминаемости исследуемых кафе и ресторанов в социальных медиа, количество упоминаний без спама |
41 |
Рис. 20. «Как Вы отнеситесь к купонам, предлагающим скидки на посещение ресторанов от 50% до 90%?», % от опрошенных шеф-поваров |
43 |
Рис. 21. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания (18-54 лет, Россия 100 тыс. +) |
46 |
Рис. 22. «Укажите, пожалуйста, какие из перечисленных утверждений наилучшим образом описывают настроение посетителей ресторанов?», % от опрошенных шеф-поваров |
46 |
Рис. 23. «Укажите, пожалуйста, какие из перечисленных утверждений наилучшим образом описывают настроение посетителей ресторанов?», % от опрошенных шеф-поваров |
47 |
Рис. 24. «Оцените, пожалуйста, какие национальные кухни будут в моде в 2013 - 2014 гг.?», % от опрошенных шеф-поваров |
48 |
Рис. 25. «Какую национальную кухню Вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания |
49 |
Рис. 26. «Укажите, пожалуйста, основные составляющие успеха любого ресторана?», % от опрошенных шеф-поваров |
50 |
Рис. 27. «По Вашему мнению, к каким последствиям приведет запрет курения в ресторанах?», % от опрошенных шеф-поваров |
51 |
Рис. 28. «Какую национальную кухню Вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания |
52 |
Рис. 29. «Какую национальную кухню Вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ПОЛА |
53 |
Рис. 30. «При посещении заведений общественного питания, какие безалкогольные напитки Вы чаще всего заказываете?», % от общего количества опрошенных посетителей заведений общественного питания |
57 |
Рис. 31. «При посещении заведений общественного питания, какие безалкогольные напитки Вы чаще всего заказываете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ПОЛА |
58 |
Рис. 32. «При посещении заведений общественного питания, какие виды кофе Вы обычно заказываете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания |
62 |
Рис. 33. «При посещении заведений общественного питания, какие виды кофе Вы обычно заказываете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ПОЛА |
63 |
Рис. 34. «При посещении заведений общественного питания, какие блюда вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания |
66 |
Рис. 35. «При посещении заведений общественного питания, какие блюда вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ПОЛА |
67 |
Рис. 36. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», % от общего количества опрошенных |
73 |
Рис. 37. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», % от респондентов соответствующего ПОЛА |
74 |
Рис. 38. Основные причины питания вне дома, % от опрошенных, посещавших заведения общепита в течение марта 2012 г. - марта 2013 г. |
77 |
Рис. 39. Основные причины питания вне дома, 2012-2013 гг., % от респондентов, посещавших заведения общепита |
78 |
Рис. 40. Основные причины питания вне дома, % от респондентов соответствующего ПОЛА, посещавших заведения общепита в течение марта 2012 г. - марта 2013 г. |
79 |
Рис. 41. Отношение россиян к питанию вне дома, % от респондентов, посещавших заведения общепита в течение марта 2012 г. - марта 2013 г. |
81 |
Рис. 42. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома - дорогое удовольствие», 2012-2013 гг., % от респондентов, посещавших заведения общепита |
81 |
Рис. 43. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома - дорогое удовольствие», % от респондентов соответствующего ВОЗРАСТА, посещавших заведения общепита |
82 |
Рис. 44. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома - дорогое удовольствие», % от респондентов с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА (на семью), посещавших заведения общепита |
82 |
Рис. 45. Отношение россиян к выражению «Питаться вне дома вредно для здоровья», 2012-2013 гг., % от респондентов, посещавших заведения общепита |
83 |
Рис. 46. Отношение россиян к выражению «Питаться вне дома вредно для здоровья», % от респондентов с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА (на семью), посещавших заведения общепита |
83 |
Рис. 47. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома - это часть моей повседневной жизни», 2012-2013 гг., % от респондентов, посещавших заведения общепита |
84 |
Рис. 48. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома - это часть моей повседневной жизни», % от респондентов соответствующего ВОЗРАСТА, посещавших заведения общепита |
84 |
Рис. 49. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома - это часть моей повседневной жизни», % от респондентов с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА (на семью), посещавших заведения общепита |
85 |
Рис. 50. Отношение россиян к процессу выбора заведений общепита и блюд, подаваемых в них, % от респондентов, посещавших заведения общепита в течение марта 2012 г. - марта 2013 г. |
86 |
Полный список иллюстраций в демо-версии исследования.
Табл. 1. Структура выборки по региону проживания, % от общего количества опрошенных |
19 |
Табл. 2. Структура выборки по городам проживания, % от общего количества опрошенных |
19 |
Табл. 3. Распределение респондентов в зависимости от их пола, % от опрошенных, проживающих в соответствующей географической зоне |
20 |
Табл. 4. Распределение респондентов в зависимости от их возраста, % от опрошенных, проживающих в соответствующей географической зоне |
21 |
Табл. 5. Распределение респондентов в зависимости от их семейного положения, % от опрошенных, проживающих в соответствующей географической зоне |
21 |
Табл. 6. Распределение респондентов в зависимости от уровня их среднемесячного дохода на семью и региона проживания, % от общего количества опрошенных в географической зоне |
22 |
Табл. 7. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от респондентов соответствующего ВОЗРАСТА |
26 |
Табл. 8. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от респондентов, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ |
26 |
Табл. 9. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от респондентов с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА на семью |
27 |
Табл. 10. Некоторые примеры положительных и отрицательных отзывов, оставленными посетителями исследуемых ресторанов и кафе (с модерацией) |
42 |
Табл. 11. «Укажите, пожалуйста, какие из перечисленных утверждений наилучшим образом описывают ключевые тенденции 2013 - 2014 гг., происходящие в ресторанной индустрии?», % от опрошенных шеф-поваров |
44 |
Табл. 12. «Какую национальную кухню Вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ВОЗРАСТА |
54 |
Табл. 13. «Какую национальную кухню Вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ |
55 |
Табл. 14. «Какую национальную кухню Вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА на семью |
55 |
Табл. 15. «При посещении заведений общественного питания, какие безалкогольные напитки Вы чаще всего заказываете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ВОЗРАСТА |
59 |
Табл. 16. «При посещении заведений общественного питания, какие безалкогольные напитки Вы чаще всего заказываете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ |
60 |
Табл. 17. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от респондентов с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА на семью |
61 |
Табл. 18. «При посещении заведений общественного питания, какие виды кофе Вы обычно заказываете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ВОЗРАСТА |
64 |
Табл. 19. «При посещении заведений общественного питания, какие виды кофе Вы обычно заказываете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА на семью |
64 |
Табл. 20. «При посещении заведений общественного питания, какие блюда вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ВОЗРАСТА |
68 |
Табл. 21. «При посещении заведений общественного питания, какие блюда вы предпочитаете?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ |
69 |
Табл. 22. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от респондентов с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА на семью |
70 |
Табл. 23. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания соответствующего ВОЗРАСТА |
75 |
Табл. 24. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему поведению?», % от опрошенных посетителей заведений общественного питания, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ |
75 |
Табл. 25. «Как Вы предпочитаете проводить свой досуг с семьей и друзьями?», % от респондентов с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА на семью |
76 |
Табл. 26. Основные причины питания вне дома, % от респондентов соответствующего ВОЗРАСТА, посещавших заведения общепита в течение марта 2012 г. - марта 2013 г. |
80 |
Табл. 27. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома - это часть моей повседневной жизни», % от респондентов, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ и посещавших заведения общепита |
85 |
Табл. 28. Доли посетителей кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных |
99 |
Табл. 29. Частота посещения кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ПОЛА |
101 |
Табл. 30. Частота посещения кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ВОЗРАСТА |
101 |
Табл. 31. Частота посещения кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА (на семью) |
101 |
Табл. 32. Частота посещения кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских, проживающих в соответствующих географических зонах |
102 |
Табл. 33. Распределение затрат посетителей кофеен и кафе-кондитерских за ОДНО посещение на ОДНОГО посетителя, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ПОЛА |
104 |
Табл. 34. Распределение затрат посетителей кофеен и кафе-кондитерских за ОДНО посещение на ОДНОГО посетителя, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ВОЗРАСТА |
104 |
Табл. 35. Распределение затрат посетителей кофеен и кафе-кондитерских за ОДНО посещение на ОДНОГО посетителя, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА (на семью) |
104 |
Табл. 36. Распределение затрат посетителей кофеен и кафе-кондитерских за ОДНО посещение на ОДНОГО посетителя, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских, проживающих в соответствующих географических зонах |
105 |
Табл. 37. Важность факторов, оказывающих влияние на выбор кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ВОЗРАСТА |
109 |
Табл. 38. Важность факторов, оказывающих влияние на выбор кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА на семью |
110 |
Табл. 39. Важность факторов, оказывающих влияние на выбор кофеен и кафе-кондитерских, % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских, проживающих в соответствующих географических зонах |
110 |
Табл. 40. «Каким образом Вы обычно расплачиваетесь за заказ в кофейнях и кафе-кондитерских?», % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ПОЛА |
113 |
Табл. 41. «Каким образом Вы обычно расплачиваетесь за заказ в кофейнях и кафе-кондитерских?», % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ВОЗРАСТА |
114 |
Табл. 42. «Каким образом Вы обычно расплачиваетесь за заказ в кофейнях и кафе-кондитерских?», % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских с соответствующим уровнем среднемесячного ДОХОДА (на семью) |
114 |
Табл. 43. «Каким образом Вы обычно расплачиваетесь за заказ в кофейнях и кафе-кондитерских?», % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских, проживающих в соответствующих географических зонах |
114 |
Табл. 44. «Сколько чаевых Вы обычно оставляете в кофейнях / кафе-кондитерских?», % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ПОЛА |
115 |
Табл. 45. «Сколько чаевых Вы обычно оставляете в кофейнях / кафе-кондитерских?», % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских соответствующего ВОЗРАСТА |
115 |
Табл. 46. «Сколько чаевых Вы обычно оставляете в кофейнях / кафе-кондитерских?», % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских, проживающих в соответствующих географических зонах |
116 |
Табл. 47. Некоторые примеры положительных и отрицательных отзывов, оставленными посетителями сети «Кофе Хауз» (с модерацией) |
156 |
Табл. 48. Некоторые примеры положительных и отрицательных отзывов, оставленными посетителями сети «Шоколадница» (с модерацией) |
165 |