Старая цена исследования - 30 000 руб.
Настоящее исследование посвящено описанию внутреннего туристического рынка в России. В исследовании рассматриваются основные характеристики рынка, включая оценку объема рынка, тенденции и прогнозы его развития. Отчет включает краткое описание отрасли и ее места в структуре экономики. В отчете рассматриваются особенности деятельности государственных органов, заинтересованных в деятельности отрасли.
В отчете содержатся результаты опроса посетителей сайта turist.ru об отношении российских туристов к путешествиям внутри страны.
В отчете приведены профили крупнейших игроков. Профили включают краткое описание компании, набор предлагаемых услуг, имена руководителей и контактную информацию.
Отдельное внимание уделено региональному развитию рынка. В отчете приводятся сведения о перспективных направлениях развития туризма в регионах, инвестиционных проектах и объектах.
В данном исследовании содержится описание туристического потенциала и инвестиционных площадок в рамках проекта создания особых экономических зон Центрального и Северо-Западного федерального округов: приводится описание инвестиционных площадок и проектов Ивановской области, Калужской области, Тверской области, Республики Карелия, Архангельской области, Вологодской области, Новгородской области и Калининградской области.
Аннотация........................................................................................................................................... 3
Полное оглавление............................................................................................................................. 4
Список диаграмм................................................................................................................................ 7
Список таблиц.................................................................................................................................... 9
Резюме............................................................................................................................................... 12
Глоссарий.......................................................................................................................................... 13
Современное состояние туристического рынка в России............................................................ 14
Место туризма в структуре ВВП России.................................................................................... 14
Инвестиции в отрасль.................................................................................................................. 17
Инвестиционный климат в РФ............................................................................................... 17
Инвестиции в туристической отрасли................................................................................... 18
Основные показатели туристической отрасли.......................................................................... 19
Объем российского туристического рынка............................................................................ 19
Доля туристических услуг в общем объеме платных услуг................................................... 19
Въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию...................................................... 20
Выезд граждан Российской Федерации за рубеж.................................................................. 20
Государственное регулирование отрасли.................................................................................. 21
Государственные органы......................................................................................................... 21
Профессиональные отраслевые сообщества.......................................................................... 22
Туристические информационные центры (ТИЦ).................................................................. 24
Внутреннее саморегулирование - выставки, премии........................................................... 24
Государственная политика в отношении туризма................................................................ 25
Общая характеристика российского рынка внутреннего туризма............................................... 28
Объем рынка внутреннего туризма............................................................................................ 28
Структура рынка внутреннего туризма...................................................................................... 28
Сегменты рынка по производителям туристического продукта.......................................... 28
Типы и виды туризма............................................................................................................... 29
Факторы развития внутреннего туризма.................................................................................... 31
Факторы спроса........................................................................................................................ 31
Факторы предложения............................................................................................................. 33
Факторы, сдерживающие развитие внутреннего туризма в России................................... 34
Рейтинг туроператоров рынка внутреннего туризма России.................................................. 36
Профили основных игроков рынка внутреннего туризма........................................................ 36
Группа компаний "РВБ-Алеан"............................................................................................... 36
"Бюро путешествий "Ориент".................................................................................................. 38
Туроператор "Дельфин"............................................................................................................ 39
Туроператор "Орфей"................................................................................................................ 40
СетьТурагентств Мульти Тур.................................................................................................. 41
Туроператор "Астравел"........................................................................................................... 41
Результаты Интернет-опроса...................................................................................................... 42
Характеристика исследования................................................................................................ 42
Виды и частота отдыха в пределах России............................................................................ 43
Затраты на отдых...................................................................................................................... 44
Удаленность места отдыха...................................................................................................... 44
Длительность отдыха в пределах России............................................................................... 45
Предпочитаемые места размещения во время отдыха.......................................................... 45
Доля организованного туризма............................................................................................... 46
Основные тенденции развития рынка внутреннего туризма.................................................. 46
Туристический комплекс регионов................................................................................................. 49
Основные направления развития туризма в регионах России................................................ 49
Деловой туризм........................................................................................................................ 49
Пляжный и рекреационный туризм....................................................................................... 51
Познавательный туризм........................................................................................................... 58
Экологический туризм............................................................................................................. 64
Специализированный туризм................................................................................................. 65
Туристско-рекреационные ОЭЗ.................................................................................................. 69
Общие сведения........................................................................................................................ 69
Конкурс заявок на создание ОЭЗ............................................................................................ 71
Особенности режима ведения предпринимательской деятельности для резидентов
создаваемой ТРЗ....................................................................................................................... 72
Описание особых экономических зон.................................................................................... 73
Региональные особые экономические зоны.............................................................................. 77
Инвестиционные площадки развития туризма Центрального и Северо-Западного
федеральных округов........................................................................................................................ 78
Калужская область........................................................................................................................ 79
Социально-экономическое развитие региона....................................................................... 79
Инвестиционная привлекательность региона....................................................................... 82
Общая характеристика туристической отрасли региона....................................................... 84
Природно-климатический потенциал.................................................................................... 86
Историко-культурный потенциал........................................................................................... 86
Планы региона в отношении инфраструктуры туризма....................................................... 87
Концепция особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Таруса"........ 88
Инвестиционные площадки на территории ОЭЗ................................................................. 90
Другие инвестиционные площадки области......................................................................... 98
Инфраструктура региона........................................................................................................ 102
Ивановская область.................................................................................................................... 103
Социально-экономическое развитие региона..................................................................... 103
Инвестиционная привлекательность региона..................................................................... 104
Общая характеристика туристической отрасли региона..................................................... 105
Природно-климатический потенциал.................................................................................. 106
Историко-культурный потенциал......................................................................................... 107
Рекреационно-оздоровительный потенциал....................................................................... 108
Планы региона в отношении инфраструктуры туризма..................................................... 108
Концепция особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Плёс"......... 109
Инвестиционные площадки и проекты на территории ОЭЗ............................................. 115
Инфраструктура региона........................................................................................................ 119
Тверская область......................................................................................................................... 121
Социально-экономическое развитие региона..................................................................... 121
Инвестиционная привлекательность региона..................................................................... 122
Общая характеристика туристической отрасли................................................................... 123
Природно-климатический потенциал.................................................................................. 126
Историко-культурный потенциал......................................................................................... 126
Планы региона в отношении инфраструктуры туризма..................................................... 127
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Парк цивилизаций"....... 127
Инвестиционные площадки на территории ОЭЗ............................................................... 132
Инфраструктура региона........................................................................................................ 136
Калининградская область.......................................................................................................... 137
Социально-экономическое развитие региона..................................................................... 137
Инвестиционная привлекательность региона..................................................................... 139
Общая характеристика туристической области................................................................... 140
Природно-климатический потенциал.................................................................................. 142
Рекреационно-оздоровительный потенциал....................................................................... 142
Культурно-исторический потенциал................................................................................... 143
Планы региона в отношении инфраструктуры туризма..................................................... 146
Концепция особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Куршская коса" 148
Инвестиционные площадки и проекты на территории ОЭЗ............................................. 149
Инфраструктура региона........................................................................................................ 151
Республика Карелия................................................................................................................... 156
Социально-экономическое развитие региона..................................................................... 156
Инвестиционная привлекательность региона..................................................................... 160
Общая характеристика туристической отрасли региона..................................................... 161
Природно-климатический потенциал.................................................................................. 165
Культурно-исторический потенциал................................................................................... 165
Планы региона в отношении инфраструктуры туризма..................................................... 166
Концепция особой экономической зоны туристско-рекреационного типа..................... 167
Инвестиционные площадки и проекты на территории ОЭЗ............................................. 172
Инфраструктура региона........................................................................................................ 180
Архангельская область............................................................................................................... 186
Социально-экономическое развитие региона..................................................................... 186
Инвестиционная привлекательность региона..................................................................... 187
Общая характеристика туристической отрасли................................................................... 189
Природно-климатический потенциал.................................................................................. 189
Историко-культурный потенциал......................................................................................... 190
Планы региона в отношении инфраструктуры туризма..................................................... 191
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Соловки-Беломорье"..... 192
Инвестиционные площадки на территории ОЭЗ............................................................... 192
Инфраструктура региона........................................................................................................ 195
Вологодская область................................................................................................................... 196
Социально-экономическое развитие региона..................................................................... 196
Инвестиционная привлекательность региона..................................................................... 197
Общая характеристика туристической отрасли региона..................................................... 197
Природно-климатический потенциал области................................................................... 199
Историко-культурный потенциал......................................................................................... 200
Планы региона в отношении инфраструктуры туризма..................................................... 201
Концепция особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Дед Мороз" 201
Инвестиционные площадки и проекты на территории ОЭЗ............................................. 202
Инфраструктура региона........................................................................................................ 209
Новгородская область................................................................................................................. 212
Социально-экономическое развитие региона..................................................................... 212
Инвестиционная привлекательность региона..................................................................... 213
Общая характеристика туристической отрасли региона..................................................... 216
Природно-климатический потенциал.................................................................................. 217
Историко-культурный потенциал......................................................................................... 218
Планы региона в отношении развития инфраструктуры туризма..................................... 218
Концепция особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Валдай"..... 219
Инвестиционные площадки и проекты на территории ОЭЗ............................................. 225
Инфраструктура региона........................................................................................................ 227
По данным «Анализа рынка делового туризма в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г численность деловых поездок в стране выросла на 21%: с 17 до 21 млн. Уход зарубежных компаний, перестройка бизнес-процессов, построение новых экономических связей, расширение деятельности за пределами своего региона требовали от российского бизнеса большего числа деловых поездок.
По данным «Анализа рынка делового туризма в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г его оборот в стране снизился на 10,3%: с 678 до 608 млрд руб. Потребителями услуг в сфере бизнес-туризма являются сотрудники, направленные в деловую поездку. Рабочие поездки совершаются с целью развития бизнеса, налаживания сотрудничества с деловыми партнерами, встречи с клиентами, участия в конференциях и выставках.