Маркетинговое исследование рынка туристических услуг в России
Методы исследования:
Источники данных:
Ключевые потребители маркетингового исследования рынка туристических услуг:
Возможности применения маркетингового исследования рынка туристических услуг:
В данном исследовании проведен анализ рынка туристических услуг в Российской Федерации по основным сферам туризма: гостиничная, санаторно-курортная и деятельность турагентов.
Обзор гостиничного и санаторно-курортного рынка включает такие показатели, как:
· количество организаций,
· номерной фонд;
· число мест размещения;
· количество размещенных лиц;
· число ночевок;
· цены и влияние сезонности на рынок услуг по размещению;
· объем рынка.
Показатели приведены как в целом по России, так и по регионам.
Кроме того, в исследовании проведен анализ по деятельности туристических фирм по таким показателям как:
· количество и стоимость реализованных турпакетов;
· основные направления, отправленных в туры россиян.
Кроме того, приведены данные по финансовому состоянию гостиничной, санаторно-курортной отраслей и услуг туристических фирм:
· объём и динамика выручки;
· динамика и структура прибыли (убытка);
· анализ рентабельности (убыточности).
Оценена инвестиционная привлекательность отрасли и влияние на нее геополитической и экономической обстановки, а также последствий из-за пандемии COVID-19.
В исследовании оценен объем и структура рынка туристических услуг, его динамика и перспектива развития.
Ключевые выводы по исследованию рынка туристических услуг
Последние несколько лет туризм в России активно развивался. Российское правительство определило туризм как ключевой сектор экономического развития и приняло различные меры по продвижению страны как туристического направления. Они включают в себя улучшение инфраструктуры, упрощение визовых процедур и создание новых туристических достопримечательностей.
Таблица 1. Основные показатели развития туристической отрасли в России.
|
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом внутреннем продукте Российской Федерации, % |
2,7 |
2,7 |
*** |
*** |
*** |
|
Объем услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию и сопутствующих им услуг, млрд рублей |
166,5 |
172,1 |
*** |
*** |
*** |
|
Объем услуг специализированных коллективных средств размещения, млрд рублей |
137,0 |
159,7 |
*** |
*** |
*** |
|
из них объем услуг санаторно-курортных организаций, млрд рублей |
112,3 |
129,1 |
*** |
*** |
*** |
|
Объем услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья, млрд рублей |
219,9 |
255,7 |
*** |
*** |
*** |
|
Число коллективных средств размещения |
25 292 |
28 074 |
*** |
*** |
*** |
|
Число номеров в коллективных средствах размещения, тыс. |
884,3 |
975,6 |
*** |
*** |
*** |
|
Число мест в коллективных средствах размещения, тыс. |
2 167,9 |
2 415,3 |
*** |
*** |
*** |
|
Число ночевок в коллективных средствах размещения, млн |
253,0 |
274,6 |
*** |
*** |
*** |
|
Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек |
53 534,4 |
60 921,3 |
*** |
*** |
*** |
|
Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек |
8 028,8 |
10 616,8 |
*** |
*** |
*** |
|
Число въездных туристских поездок, тыс. поездок |
24 390 |
24 551 |
*** |
*** |
*** |
|
Число выездных туристских поездок, тыс. поездок |
39 629 |
41 964 |
*** |
*** |
*** |
|
Число туристских фирм |
13 579 |
13 674 |
*** |
*** |
*** |
|
Численность граждан России, отправленных в туры по России, тыс. человек |
3 285,4 |
3 374,6 |
*** |
*** |
*** |
|
Численность граждан России, отправленных в зарубежные туры, тыс. человек |
5 630,0 |
5 486,3 |
*** |
*** |
*** |
|
Экспорт услуг по статье «Поездки», млрд долларов США |
8,9 |
11,6 |
*** |
*** |
*** |
|
в % от общего объему экспорта услуг |
15,5 |
17,9 |
*** |
*** |
*** |
Источник: Росстат
В 2020 году из-за панедмии COVID-19 и связанных с ней мер ограничений, туристическая отрасль пострадала как в России, так и в мире. По оценке правительства РФ, недополученные доходы туриндустрии составили не менее *** трлн. рублей. По всем основным показателям развития туризма в 2020 году произошли значительные снижения.
В 2021 году по мере снятия ограничений рынок туристических услуг не только восстановился, но и вырос.
По данным Ростуризма за 2021 год, туристические поездки с ночевками совершили около *** млн человек, а общее количество путешествовавших по России туристов – с учетом экскурсионных туров без ночевок – превысило *** млн человек.
В стране функционирует *** классифицированных объектов размещения, способных одновременно принять ***млн туристов.
Туризм обеспечивает порядка *** млн рабочих мест и создает дополнительно *** рабочих места в смежных отраслях экономики, а в ряде регионов и больше ***.
В период с 2014 по 2019 гг. в России наблюдалось стремительное развитие гостиничного бизнеса. В крупные города приходили международные гостиничные компании, росло число маленьких частных отелей, реконструировались старые советские гостиницы. В 2020 году гостиничный бизнес оказался одним из самых пострадавших из-за COVID-19, но в 2021 году произошло не только восстановление, но и рост.
В 2021 году объем платных услуг гостиниц по РФ составлял *** млрд. руб., что на 56,6% выше показателя 2020 года и на 15% выше показателя 2019 года.
В 2022 году рост рынка гостиничных услуг продолжился. Объем рынка вырос на 6,8% до *** млрд. руб.
В период с января по декабрь 2022 года выручка КСР составила *** млрд. рублей, что на 2,9% выше показателя аналогичного периода 2021 года.
В 2022 году уровень рентабельности от деятельности по предоставлению мест для временного проживания снизилась к показателю 2021 года и составила 6,6%.
В последние годы санаторно-курортный комплекс России показывает разнонаправленную динамику. При снижении количества санаторно-курортных организаций, количества размещенных в СКО и числа мест в СКО, доходы СКО увеличились. Увеличение доходов, прежде всего, связано с повышением цен на оказываемые услуги.
До 2020 года объем рынка санаторно-курортных услуг стабильно рос в среднем на ***% в год. Из-за пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничений в 2020 году рынок санаторно-курортных услуг сократился на 24%. Однако уже в 2021 году рынок не только восстановился, но и показал значительный рост. Так рост относительно показателя 2020 года составил 48%, а относительно показателя 2019 года – 12,5%. Всего же в 2021 году было оказано санаторно-курортных услуг на *** млрд. руб.
В последние годы вырос спрос на лечебно-оздоровительный отдых. Пандемия COVID-19 также повысила интерес населения к реабилитации и оздоровлению. По мнению экспертов, с учетом состояния здоровья населения России, в санаторно-курортном оздоровлении нуждаются *** % взрослых и ***% детей.
По расчетам ЭКЦ «ИнвестПроект», учитывая темп роста рынка санаторно-курортных услуг предыдущих лет (***% в год), падение рынка в 2020 году из-за пандемии COVID-19, а также снижения доходов населения из-за сложившейся геополитической и экономической ситуации, его объем к 2026 году может составить *** млрд. руб.
По данным Росстата, в 2021 году на российском рынке работало *** туристических фирм.
Число отправленных российских туристов в туры составило - *** млн. чел., при этом почти *** млн. было отправлено в туры по России.
Сумма комиссионных, агентских и иных вознаграждений в 2021 году выросла почти в *** раза и составила *** млрд. рублей. В 2021 году туроператорами было реализовано *** млн. турпакетов общей стоимостью *** млрд. руб.
В 2022 году рынок туристических услуг полностью восстановился и, несмотря на сложную геополитическую и экономическую ситуацию показал значительный рост. Объем рынка услуг туристических фирм в 2022 году вырос на 38,5% к показателю 2021 года и составил *** млрд. руб. Такой значительный рост был благодаря развитию внутреннего туризма.
В 2021 году, после снятия ограничений, выручка турагентств не только восстановилась, но и выросла до *** млрд. руб. Это на 14% выше показателя 2019 года и почти в *** раза выше показателя 2020 года. В 2022 году выручка турагентств значительно обогнала показатели 2021 года и выросла еще на 95% и составила *** млрд. рублей.
В 2019 году была утверждена «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035», согласно которой требуется увеличение количества мест в коллективных средствах размещения до 4,3 млн. к 2035 году, при этом общее количество размещенных в коллективных средствах размещения должно вырасти до 176 млн. человек. Стратегия направлена на развитие новых туристических направлений, повышение качества туристических услуг и продвижение России как безопасного и привлекательного направления.
По данным Комитета по туризму Организации экономического сотрудничества и развития, в последние годы отрасль формирует около *** процентов валового внутреннего продукта страны и *** процента общей численности занятых, что значительно ниже, чем в ряде развитых стран мира.
На основании проведенного анализа, были выявлены положительные факторы для развития инвестиционных проектов в туристической отрасли:
· ***;
· ***;
· ***;
· ***;
· ***;
· ***.
Итого маркетинговое исследование рынка туристических услуг содержит 119 страниц, 41 таблицу, 33 графика и 21 диаграмму.
Содержание маркетингового исследования рынка туристических услуг
1. РЕЗЮМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |
5 |
2. ТЕКУЩАЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ |
8 |
1. ПРОГНОЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА 2023-2025 ГГ. |
12 |
4. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ В 2021-2022 Г. |
14 |
5. РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ РФ |
20 |
5.1. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения |
20 |
5.2. Предложение на рынке гостиниц |
24 |
5.2.1. Количество мест в КСР |
24 |
5.2.2. Количество номеров в КСР |
25 |
5.3. Спрос на рынке гостиниц |
31 |
5.3.1. Въездной и выездной туристический поток |
31 |
5.3.2. Структура турпотока по целям поездок |
33 |
5.3.3. Численность иностранных граждан, размещенных в КСР РФ |
37 |
5.3.4. Количество ночевок |
40 |
5.4. Ценовые предложения на услуги средств размещения |
41 |
5.4.1. Средние цены на проживание в гостинице |
41 |
5.5. Объем платных услуг гостиниц и аналогичных СР |
54 |
5.6. Финансовое состояние гостиничного бизнеса |
55 |
5.6.1. Выручка от деятельности по предоставлению мест для временного проживания |
55 |
5.6.2. Рентабельность (убыточность) от деятельности гостиниц |
56 |
5.6.3. Доходы коллективных средств размещения |
56 |
6. РЫНОК САНАТОРНО-ОЗОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ |
58 |
6.1. Основные показатели деятельности санаторно-курортных организаций |
58 |
6.2. Предложение на рынке санаториев в России |
60 |
6.2.1. Количество санаториев |
60 |
6.2.2. Количество мест в санаторно-курортных организациях |
64 |
6.2.3. Количество номеров в санаториях |
68 |
6.3. Спрос на услуги санаторно-курортных организаций в России |
72 |
6.3.1. Численность посетителей санаторно-курортных организаций |
72 |
6.3.2. Количество ночевок |
76 |
6.4. Ценовые предложения на услуги санаториев |
81 |
6.4.1. Средние цены на услуги санаториев |
81 |
6.4.2. Влияние сезонности на цены санаториев |
85 |
6.5. Финансовое состояние санаторно-курортной отрасли |
86 |
6.5.1. Выручка санаторно-курортных организаций |
86 |
6.5.2. Прибыль санаторно-курортных организаций |
88 |
6.5.3. Рентабельность санаторно-курортных организаций |
90 |
6.6. Инвестиционные проекты в санаторно-курортной отрасли |
93 |
6.7. Объем рынка санаторно-курортных услуг |
94 |
6.8. Крупнейшие санатории РФ |
96 |
6.9. Перспективы развития рынка санаторно-курортных услуг |
98 |
7. РЫНОК УСЛУГ ТУРАГЕНТСТВ РФ |
101 |
7.1. Основные показатели деятельности туристических фирм |
101 |
7.2. Реализация турпакетов |
105 |
7.3. Объем рынка услуг туристических агентств |
110 |
7.4. Финансовое состояние турагенств |
112 |
7.4.1. Выручка туристических организаций |
112 |
7.4.2. Прибыль туристических агентств |
113 |
7.4.3. Рентабельность туристических агентств |
114 |
8. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА |
115 |
9. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РФ ДО 2035 Г. |
117 |
10. О РАЗРАБОТЧИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |
119 |
Итого маркетинговое исследование рынка туристических услуг содержит 119 страниц, 41 таблицу, 33 графика и 21 диаграмму.
Список графиков
График 1. Прогноз по инфляции в РФ до 2025 г.
График 2. Прогноз по динамике ВВП РФ до 2025 г.
График 3. Динамика количества коллективных средств размещение в РФ, 2017 - 2021 гг., ед.
График 4. Динамика числа гостиниц и аналогичных СР в РФ, 2017 - 2021 гг., ед.
График 5. Динамика числа мест в КСР в России, 2017-2021 гг., ед.
График 6. Динамика числа номеров в коллективных средствах размещения в РФ, 2017-2021 гг., ед.
График 7. Динамика количества номеров высшей категории в гостиницах и аналогичных средствах размещения в РФ, 2017 - 2021 гг., ед.
График 8. Динамика площади номерного фонда КСР, 2017-2021 гг., кв. м.
График 9. Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения, 2010 – 2021 гг., млн. чел.
График 10. Динамика численности размещенных иностранных граждан в КСР по РФ, 2016 - 2021 гг., чел.
График 11. Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения РФ по странам гражданства в 2020-2021 гг., тыс. чел.
График 12. Динамика общего числа ночевок в КСР по РФ, 2017 - 2021 гг., ед.
График 13. Средняя загруженность и средние цены КСР РФ в разбивке по сезонам (по оценкам экспертов).
График 14. Динамика объема рынка платных услуг гостиниц РФ, 2018 - 2022 гг., тыс. руб.
График 15. Динамика выручки от деятельности по предоставлению мест для временного проживания в РФ, 2017 - 2022 гг., тыс. руб.
График 16. Динамика рентабельности от деятельности по предоставлению мест для временного проживания в РФ, 2017 - 2022 гг., %.
График 17. Динамика доходов коллективных средств размещения по РФ, 2017 - 2022 гг., тыс. руб.
График 18. Динамика численности СКО в РФ, 2015 – 2021, ед.
График 19. Динамика числа мест в санаторно-курортных организациях, РФ, 2017-2021, ед.
График 20. Динамика числа номеров в СКО в РФ, 2017-2021, ед.
График 21. Динамика численности размещенных лиц в СКО, 2017 - сентябрь 2022 гг., чел.
График 22. Динамика числа ночевок в СКО в РФ, 2017 – сентябрь 2022 гг., ед.
График 23. Динамика средних цен на размещение в СКО, РФ, 2018- март 2023 гг., руб./день/чел.
График 24. Динамика выручки санаторно-курортных организаций в РФ, 2017 – сентябрь 2022 гг., тыс. руб.
График 25. Динамика прибыли (убытка) от деятельности санаторно-курортных организаций в РФ, 2017-сентябрь 2022 гг., тыс. руб.
График 26. Уровень рентабельности санаторно-курортных организаций в РФ, 2017 - сентябрь 2022 гг., %.
График 27. Динамика объема платных услуг гостиниц РФ, 2017 - 2021 гг., тыс. руб.
График 28. Прогноз развития рынка санаторно-курортных услуг в РФ до 2026 года, млрд. руб.
График 29. Динамика средней стоимости одного турпакета, 2017-2021, тыс. руб.
График 30. Динамика объема платных услуг туристических агентств РФ, 2018 – 2022 гг., тыс. руб.
График 31. Динамика выручки санаторно-курортных организаций в РФ, 2017 - сентябрь 2022 гг., тыс. руб.
График 32. Динамика прибыли (убытка) от деятельности туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма в РФ, 2018-2022, тыс. руб.
График 33. Уровень рентабельности от деятельности туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, РФ, 2018-2022, %.
Список диаграмм
Диаграмма 1. Структура коллективных средств размещение в РФ, 2021 г., %.
Диаграмма 2. Распределение коллективных средств размещения по регионам, 2021, %.
Диаграмма 3. Структура числа мест в коллективных средства размещения по регионам РФ, 2021 г, %.
Диаграмма 4. Структура числа номеров в КСР по регионам РФ, 2021 г., %.
Диаграмма 5. Структура количества номеров высшей категории по ФО, 2021 г, %.
Диаграмма 6. Структура численности размещенных лиц по федеральным округам, 2021 г., %.
Диаграмма 7. Структура численности размещенных лиц в гостиницах по типу гостиниц, 2021, %.
Диаграмма 8. Структура численности лиц, размещенных в КСР РФ, по целям поездок, 2021 год, %.
Диаграмма 9. Размещение иностранных граждан в КСР по ФО, 2021 г.
Диаграмма 10. Структура доходов КСР по ФО, 2022 г., %.
Диаграмма 11. Распределение численности СКО по регионам РФ, %.
Диаграмма 12. Распределение численности мест в СКО по регионам РФ, 2021, %.
Диаграмма 13. Распределение номерного фонда СКО по регионам РФ, %.
Диаграмма 14. Распределение численности размещенных в СКО лиц по регионам, 2021 г., %
Диаграмма 15. Распределение числа ночевок в СКО по регионам РФ, %.
Диаграмма 16. Распределение выручки от деятельности СКО по регионам РФ, %.
Диаграмма 17. Распределение прибыли санаторно-курортных организаций регионам РФ, %.
Диаграмма 18. Региональная структура объёма рынка санаторно-курортных услуг, 2021, %.
Диаграмма 19. Основные направления по странам, отправленных в зарубежные туры российских туристов, 2019-2021 г.
Диаграмма 20. Основные направления, отправленных российских туристов в туры по РФ (в процентах от общего числа отправленных), 2019-2021 г.
Диаграмма 21. Региональная структура объёма рынка услуг турагентств, 2022, %.
Итого маркетинговое исследование рынка туристических услуг содержит 119 страниц, 41 таблицу, 33 графика и 21 диаграмму.
Список таблиц
Таблица 1. Основные показатели развития туристической отрасли в России, 2017-2021 г.
Таблица 2. Показатели деловой активности в РФ, 2021-2022 гг.
Таблица 3. Основные показатели развития туристической отрасли в России, 2017-2021 г.
Таблица 4. Основные показатели туристической отрасли России в первом полугодии 2022 г.
Таблица 5. Основные направления туристического потока в 2022 г.
Таблица 6. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в РФ, 2015-2021 гг.
Таблица 7. Число мест в коллективных средствах размещения вРФ, 2017-2021 гг., ед.
Таблица 8. Число номеров в КСР в РФ, 2017–2021 гг., ед.
Таблица 9. Число номеров высшей категории в гостиницах и аналогичных средствах размещения в РФ, 2017 – 2021 гг., ед.
Таблица 10. Площадь номерного фонда КСР, 2017-2021 гг., кв. м
Таблица 11. Численность размещенных лиц в КСР по РФ, 2017 –2022 гг., чел.
Таблица 12. Число лиц, размещенных в гостиницах по типу гостиницы, РФ, 2017 – 2021 гг., тыс. чел.
Таблица 13. Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, 2017 – 2021 гг., по целям поездок.
Таблица 14. Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по целям поездок и по гражданству в 2021 г. по РФ, тыс. чел.
Таблица 15. Число ночевок в КСР вРФ, 2017 – 2021 гг., ед.
Таблица 16. Среднегодовые цены на проживание в гостинице по ФО, 2022 год, руб./сутки/чел.
Таблица 17. Средние цены на услуги размещения в КСР по категориям по РФ, 2021- март 2023 г., руб./сутки/чел.
Таблица 18. Объём платных услуг гостиниц и аналогичных СР по РФ, 2018- 2022 гг., тыс. руб.
Таблица 19. Выручка от деятельности по предоставлению мест для временного проживания в РФ 2017-2022 гг., тыс. руб.
Таблица 20. Рентабельность от деятельности по предоставлению мест для временного проживания в РФ, январь - сентябрь 2022 гг., %.
Таблица 21. Основные показатели санаторно-курортной отрасли РФ за 2015-2021 гг.
Таблица 22. Средние показатели деятельности санаторно-курортных организаций в 2021 году.
Таблица 23. Численность санаторно-курортных организаций по регионам РФ, 2015-2021, ед.
Таблица 24. Число мест в коллективных средствах размещения по регионам РФ, 2017-2021 гг., ед.
Таблица 25. Число номеров в КСР по регионам РФ, 2017–2021 гг., ед.
Таблица 26. Численность размещенных лиц в КСР по регионам РФ, 2017 – сентябрь 2022 гг., чел.
Таблица 27. Число ночевок в СКО по регионам РФ, 2017 – сентябрь 2022 гг., ед.
Таблица 28. Среднегодовые цены на услуги СКО по РФ, 2018-2022, руб./день/чел.
Таблица 29. Средние цены на услуги размещения в СКО по регионам РФ, 2018 – март 2023 г., руб./сутки/чел.
Таблица 30. Выручка от деятельности санаторно-курортных организаций по регионам РФ, 2017 - сентябрь 2022 гг., тыс. руб.
Таблица 31. Прибыль санаторно-курортных организаций по регионам РФ, 2017 – сентябрь 2022 гг., тыс. руб.
Таблица 32. Уровень рентабельности санаторно-курортных организаций по регионам РФ, 2017 – сентябрь 2022 г.
Таблица 33. Объём рынка услуг санаторно-курортных организаций по регионам РФ, 2017-2021 гг., тыс. руб.
Таблица 34. Рейтинг СКО по выручке в РФ, 2021 г.
Таблица 35. Целевые показатели реализации Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации до 2024 г.
Таблица 36. Основные показатели деятельности туристических фирм в РФ, 2017-2021 г.
Таблица 37. Основные показатели деятельности туристских фирм по регионам РФ в 2021 году.
Таблица 38. Количество и стоимость реализованных населению турпакетов в РФ, 2017-2021 г.
Таблица 39. Стоимость услуг туристических фирм по РФ на поездки и экскурсионные программы, 2021-март 2023 г., руб.
Таблица 40. Объём рынка услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию по регионам РФ, 2018-2022 гг., тыс. руб.
Таблица 41. Целевые показатели развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.
Итого маркетинговое исследование рынка туристических услуг содержит 119 страниц, 41 таблицу, 33 графика и 21 диаграмму.
По данным «Анализа рынка стеновых материалов в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г их производство в стране снизилось на 7,7%: с 7,6 до 7,0 млрд шт. Годом ранее повышенный спрос на рынке индивидуального жилищного строительства за счет возможности ипотечного кредитования привел к тому, что одновременно нужно было строить быстро и много.
По данным «Анализа рынка сахара в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, экспорт сахара из России в 2023 г вырос в 3,2 раза: со 196 до 642 тыс т.
Мезопрепараты – это инъекционные средства, которые используются для улучшения состояния кожи, борьбы с возрастными изменениями и коррекции различных эстетических дефектов. Благодаря высокой эффективности и относительной безопасности, мезопрепараты стали неотъемлемой частью современной косметологии.